Submitted by Ольга Викторовна Комбарова on вс, 14/04/2013 - 20:17
Разработка урока с применением интерактивных методик.
Раздел:«День, полный событий»
Тема:«Что за прелесть эти сказки!» Тип урока: комбинированный урок. Форма урока: урок – путешествие.
Цель урока:Сформировать представление о музыкальных образах героев сказки А. С. Пушкина на примере творчества Н. А. Римского-Корсакова. Выявить связь музыки с другими видами искусств.
Задачи урока:
Обучающие:
Сформировать у обучающихся представление о взаимодействии музыкального и поэтического образа героев сказки А.С. Пушкина.
Уметь сопоставлять музыкальные образы в звучании различных инструментов.
Развивающие:
Развитие навыков музыкального восприятия произведений.
Развитие мышления школьников в процессе анализа музыкальных образов.
Развитие умения личностной оценки музыки звучащей на уроке и вне школы.
Воспитательные:
Формирование умения общения и взаимодействия в процессе коллективного (хорового) воплощения различных художественных образов в процессе пения.
Формирование навыков наблюдения за процессом и результатом музыкального развития в произведениях различных жанров.
Музыкальный материал:«Три чуда». Вступление ко 2 действию оперы «Сказка о царе Салтане» Н.А. Римского-Корсакова; музыкальные картинки к опере «Сказка о царе Салтане». Оборудование:
Персональный компьютер
Мультимедийная презентация (в формате Microsoft Powerpoint);
Музыкальный центр;
Текст песни «Там, на неведомых дорожках»
Портреты А. С. Пушкина, Н.А. Римского-Корсакова;
Аудиозаписи для музыкального ряда.
Технологии:
личностно-ориентированные
здоровье-сберегающие
дифференцированные
игровые
элементы технологии критического мышления
Ход урока.
Организационный этап. (2 мин).
Учитель:Добрый день, ребята!
Тема нашего урока удивительна: «Что за прелесть эти сказки!» Мы познакомимся со сказочными героями, послушаем замечательную музыку, будем композиторами. Итак, я приглашаю Вас в сказочное путешествие.
Приём "Ассоциативный ряд"
Ребята, давайте попробуем назвать ассоциации к слову «сказка» - чудо, волшебство, герои, добро, красота, музыка, поэт, стихи, поучительная история.
Прием «Шаг за шагом».
Слайд №1. Ребята, скажите, а кто изображен на портрете? (А. С. Пушкин). Посмотрите, героев, каких сказок вы здесь узнали? А почему, поэт и сказочные герои изображены вместе? (Поэт сочинил эти сказки).
Слайд №2. А сейчас я представляю вам замечательного русского композитора Н. А. Римского – Корсакова. Посмотрите внимательно, героев, каких сказок Вы здесь увидели? А как вы думаете, а почему композитор и сказочные герои представлены вместе? (Сочинял сказочную музыку).
Правильно, это композитор-сказочник. Он очень любил русские сказки и сочинял сказочные оперы. И композитор, и поэт встретились на нашем уроке не случайно. Римский-Корсаков так любил сказки А. С. Пушкина, что написал оперу на одну из них, а именно «Сказка о царе Салтане».
Слайд №3. Ребята, в сказках герои всегда выполняют различные задания, вот и мы с вами поддержим эту добрую традицию. Итак, ваше первое задание:
Изучение нового материала. (30 мин).
Приём «Послушать – сговориться – обсудить».
Послушать фрагмент сказки, вспомнить ее название, а когда зазвучит музыка обвести карандашом те явления на картинке, которые, по вашему мнению, изображает музыка.
Итак, ребята, вы узнали, откуда эти строки? (Сказка о царе Салтане).
Правильно. Скажите, а что же вы выделили на рисунке, что нам изобразила музыка? (движение бочки, плеск моря, звезды). Давайте покажем, как движутся волны – плавно, вверх и вниз. Молодцы!
В опере Римского – Корсакова сюжет такой же, как и в сказке. Но композитор сочинил удивительные музыкальные темы, чтобы показать всех героев сказки. Один из самых знаменитых фрагментов оперы – симфоническая картина «Три чуда».
Слайд №4. Назовите, какие три чуда в сказке о царе Салтане? (белка, богатыри, царевна-лебедь.)
Правильно, а как вы думаете, а кто может исполнять симфоническую картину? (симфонический оркестр).
Слайд №5. Вспомним состав симфонического оркестра. (Хором перечислить группы инструментов).
Слайд №6. Струнно-смычковые: почему так называются, что сближает эти инструменты? (форма, похожи на цифру8; сделаны из дерева, звук извлекается с помощью смычка и струн).
Слайд №7. Деревянно-духовые (сделаны из дерева, звук извлекается с помощью дыхания).
Слайд №8. Медные - духовые (сделаны из меди, звук извлекается с помощью дыхания). Это более мощные инструменты по звучанию.
Слайд №9. Ударные - (звук извлекается с помощью удара специальными колотушками).
Слайд №10. Молодцы, теперь мы знакомимся с первым чудом – Белкой. И я предлагаю вам побыть немного композиторами. Сейчас вы работаете в паре. Мы услышим фрагмент поэтического текста, а вы подберите музыкальный характер этому герою. У вас есть подписанные разноцветные фигуры: песенный, танцевальный или маршевый характер. Вам нужно выбрать один или несколько и наклеить на свой композиторский лист. Слушаем, выбираем и наклеиваем.
Слушание поэтического текста (работа с творческим листом). Итак, ребята, какой же характер вы выбрали? Покажите свои листочки.
Слайд №11. А теперь мы послушаем с вами, совпадает ли выбранный вами характер героя с тем, что задумал композитор Римский-Корсаков. Не просто послушаем, а будем дирижировать. Приготовьте правую руку, мы начинаем (пластическое интонирование). Музыка была одинаковая или менялась? (менялась). Что хотелось больше: петь или танцевать? (И петь и танцевать). Какой же характер песенный и танцевальный. Молодцы.
Исполнение песни «Во саду ли в огороде» с сопровождением простейших музыкальных инструментов.
Слайд №12. Второе чудо. Слушаем поэтический текст. Ребята, а кто такие богатыри? (защитники Родины). А зачем они нужны? (Чтобы защищать Родину). А какой характер у богатыря? (Смелый, решительный, мужественный, дисциплинированный).
Слайд №13. Итак, вы снова композиторы. Прозвучит музыка, а вы определите характер, и выберете инструменты, которые по - Вашему использует композитор для изображения мощи богатырей.
Итак, какие же инструменты вы выбрали? (Медные и ударные).
А здесь загадка: (на слайде) какой характер – маршевый. Молодцы! Я думаю, что ваш первый композиторский опыт удался.
Слайд №14. А теперь самое красивое, третье чудо. Царевна-лебедь. Послушаем, как его описал поэт.
Слайд №15. Ребята, во время звучания музыки слушайте внимательно, и как только вы услышите, что лебедь превратилась в царевну, поднимите эти карточки и я сразу увижу. Слушаем музыку. Молодцы! А как вы догадались? (Музыка зазвучала громче, шире, взволнованно ) какой же характер – песенный.
Контроль знаний (5 мин)
Итак, ребята, вот мы и познакомились с музыкальными образами героев сказки А. С. Пушкина. Как мастерски, точно изобразил их композитор! Можно сказать, что Римский – Корсаков не только композитор, но и музыкальный художник. Только рисует он – звуками.
Слайд №16, «Проверь себя». Ребята, поэт и композитор, почему они здесь вместе? Что их сближает? (Поэт - сочинил сказку, а композитор изобразил ее в музыке. Сближает их любовь к сказкам. Значит, музыка и литература - взаимосвязаны.)
Рефлексия (2мин)
Приём «До-После»
Я предлагаю составить таблицу: музыкальный образ любимого героя. Разместите карточки с изображением того героя, который нравился Вам раньше и чей музыкальный образ теперь Вам понравился больше всего.
Слайд №17. Ребята, в каждой сказке есть хорошая, добрая песня. У нас с вами такая песня тоже есть: исполнение песни «Там, на неведомых дорожках». Исполнение с пластическими движениями.
Прием «Два смайлика»
Довольны ли вы своими ответами? Какое у вас сейчас настроение? (Поднимают смайлик с веселым выражением, или с грустным).
Наше путешествие подошло к концу, но сказка не заканчивается. Вы можете встречаться с ней в хороших добрых книгах. А я приготовила для вас вот такое творческое задание. Выполняя его, вы будете вспоминать моменты нашего сказочного урока.
Домашнее задание:
Прием "Синквейн" (составить дома стихотворение из пяти строк, в котором вы покажите свое отношение к полюбившемуся герою).
Урок окончен, спасибо вам за искренность, до свидания!