Submitted by Ирина Валентиновна Чурикова on пн, 15/04/2013 - 09:01
План урока:
Организационный момент
Актуализация опорных знаний
Формирование новых знаний
Практическая работа
Анализ работы
Итоги
Содержание урока:
С древних времен человек строил себе жилища.
Какие ассоциации у вас возникают со словом "жилище"?
- Какие это были жилища?
Слайд 1: Пройдя путь от пещеры до дворца, человек старался создать безопасное пространство.
Слайды 2-7: Какие жилища других народов вам известны? - игра "Шаг за шагом" - 1 тур (по одному представителю из команды, с каждым шагом называть жилище -и страну, там, где заканчивается путь - ставим флажок).
Слайд 8: Крестьянский дом представлял собой "маленькую Вселенную".
Какие ассоциации в данном подтексте, у вас вызывает кров, кледь (сруб), подкледь (погреб)?
Крыша дома олицетворяла - небо, кледь - землю, подкледь - подземный мир.
Крестьянский дом символизировал связь человеак с космосом.
- Из какого материала строились крестьянские избы?
- Почему для русского человека лес стал основным материалом? - игра "Шаг за шагом" - 2 тур.
Дерево - постоянный спутник человека.. Оно сопровождало человека от колыбели до могилы.
Дерево прекрасно поддается обработке.
А теперь вспомним строение избы. Заполним таблицу "Русская изба". Таблица содержит два столбца "ДО" и "ПОСЛЕ", в них строение избы с пустыми полками - выносками. Ваша задача внести названия знакомых вам элементом в колонку "ДО".
- Как наши предки украшали свое жилище?
Видеофрагмент: "Виды орнаментов. Ритм орнаментов"
Поделимся впечатлениями об увиденном.
Слайд 9-15: С помощью резьбы по дереву человек украшал свой дом, наполнял свой дом образами для того, чтобы привлечь силы добра и света, защититься от злых сил.
Перед каждой командой таблица "Элементы декора русской избы". В первой колонке - элемент, во второй - его значение, найдите соответствие.
- Что ставили на крыше дома?
- Скакой целью?
Конь - охлупень часто был символом солнца, благосостояния.
Различные символы солнца ввиде розетоки полуразеток украшали полотенца и причелины.
В украшении фронтона - "лица" дома, использовались ромбы, точки - отверстия, узорчатые орнаменты, символизирующие землю и дождь.
Особым местом дома считались окна 0 "глаза" дома, его связь с внешним миром.
Наличники дома оформлялись особенно пышно. По тому же принципу устройства миранижнюю часть украшали фантастические существа - русалки, львы - собаки, полурыбы, олицетворяющие подземный мир. Они причудливо переплеталисьс растительным узором - символом земли, выше - в диковинных птиц и образы неба и солнца.
Такие наличники требовали огромного труда и любви к семье и дому. К ним относились как к семейной реликвии, переносили из старого дома в новый.
Практическая работа:
Выполнить и презентовать композицию в стиле древних мастеров, для:
1 группа - фронтона дома,
2 группа - наличников,
3 группа - охлупня. полотенца, светелки.
Анализ работы:
Презентуем и анализируем творческие работы групп.
Составляеи коллективную работу "Русская изба"
Заполняем колонку "ПОСЛЕ" в таблице "Русская изба"