РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ДИСТАНЦИОННОМ ФАКУЛЬТАТИВНОМ КУРСЕ «WEB 2.0 ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ И ОБЩЕНИЯ»
М.Ю. Иванова
ОмГПУ, Омск
Приоритетным направлением школьного образования в России становится подготовка обучающихся к жизни в постоянно меняющемся обществе, что отражено в Федеральном государственном образовательном стандарте среднего (полного) общего образования (ФГОС), в котором говорится о необходимости развития ключевых компетенций, ведущее место среди которых отводится коммуникативной компетенции обучающихся [5]. Данное обстоятельство обусловлено особенностями современной образовательной системы: во-первых, традиционные способы получения информации (устная и письменная речь, телефонная и радиосвязь) уступают место компьютерным средствам, использованию телекоммуникационных сетей глобального масштаба [1], во-вторых, коммуникативная компетентность является неотъемлемой частью всех остальных видов ключевых компетенций.
Под коммуникативной компетенцией в психолого-педагогических исследованиях понимают:
- знание языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными событиями и людьми; навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями [6];
- совокупность коммуникативных способностей человека, которые проявляются в его общении с людьми и позволяют добиваться поставленных целей [3];
- способность человека применять знания, умения, личностные качества в построении и передаче сообщения (содержания общения) посредством традиционного и виртуального взаимодействия; в
выстраивании отношений; в выборе тактики поведения; в формах общения с партнером [2].
На развитие коммуникативной компетентности обучающихся в условиях повсеместной информатизации, колоссальное влияние оказывает развитие сети Интернет, технологии Web 2.0 и социальные сервисы, что в свою очередь создает новую платформу для организации учебного взаимодействия, предполагающего персональные действия участников (записи мыслей; размещение мультимедийной информации), коммуникации участников между собой (почта, чат, форум) [4].
Данные положения реализованы в дистанционном факультативном курсе «Web 2.0 для обучения и общения» для обучающихся старших классов, основной целью которого является: приобщение к культуре общения в сети Интернет; развитие коммуникативной компетентности учащихся средствами сетевых сервисов Web 2.0.
В результате изучения факультативного курса обучающиеся должны:
* знать: возможности социальных сервисов Web 2.0; преимущества и недостатки социальных сервисов; опасности, возникающие при использовании социальных сервисов.
* уметь: эффективно общаться в сети Интернет; осуществлять поиск, анализ, обработку, оценку информации с использованием сервисов Web 2.0; использовать социальные сервисы для решения различных учебных задач.
* владеть: навыками общения и самостоятельной работы в сети.
Курс представлен на образовательном портале «Школа» Омского государственного педагогического университета (http://school.omgpu.ru), разработанном на платформе системы дистанционного обучения Moodle. Учебно-методическое обеспечение курса включает следующие электронно-образовательные ресурсы: интерактивные лекции, содержащие теоретический материал и вопросы с автоматизированной проверкой; базы данных, для создания коллекции работ; интерактивные кроссворды, тесты,
задания; глоссарий для коллективного изучения понятийного аппарата курса.
Дистанционный факультативный курс имеет модульную структуру. Каждый учебный модуль является самостоятельной единицей, что позволяет обучающимся самостоятельно выстраивать индивидуальную траекторию обучения. Рассмотрим примеры учебных заданий курса, направленных на развитие коммуникативной компетентности обучающихся.
Модуль 1. Сетевые дневники (блоги). Задание 1. Ученики регистрируются на сайте www.blogger.com и создают свой блог. Первой записью в блоге должна быть визитка, которая включает следующую информацию: имя, наименование учебного заведения, увлечения (хобби), десять слов характеризующих владельца блога, фото. Визитка может быть представлена в любом удобном для ученика виде, например, текст, фото, видео и т.д. В комментариях к блогу каждого ученика происходит оценивание другими участниками качества выполнения задания (грамотность, корректность и полнота представленной информации). При выполнении данного задания развивается ценностно-смысловой аспект коммуникативной компетентности, который предполагает познание себя.
Модуль 2. Социальные сети. Задание 2. Ученики в социальной сети Дневник.ру (http://dnevnik.ru) создают группу курса. Далее учащиеся делятся на пары, при этом один из учеников является интервьюером (составляет не менее 15 вопросов и проводит интервью), второй – интервьюируемым (отвечает на вопросы). Каждая пара проводит интервью в форуме, созданном в группе. Для выполнения данного задания требуется предварительная подготовка учащихся по определенной тематике: «Правила сетевого этикета», «Особенности общения в сети Интернет», «Программы для общения в сети Интернет», «Обучение в сети: реальность и виртуальность». Выполнение
данного задания направлено на развитие поведенческого аспекта коммуникативной компетентности, поскольку необходимо проявить свои коммуникативные навыки, сработать координировано, найти общий язык с партнером.
Модуль 3. Сервисы для совместной работы с документами.
Задание 3. «Представьте себя в роли иностранца, который не очень хорошо знает русский язык, и поэтому не в состоянии понять иносказательный смысл высказываний. Все слова он понимает буквально: например, услышав «Не вешай нос», представляет себе повешенного за нос человека и думает, что это средневековый способ казни». Ученикам необходимо предложить как можно больше вариантов, чтобы объяснить такие фразы: «себе на уме», «комар носа не подточит», «метать бисер перед свиньями», «прошел огонь, воду и медные трубы» и др.
Данное задание выполняется в коллективной презентации (сервис docs.google.com), на каждом слайде которой написана одна фраза. Ученикам необходимо разъяснить фразу, записав объяснение (в виде текста или картинки) на соответствующий слайд. Разъяснения не должны повторяться. Данное задание акцентирует развитие мотивационного аспекта коммуникативной компетентности, так как есть возможность рассмотреть в новом необычном ракурсе то, что кажется понятным и тем самым помогает раскрыть новые интересные стороны общения.
Модуль 4. Форумы, чаты.
Задание 4. Игра «Вопросы-ответы по цепочке». Один из участников факультативного курса выбирает ученика и задает ему вопрос. Затем, после максимально точного, четкого ответа, это ученик задает свой вопрос следующему ученику. Остальные участники оценивают ответ (активность ученика; грамотность, корректность, четкость, точность вопросов и ответов). Так продолжается до тех пор, пока все ученики не примут участие в диалоге. Последним отвечает ученик, задавший первый вопрос. Задание выполняется с помощью элемента Moodle «Форум». Тема игры
«Значимость сети Интернет в жизни современного человека». Данное задание развивает преимущественно ценностно-смысловой и поведенческий аспекты коммуникативной компетентности. Это связано с осмыслением учащимся собственной позиции относительно темы задания и применением коммуникационного навыка в нестандартной ситуации.
Модуль 5. Сервисы для хранения закладок. Задание 5. Участники регистрируются на сайте http://bobrdobr.ru/ и создают страницу с закладками, к которой имеют доступ все участники дистанционного курса. Ученикам необходимо найти в сети Интернет по две интересных статьи на тему «Технологии для общения в сети Интернет», добавить ссылки на эти статьи на общую страницу закладок. После того, как будет сформирован список ссылок на web-ресурсы по данной теме, учащиеся должны познакомиться с информацией данных ресурсов и написать эссе. Главным критерием оценки работы учеников является уникальность представленного в эссе текста. Задание направлено на развитие интеллекта, памяти, восприятия мнения участников диалога, следовательно, в большей степени, задание направлено на развитие эмоционально-волевого аспекта коммуникационной компетентности.
Модуль 6. Телеконференции.
Задание 6. Проведение телеконференции по теме «Дружба в Интернете: миф или реальность». Учащиеся должны прочитать статью (http://ria.ru/society/20120609/669239850.html) и ответить на вопросы: Насколько важно для вас общение в сети? Как вы считаете, может ли большое количество друзей в сети являться показателем популярности? Что для вас важнее реальное общение или виртуальное? Может ли дружба в сети быть крепкой? Как вы думаете, какую роль в будущем будет играть общение в интернете? Сможет ли оно вытеснить реальное общение?
Для ответов на вопросы участники телеконференции могут использовать информацию из Интернет-источников. Телеконференция проводится в режиме видеоконференцсвязи с помощью программного
модуля OpenMeetings. Приоритетным аспектом коммуникативной компетентности при выполнении данного задания является ценностно-смысловой, т.к. происходит оценка учеником себя и окружающей действительности и поведенческий, т.к. позволяет применить коммуникативные умения в ходе обсуждения.
Таким образом, использование сервисов web 2.0 в учебном процессе позволяет организовать работу в парах, группах по обсуждению учебных проблем. Это помогает создавать условия для организации общения, при котором каждый ученик имеет возможность говорить с заинтересованным собеседником, создает атмосферу доброжелательности и взаимопонимания, сотрудничества равноправных участников диалога, что положительно влияет на развитие коммуникационной компетентности и культуры общения в сети.
Библиографический список:
1) Айсмонтас Б.Б. Теория обучения: Схемы и тесты. – М.: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. – 176 с.
2) Езова С.А. Коммуникативная компетенция // Научные и технические библиотеки. - 2008. - № 4.
3) Крючкова О. В. Групповой видеотренинг по развитию коммуникативной компетентности. Учебно-методическое пособие. Оренбург, 2002. — 56с.
4) Патаракин, Е.Д. Социальные сервисы Веб: 2.0 в помощь учителю /Е.Д.Патаракин- 2-е изд., испр. - М.: Интуит.ру, 2007.
5) Федеральный Государственный образовательный стандарт среднего (полного) образования. [Электронный ресурс] URL: http://минобрнауки.рф/документы/2365 (дата обращения 20.02.2013).
6) Хуторской А.В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций // Интернет-журнал "Эйдос". - 2005. - 12 декабря. [Электронный ресурс] http://www.eidos.ru/journal/2005/1212.htm. (дата обращения 1.03.2013).
|