Официальный сайт physbook 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Репортаж как жанр журналистики

Размещено: Дмитрий Евгеньевич Решетников - чт, 18/04/2013 - 09:38
Данные об авторе
Автор(ы): 
Решетников Дмитрий Евгеньевич
Место работы, должность: 
МАОУ СОШ №153 Центрального района г.Челябинска, учитель русского языка и литературы
Регион: 
Челябинская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Все целевые аудитории
Класс(ы): 
8 класс
Предмет(ы): 
Русский язык
Цель урока: 

 

Образовательные:

- дать представление о репортаже как жанре журналистики;

- выделить основные признаки жанра;

- формировать умение составлять текст публицистического стиля (текст репортажа);

- формировать орфографическую грамотность учащихся.

Формировать УУД:

Познавательные УУД:  формировать умения воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; выявлять особенности (качества, признаки) разных объектов в процессе их рассматривания (наблюдения);  проверять информацию, находить дополнительную информацию;  применять таблицы, схемы, модели для получения и фиксирования информации;  презентовать подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде; высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы; преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью; преобразовывать объект: импровизировать, изменять, творчески переделывать.

Коммуникативные УУД: формировать уменияоформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета; слушать  и понимать собеседника; планировать учебное сотрудничество со сверстниками, определять цели, функции участников, способы взаимодействия.

Регулятивные УУД: формировать умения  определять учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще неизвестно;  определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; контролировать процесс выполнения учебной задачи сличением способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивать результат своей деятельности.

Личностные УУД: формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; стремление к самореализации, умение осознавать трудности в достижении поставленной цели и желание их преодолеть; стремление к творческому преобразованию действительности; уважение к историческому прошлому своего народа, формировать гражданскую позицию; умение активно  взаимодействовать со своими сверстниками на принципах уважения, сотрудничества и взаимопомощи; воспитывать уважение к историческому прошлому своего народа.

Тип урока: 
Урок комплексного применения ЗУН учащихся
Учащихся в классе (аудитории): 
25
Используемые учебники и учебные пособия: 

 

Русский язык: учебник для 8 кл. общеобразоват. учреждений/ [Л.А.Тростенцова,Т.А.Ладыженская, А.Д.Дейкина, О.М. Александрова; Н.М.Шанский] – М.: Просвещение, 2011.

Используемое оборудование: 

Компьютер, проектор, интерактивная доска.

Используемые ЦОР: 

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%E5%EF%EE%F0%F2%E0%E6 (статья о репортаже как жанре журналистики)

http://www.vesti.ru/videos?vid=410408  ("Инкубатор для космонавтов", репортаж канала "Вести24" )

http://epizodsspace.airbase.ru/bibl/rossoshan/fenomen-CD/foto3.html (фоторепортаж "Феномен Гагарина")

http://kirov.kp.ru/daily/26061/2970746/ (фоторепортаж "Как встречали Гагарина")

 

 

 

Краткое описание: 
На данном уроке развития речи учащиеся продолжают знакомиться с жанрами журналистики. На основе информационной заметки (материал прошлого урока) ученикам предлагается создать собственный репортаж в виде презентации по тому же информационному поводу. Урок соответствует ФГОС второго поколения. Учитель использует технологию проектного обучения и личностно-ориентированный подход. Создание мини-проектов (собственных репортажей) происходит в группах.

 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

Организация. Мотивация.

Приветствие учителем учащихся.

Подготовка класса к работе.

Личностные УУД: формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельностью.

Регулятивные УУД:формировать способность к мобилизации силы и энергии для выполнения учебной задачи.

Актуализация знаний. Повторение.

Выявляет уровень знаний.

Слово учителя:на прошлом уроке мы с вами говорили о новых жанрах журналистики. Проведём небольшой блиц-опрос, чтобы вспомнить  данный материал. Ответы на вопросы будем записывать в первую колонку таблицы «Жанры журналистики». (См.т приложение№1)

 

 

Вопросы:

1)Какой стиль речи, как правило, используется в журналистике?

2) Какова проблематика журналистских текстов?

3) Какие жанры журналистики вам известны?

Дома вы составляли заметку, информационным поводом для которой стало празднование масленицы в нашей школе.  Прочитайте, пожалуйста, собственную заметку. Остальные внимательно слушают и анализируют данный текст. Удалось ли автору заметки раскрыть тему? Какие языковые особенности публицистического стиля здесь присутствуют?

Чертят таблицу, отвечают на вопросы учителя; записывают ключевые понятия; комментируют орфограммы; определяют лексическое значение слова через его этимологию.

Учащийся читает собственную заметку о масленице, которую он составлял дома. Кто-то из класса анализирует её.

Познавательные УУД:   формировать умения воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; применять таблицы, схемы, для фиксирования информации.

Коммуникативные УУД: формировать уменияоформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета; слушать  и понимать собеседника.

Регулятивные УУД:формировать умение выделять и осознавать то, что уже усвоено.

Личностные УУД: формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности через осознание роли и смысла ранее усвоенного в усвоении ещё неизвестного; стремление к самореализации, умение осознавать трудности в достижении поставленной цели и желание их преодолеть; проявлять уважение к чужому труду, внимание к мыслям и чувствам своих сверстников.

Постановка учебной задачи, темы, проблемы урока.

Слово учителя: сегодня мы познакомимся ещё с одним жанром журналистики – репортажем, выявим особенности данного жанра, а также сами на время станем юными журналистами, освещающими некое социально значимое событие. Соответственно, во вторую колонку запишем тему нашего урока «Репортаж как жанр». В неё и будем записывать особенности данного жанра.

Записывают тему урока.

Личностные УУД: формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Коммуникативные УУД: формировать умение внимательно слушать и понимать собеседника.

Регулятивные УУД:формировать способность сосредотачиваться на учебной задаче.

Объяснение нового материала.

Так что же такое репортаж? Каковы его особенности? Для того чтобы  ответить на эти вопросы, просмотрим небольшой видеорепортаж, тематически приуроченный к празднику, который сегодня отмечается во всём мире. Какому событию этот праздник посвящён?

 

(Данный урок совпал с Днём космонавтики. Однако можно выбрать любой другой повод и подобрать соответствующий пример репортажа).

 

 Ваша задача – проанализировать данный текст и выявить отличительные признаки жанра.

Просмотр репортажа об открытии в Звёздном городке космоцентра для детей.

http://www.vesti.ru/videos?vid=410408  ("Инкубатор для космонавтов", репортаж канала "Вести24")

 

Вопросы:

1)В каком стиле выдержан данный текст?

2) Назовите информационный повод для данного репортажа. Какая проблема интересует репортёра? Можно ли назвать её социально значимой?

3) Каковы признаки данного жанра?

4) Могут ли в состав репортажа входить другие жанры журналистики?

Существует репортажи разных видов. Как бы вы определили вид репортажа, только что просмотренного нами? Какие ещё виды репортажа существуют?

 

Хоть вы этого и не подозревали, но многие из вас уже настоящие репортёры. К примеру, некоторые, когда едут  или идут на экскурсию, берут с собой фотоаппараты, делают снимки и в тот же день выкладывают их в социальные сети с соответствующими пояснениями. Это тоже репортаж, только особого вида. Кто скажет, о каком виде репортажа я веду речь?

 

А теперь посмотрим фоторепортаж многолетней давности. Эти фотографии были сделаны 13, 14, 15 апреля 1961 года. На них мы можем увидеть Юрия Гагарина через несколько часов после приземления, а также грандиозную встречу, устроенную москвичами первому космонавту планеты.

Как вы думаете, почему на улицах там много народа, ведь данное мероприятие даже не было запланировано? Какое значение для советского человека имело данное событие? Почему Юрий Алексеевич Гагарин, по сути, стал не только героем СССР, но прежде всего народным героем?

http://epizodsspace.airbase.ru/bibl/rossoshan/fenomen-CD/foto3.html (фоторепортаж "Феномен Гагарина")

http://kirov.kp.ru/daily/26061/2970746/ (фоторепортаж "Как встречали Гагарина")

Просматривают видеорепортаж. Выявляют признаки жанра. Записывают их в таблицу. Отвечают на вопросы учителя.

Познавательные УУД:   формировать умения воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; применять таблицы, схемы, для фиксирования информации; выявлять особенности (качества, признаки) разных объектов в процессе их рассматривания (наблюдения);  проверять информацию, находить дополнительную информацию высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы.

Коммуникативные УУД: формировать уменияоформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета; слушать  и понимать собеседника.

Личностные УУД: формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; активно взаимодействовать со своими сверстниками и учителем на принципах уважения, сотрудничества и взаимопомощи; воспитывать уважение к историческому прошлому своего народа.

Закрепление нового материала. Самостоятельная работа в группах.

Мы выявили основные признаки репортажа как жанра журналистики. Теперь я предлагаю вам создать собственный небольшой репортаж.

Создавать репортажи вы будете в группах. (Учитель делит класс на группы).

Каждой группе предлагается ноутбук, ведь создавать репортажи вы будете в форме презентации. Форма эта нам хорошо знакома. Мы часто обращаемся к ней при выполнении словарной работы. Также в форме презентации вы оформляли собственную социальную рекламу.  Какие два вида репортажа эта форма поможет объединить?

Информационным поводом для ваших репортажей опять же послужит масленица, которую мы с вами недавно отметили. Ваша задача – перенестись в прошлое и детально вспомнить всё события этого традиционного для нашей школы мероприятия. В этом вам поможет папка с фотографиями под названием «Масленица», расположенная на рабочем столе ноутбуков. Из этой папки вы можете выбирать фотографию для вашего фоторепортажа. Объём – три-четыре слайда.

Но у одной из групп будет особое задание. Вот вы уж точно пойдёте по горячим следам. Вам нужно снять видеорепортаж о том, что происходит сейчас, здесь, в данный момент и представить нам его в конце урока. Ваша задача – не только показать текущий процесс, но отразить настроения ребят, их отношение к данной деятельности.

Время пошло.

 

Во время самостоятельной работы учащихся учитель консультирует каждую группу.

Делятся на группы. Создают собственный проект под названием «Репортаж о праздновании масленицы в школе» в виде презентации.

Познавательные УУД:  формировать умения воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; находить дополнительную информацию;  применять таблицы, схемы, модели для получения и фиксирования информации;  презентовать подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде; преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью; преобразовывать объект: импровизировать, изменять, творчески переделывать.

Коммуникативные УУД: формировать умение строить монологическое высказывание; слушать  и понимать собеседника; планировать учебное сотрудничество со сверстниками, определять цели, функции участников, способы взаимодействия.

Регулятивные УУД: формировать умения  определять учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще неизвестно;  определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; контролировать процесс выполнения учебной задачи сличением способа действия и его результата с заданным эталоном.

Личностные УУД: формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; стремление к самореализации, умение осознавать трудности в достижении поставленной цели и желание их преодолеть; стремление к творческому преобразованию действительности; уважение к историческому прошлому своего народа, формировать гражданскую позицию; умение активно  взаимодействовать со своими сверстниками на принципах уважения, сотрудничества и взаимопомощи; воспитывать уважение и интерес к историческому прошлому своего народа, его культуре.

Защита проектов.

Учитель комментирует репортажи. Выдержаны ли тексты в публицистическом стиле? Есть ли в данном проекте признаки репортажа как жанра?

 

Группы представляют свои репортажи.

Последним демонстрируется видеорепортаж, снятый отдельной группой.

Познавательные: формировать умения воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; применять таблицы, схемы, модели для получения и фиксирования информации;  презентовать подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде.

Коммуникативные УУД: формировать умение строить монологическое высказывание; слушать  и понимать собеседника;

Личностные УУД: формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; стремление к самореализации; воспитывать уважение и интерес к историческому прошлому своего народа, его культуре.

Обобщение

Учитель подводит итоги, благодарит учащихся за выполненную работу.

 

Слово учителя: Ребята, сегодня вы примерили на себя профессию репортёра – непростую, но невероятно интересную. Надеюсь, через несколько лет мы сможем увидеть кого-то из вас на экранах телевизоров или прочитаем ваш репортаж в газете. Спасибо за урок!

Оценивают результат своей деятельности и деятельности класса в целом.

Регулятивные УУД: формировать умение оценивать результаты своей деятельности.

Личностные УУД: формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

 


Поиск

Loading

Оценка материала

...

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн