Сценарий урока с использованием компьютера
Автор –Гиль Ольга Васильевна
Образовательное учреждение –город Томск, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 41
Предмет:литературное чтение
Класс:третий
Тема: «Произведения Антона Павловича Чехова. Рассказ «Белолобый»
Тип урока: урок - проект
Форма урока: работа в группе
Цель:
· формирование умения работать с литературным авторским текстом; умение выражать своё отношение к прочитанному;
· развитие у младших школьников представлений о литературе как искусстве слова;
· развитие воображения и творческого потенциала детей.
Задачи:
· образовательная: учить читать-думать, читать-чувствовать, читать- моделировать, читать-жить;
· развивающая: развивать умение находить жанровое своеобразие рассказа,грамотную доказательную речь, мышление, память, внимание;
· воспитательная: воспитывать чуткое, доброе отношение к природе;поддержку симпатий и взаимопониманий детей друг к другу; расширять читательский кругозор, повышать интерес к чтению.
Учебно-методическое обеспечение– Л. А. Ефросинина , 3 класс, 1 часть, М.: Вентана-Граф, 2009 г.
Время реализации занятия: 2 урока (80 минут)
Авторский медиапродукт: презентация 19 слайдов (среда PowerPoint)
МЕДИАПРОДУКТ
1. Среда: программа для создания презентаций MicrosoftPowerPoint, текстовый MicrosoftWord
2. Вид медиапродукта:
· наглядная презентация учебного материала
3 Содержание кадров
№ слайда
|
содержание
|
1
|
Титульный лист: предмет, класс, учитель
|
2
|
Тема урока, портрет писателя
|
3
|
Стадия вызова: мотивирующие вопросы
|
4
|
Ключевые позиции гипотезы; определение цели и задач урока
|
5
|
Задания группам
|
6
|
Этапы совместной работы
|
7
|
Правила совместной работы
|
8
|
Распределение проектных заданий
|
9
|
Проектное задание 1-й группе
|
10
|
Проектное задание 2-й группе
|
11
|
Проектное задание 3-й группе
|
12
|
Проектное задание 4-й группе
|
13
|
Защита проектов каждой группы
|
13
|
Главная мысль произведения
|
14
|
Результаты, вывод
|
15
|
Комментарий учителя
|
16
|
Домашнее задание
|
17
|
Рефлексия
|
18
|
Слова благодарности
|
19
|
Список источников и используемой литературы
|
4 Последовательные кадры презентации
Схема взаимосвязи кадров урока
Смена слайдов происходит по щелчку, слайды № 3,8,12,14 имеют гиперссылки.
Целесообразность использования медиапродукта на занятии:
· повышение мотивации к обучению;
· повышение эффективности усвоения материала;
· развитие проектно-исследовательской и коммуникативной компетентностей обучающихся;
· интенсификация учебно-воспитательного процесса;
· эффективность индивидуального подхода к работе обучающихся;
· развитие их творческих способностей;
· развитие понятийного мышления за счёт возможностей и необходимости самостоятельно обобщать материал, выделять смысловые группы, выстраивать логические связи, определять алгоритм работы, систематизировать весь предлагаемый материал.
Необходимое оборудование и материалы для занятия – компьютеры, медиапроектор, экран, карточки с заданиями для групп.
Технологии, методы:
1. ИКТ
2. РКМЧП: «Ключевые слова».
3. Частично – поисковый, наглядно- иллюстративный методы
Категорийный аппарат: сюжет, развитие событий, кульминация событий, развязка, главные герои, второстепенные герои, художественное, научно-познавательное, историческое произведение, сравнение, точное слово, юмор, моделирование.
Карта занятия
Карта урока:
Комментарий хода урока
|
Время
(мин)
|
№ слайда
|
Развитие личностных качеств и психических процессов
|
Репродуктив
ные формы деятельности
|
Продуктивные формы деятельности
|
Организационный момент
|
0,5
|
2
|
Дисциплина,
организован-ность
|
|
Выдвижение гипотезы
|
0,5
|
3
|
|
Любознательность
|
Ключевые позиции гипотезы; определение цели и задач урока
|
6
|
4
5
6
|
Внимание, память
|
Альтернатива, точность речи, аргументированность, активность
|
Получение и изучение проектного задания группам
|
5
|
7,8,9,
10,11
|
Внимание,
дисциплина
|
Ответственность, восприимчивость
к новому
|
Работа проектных групп
|
28
|
|
Самостоятельность
|
Проектная
компетентность,
определение ролевых функций, культура эмоций, гибкость, толерантность,
|
Защита работ
|
35
|
12, 8
12, 9
12, 10
12, 11
|
Внимание,
дисциплина,
точность речи
|
Выполнение ролей, ответственность, толерантность, аргументированность, четкость и выразительность речи, логичность, системность, активное слушание
|
Подведение итогов: результаты и выводы
|
2
|
13,14
|
Дисциплина
|
Культура эмоций, переживаний
|
Комментарий учителя
|
1
|
15
|
Внимание
|
Любознательность
|
Домашнее задание
|
1
|
16
|
Внимание, память
|
Альтернатива
|
Рефлексия
|
1
|
17
|
|
Рефлексивность
|
Слова благодарности
|
|
18
|
|
|
Ход урока
1. Организационный момент. (0,5 мин)
Учитель:
Писал студент рассказы,
Печатал их везде,
Подписывал при этом
Антоша Чехонте. ( слайд № 2)
- Что вы уже знаете об А.П. Чехове? Дополнить предложения. А.П.Чехов – (писатель, драматург.) Он писал - (рассказы, повести, пьесы.) Cкаким произведениями вы уже познакомились? («Белолобый»). О каких слышали?
2. Стадия вызова. (0,5 мин) (слайд № 3)
Учитель: Читая об А.П.Чехове, я нашла такое высказывание самого писателя: «…писать для детей вообще не умею…». Тогда у меня возник такой вопрос, с которым я сегодня выходу к вам на уроке и прошу помочь его разрешить.
-Вдруг это ошибка авторов учебника, что они поместили для детского чтения произведения А.П.Чехова «Белолобый». Может оно для взрослых, а не для детей, так как А.П.Чехов, по его словам «не умеет писать для детей».
3. Выдвижение гипотез. (6 минут)
Учитель: Какое, по вашему мнению, должно быть произведение именно для детей, что должно быть в нём особенного?
Ученики:
- интересно читать;
- должен быт увлекательный сюжет;
- язык произведения насыщен юмором, сравнениями, олицетворением, точностью повадок животных;
- герои и поступки вызывают чувства, переживания;
- понятна главная мысль произведения;
- чтобы хотелось перечитать и познакомиться с другими произведениями этого автора.
Учитель:Значит, доказав есть или нет в произведении всё вами перечисленное, мы сможем решить проблему. (слайд № 4)
Для этого вы будете работать в группах.
Давайте вспомним этапы и правила работы в группе: (слайд № 5)
Этапы совместной работы.
1. Определить, кто будет выполнять работу (состав группы).
2. Выбрать старшего.
3. Распределить обязанности, кто что будет выполнять.
4. Выяснить, зачем каждый будет выполнять задание.
5. Каждый продумывает, из чего, как, с помощью чего он будет выполнять задание.
6. Каждый контролирует себя, как его результат совпадает с тем, что заранее задумано (индивидуальное дело).
7. Старший контролирует, как общий результат совпадает с тем, что заранее задумано (общее дело).
8. Из отдельных результатов получается один результат.
Правила совместной работы ( слайд № 6)
1) работать дружно: быть внимательным друг к другу, вежливым, не отвлекаться на посторонние дела, не мешать друг другу, вовремя оказывать помощь, выполнять указания старшего;
2) работать по плану;
3) своевременно выполнять задание: следить за временем, доводить начатое дело до конца;
4) качественно выполнять работу (аккуратно), соблюдать технику безопасности;
5) каждый из подгруппы должен уметь защищать общее дело и своё в частности;
6) результат труда должен быть озвучен.
4.Задания группам. (5 минут) ( слайд №7 )
1 группа: читает – думает над сюжетом.Ваш вопрос: что же делает рассказ Чехова интересным и трогательным?(слайд № 8)
2 группа: читает-живёт жизнью героев произведения. Ваша цель: проанализировать образы главных персонажей. Дать им общую характеристику. Высказать свое мнение и отношение к этим героям: какие чувства и переживания вызывают герои произведения.(слайд № 9)
3 группа: читает-чувствует. Ваша задача: найти особенности авторского языка, определить традиционно ли построил свой рассказ А.П.Чехов, определите тему. (слайд № 10)
4 группа: читает – моделирует. Ваша цель: определить жанр, выявить особенности каждой части, определить главную мысль произведении.
Все группы читают- живут жизнью произведения А.П. Чехова «Белолобый» (слайд № 11)
Учитель: чтобы работа была более эффективной, помните советы. За помощью и консультацией можете обращаться ко мне.
5. Работа в группах ( 28 минут)
Стадия осмысления.
· Работа с информационным текстом, заданиями на карточках.
· Выбор информации, обобщение материала, выделение смысловых групп, выстраивание логических связей, определение алгоритма работы, систематизирование материала.
· Составление рассказа
6. Защита работ. (35 минут)
Учитель:Итак, пожалуйста, какое открытие вы сегодня совершили? Что вы можете рассказать о произведении Антона Павловича Чехова? Выступления слушаем внимательно.
1. Презентация: выступление групп по вопросам с демонстрацией работ.
1 группа – Слайды: 12 8
2 группа – Слайды: 12 9
3 группа –Слайды: 12 10
4 группа –Слайды: 12 11
7. Результаты и вывод. (2 минута)
Учитель: Сделаем вывод. Антон Павлович Чехов писал: № «Жизнь без природы, без людей, без отечества – это не жизнь». Какова главная мысль произведения А.П.Чехова «Белолобый»? (слайд № 13)
Ученики:Получать радость от знакомства с новым, способность удивлять и жажда всё понять. (слайд № 14)
Учитель: Вернёмся к нашим предположениям, какое должно быть произведение для детей. (слайд № 3)
Ученики: все предположения в произведении подтвердились в ходе нашей работы.
Вывод: Никакой ошибки авторов учебника нет. Произведение А.П.Чехова «Белолобый» предназначено для детского чтения.
8. Комментарий учителя: (1 минут) (слайд № 15)
Учитель: А.П.Чехов писал только для взрослых, и лишь дважды сделал исключение для журнала «Детское чтение», написав в 1895 году рассказ «Белолобый» и рассказ «Каштанка». Прочитай его!
9. Домашнее задание. (1 минут)(слайд № 16)
10. Рефлексия (1 минута)(слайд № 17)
Варианты домашнего задания:
· ещё раз перечитать рассказ,
· написать сочинение,
· найти дополнительный материал о волках,
· продолжить рисовать иллюстрации,
· прочитать другие рассказы А.П.Чехова,
· поработать с читательским дневником.
·
11. Благодарность за урок (слайд № 18)
Список литературы
[1.Большая школьная энциклопедия. Литература./Красовский, В.Е. и др.- М.: «Филологическое общество «Слово», ООО «Фирма «Издательство «АСТ», 1999. – 848 с.: илл.]
[2.Макарова, С.А. «Се Пиндар, Цицерон, Вергилий – слава россов, неподражаемый, бессмертный Ломоносов…» Литература в школе. №4 2003 г., стр.2-6]
[3.Уроки литературы. № 4, 2003 г./ Приложение к журналу «Литература в школе»]
4. Диафильм «Белолобый». Госкино СССР 1988 г., художник Л.Кузнецов
1. http://www.imaqes.yandex.ru
2. http://ru.wikipedia.orq
3. http://www.dvinainform.ru/foto
|