- Воспитывать у детей отзывчивость, бережное отношение к родной природе.
Оснащение.
Предметные картинки «Насекомые» (муравей, жук, бабочка, комар, муха, оса, пчела, кузнечик, паук); листы с графическими заданиями «Проведи дорогу к дому». (Муравья - к муравейнику, бабочку - под цветок ромашки, паука - к паутине под кустом, кузнечика - под листок); простые карандаши по количеству детей.
Предварительная работа. На прогулке понаблюдать вместе с детьми за насекомыми: муравьями, жуками, бабочками, пчелами, осами, комарами и т.д.
После прогулки рассмотреть с детьми картинки «Насекомые» и рассказать о каждом из них.
Муравьи - маленькие, но очень трудолюбивые насекомые. Живут муравьи большой и дружной семьей. Они строят дом из травинок, маленьких веточек, еловых и сосновых иголок. Этот дом называется муравейником. В одном муравейнике живет очень много муравьев. Муравьев называют санитарами леса, так как они очищают лес от природного мусора. Муравей при укусе выделяет кислоту (муравьиную), которая сильно обжигает.
Жуковочень много и все они очень разные среди них большие и красивые, такие как майский жук, а есть совсем маленькие. Есть вредные, которые грызут овощи, фрукты и даже деревья, и, наоборот, полезные, которые борются с этими вредителями. Многие жуки умеют летать. Но бывают такие жуки, которые летать не умеют, а только ползают по земле и растениям.
Бабочки- очень нарядные насекомые. У них большие яркие крылышки, бабочки порхают от цветка к цветку. Бабочки пьют сладкий цветочный нектар, который достают из цветков своим длинным гибким хоботком.
Пчелы- труженики. Одна пчела посещает за рабочий день очень много цветов. У пчелы свои способы общения: особым танцем - кружением - пчела - разведчица сообщает о том, где можно собрать много пыльцы. Укус пчелы очень болезнен. Пчелиные продукты: мед, воск, прополис, пчелиный яд - это лекарства от болезней.
Осы.Острое жало - их грозное оружие, спрятано в конце брюшка. Держатся осы все вместе. Обыкновенные осы строят свои гнезда на чердаках, на ветвях деревьев или на большие шары из серого картона. Осы любят сладкое, но вообще они хищники, прекрасно ловят мух, слепней.
Комар- маленький, но очень вредный. Он пьет кровь людей и животных, протыкая кожу своим острым хоботком. Комары при укусе в ранку пускают слюну, от которой сильный зуд, а после укуса малярийного комара вместе со слюной в кровь могут попасть и возбудители тяжелой болезни - малярии.
Муха- очень вредное летающее насекомое. На своих лапках она может переносить опасные болезни. Если муха сядет на хлеб или какую - то другую еду, то оставит на ней грязь. Тот, кто потом съест этот хлеб, может заболеть.
Чтобы не заразиться пишу надо закрывать, а руки почаще мыть.
Кузнечик- всю свою жизнь проводит на лугу среди травы. Трава для него как для нас густой дремучий лес, и, чтобы быстро передвигаться в ней, кузнечик приспособился прыгать. Его большие задние лапки работают, как пружинки, подкидывая кузнечика высоко вверх. Питается кузнечик растениями и другими насекомыми. Песня у кузнечика громкая, но «поет» ее он не голосом, а необычными ножками, протирая их о бока тела.
Паук- родственник насекомых. Он отличается от них тем, что лапок у него не шесть, как у всех насекомых, а восемь. Паук плетет из тонких клейких нитей паутину в виде сети. В эту сеть он ловит мух и комаров, которыми и питается.
Загадывание загадок о насекомых:
С утра жужжу
Цветы бужу
Кружу, гужу
И мед вожу
(ПЧЕЛА)
Ходит ходок
Через потолок,
Всем надоедает,
Над едой летает (МУХА)
Над цветком
Порхает, пляшет, Веером узорным
Машет
(БАБОЧКА)
Восемь ног, как восемь рук,
Вышивает шелком круг.
Мастер в шелке знает толк,
Покупайте, мухи, шелк.
(ПАУК)
Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда хожу,
Не жужжу, когда тружусь,
А жужжу, когда кружусь
(ЖУК)
Не зверь, не птица –
Нос, как спица
Летит - пищит,
Сядет - молчит
Кто его убьет,
Свою кровь прольет. (КОМАР)
На лугу живет скрипач
Носит фрак и ходит вскачь (КУЗНЕЧИК)
Содержание деятельности
I. МЫ ЗНАЕМ...Организационный момент.
- Ребята, встаньте на дорожку и подровняйте ножки. Обратите внимание на выставленные на мольберте предметные картинки. Как можно назвать одним словом всех этих животных? (Насекомые)
- Дети, а теперь нужно вытянуть ладошки вперед. Пройти вдоль стоящих в ряд детей, хлопая по их ладоням, пословно проговаривать фразу: «Мы знаем много названий разных насекомых». (Хлопая по ладони одного ребенка, произносите одно слово). Затем вернуться к ребенку, стоящему первым, подставить ему свои ладони для хлопка и попросить его назвать какое - либо насекомое. Подойти к каждому малышу и выслушать его. Свои ответы дети сопровождают хлопками. Правило. Называть дважды одно и тоже насекомое не разрешается.
II. САМЫЙ, САМЫЙ...
- Ребята, ответьте на вопросы.
- Какие насекомые самые дружные и трудолюбивые? (Муравьи).
- Почему вы так решили?
- Какие насекомые самые полезные и почему? (Пчелы)
- Какие насекомые самые вредные и почему? (Мухи, комары)
- Какие насекомые, на твой взгляд, самые красивые? (Бабочки, жуки)
III. Игра «РАСКАЖЕМ И ПОКАЖЕМ».
Предложить детям рассказать и показать, чем заняты в майский и солнечный денек разные насекомые: «Вот на лугу среди травы слышно громкое: «Ж - Ж - Ж». Это майский жук прилетел, сел на листок, спрятал тонкие крылышки под жесткий панцирь, сидит и усами шевелит».
- Ребята, давайте, изобразим жука.
Пальчиковая игра «Жук».
(Левую руку сжать в кулак, выставив только указательный и средний палец - это усы жука. Обхватить левую ладонь поперек правой ладонью - это спинка жука. Шевелить усами и жужжать: «Ж - Ж - Ж».
- А теперь ребята, давайте продолжим рассказ: «А вот и бабочка - красавица порхает. Крылышками машет, над цветочком пляшет. Села бабочка на цветок, видно». Давайте покажем, как бабочка раскрывает и складывает крылышки.
Пальчиковая игра «Бабочка».
Соединить ладони у основания, а затем несколько раз развести в стороны верхние части ладоней, одновременно произнося звук [ш] - бабочка шелестит крылышками.
Продолжить рассказ: «А это кто летит, пищит?».
Пальчиковая игра «Комар».
Сжать руку в кулак, выставив только указательный палец - это хоботок комара; двигать руку вперед, длительно произнося звук [з]. (можно дотронуться до некоторых детей, как бы укусив их).
IV. ГДЕ ЧЕЙ ДОМ?
Ребята, поднимите ладонь вверх и скажите: «Ой! Мне на ладошку упала капля. Дождь начинается!
Дети читают стихотворение, одновременно выполняя соответствующие движения.
Дождик капнул на ладошку,
На цветы и на дорожку,
Льется, льется: «Ой-ой-ой!
Побежали все домой!»
Нам с вами дождь не страшен. А вот для маленьких насекомых каждая капля дождя кажется огромной - в ней и утонуть можно. Надо насекомым - малышам скорее прятаться по домам. Помогите им, ребята, пожалуйста, (каждому ребенку дается лист бумаг с индивидуальным графическим заданием «Проведи дорожку к дому». И простой карандаш. Нужно провести муравьям - к муравейнику, бабочку - под цветок ромашки, паука - к паутине, кузнечика - под травку).
Молодцы ребята, вы помогли маленьким беззащитным насекомым спрятаться от дождя.