Официальный сайт itartass-sib 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



"Что за прелесть эти сказки"

Submitted by Ольга Викторовна Комбарова on вс, 14/04/2013 - 20:17
Данные об авторе
Автор(ы): 
Комбарова Ольга Викторовна
Место работы, должность: 
МБОУ "ООШ" г. Котовска учитель музыки
Регион: 
Тамбовская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
4 класс
Предмет(ы): 
Музыка
Тип урока: 
Комбинированный урок
Используемые учебники и учебные пособия: 

Учебник «Музыка» для4 класса авторы: Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.- М.: изд-во «Просвещение», 2011, фонохрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка. 4 класс»

Используемая методическая литература: 

Лыс Л.И. Музыкальное мышление:  Сборник статей. г.Киев., “Музыкальная Украина” ., 1989г.

Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. М., 1997 г.

Белобородова В.К. Методика музыкального образования. М., “Академия”, 2002 г.

Используемое оборудование: 

Мультимедийный комплекс. Музыкальный центр, доска,  столы и карандаши для рисования, фонохрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка. 4 класс», раздаточный материал, простейшие музыкальные инструменты, фонограммы песен, записи музыкальных фрагментов.

Используемые ЦОР: 

Мультимедийная презентация.

http://muzin.ru/

http://www.classic-music.ru/

Краткое описание: 
Продолжить рассмотрение темы года обучения на уроках музыки в 4 – м классе по программе «Музыка. 4 класс» Е.Д.Критская Г.П. Сергеева Т.С. Шмагина раздела "День полный событий" тема "Что за прелесть эти сказки".

Разработка урока с применением интерактивных методик.

 

Раздел: «День, полный событий»

Тема: «Что за прелесть эти сказки!»
Тип урока: комбинированный урок.
Форма урока: урок – путешествие.

Цель урока:Сформировать представление о музыкальных образах героев сказки А. С. Пушкина на примере творчества Н. А. Римского-Корсакова. Выявить связь музыки с другими видами искусств.

Задачи урока:

Обучающие:

  • Сформировать у обучающихся представление о взаимодействии музыкального и поэтического образа героев сказки А.С. Пушкина.
  • Уметь сопоставлять музыкальные образы в звучании различных инструментов.

Развивающие:

  • Развитие  навыков музыкального восприятия произведений.
  • Развитие мышления школьников в процессе анализа музыкальных образов.
  • Развитие умения личностной оценки музыки звучащей на уроке и вне школы.

Воспитательные:

  • Формирование умения общения и взаимодействия в процессе коллективного (хорового) воплощения различных художественных образов в процессе пения.
  • Формирование навыков наблюдения за процессом и результатом музыкального развития в произведениях различных жанров.

Музыкальный материал:«Три чуда». Вступление ко 2 действию оперы «Сказка о царе Салтане» Н.А. Римского-Корсакова; музыкальные картинки к опере «Сказка о царе Салтане».
Оборудование:

  • Персональный компьютер
  • Мультимедийная презентация (в формате Microsoft Powerpoint);
  • Музыкальный центр;
  • Текст песни «Там, на неведомых дорожках»
  • Портреты А. С. Пушкина, Н.А. Римского-Корсакова;
  • Аудиозаписи для музыкального ряда.

Технологии:

  • личностно-ориентированные
  • здоровье-сберегающие
  • дифференцированные
  • игровые
  • элементы технологии критического мышления 

Ход урока.

Организационный этап. (2 мин).

Учитель:Добрый день, ребята!

Тема нашего урока удивительна: «Что за прелесть эти сказки!» Мы познакомимся со сказочными героями, послушаем замечательную музыку, будем композиторами. Итак, я приглашаю Вас в сказочное путешествие.

Приём "Ассоциативный ряд"

Ребята,  давайте попробуем назвать ассоциации к слову «сказка» -  чудо, волшебство, герои, добро,  красота, музыка, поэт, стихи, поучительная история.

Прием «Шаг за шагом».

Слайд №1. Ребята, скажите, а кто изображен на портрете? (А. С. Пушкин). Посмотрите, героев, каких сказок вы здесь узнали? А почему, поэт и сказочные герои изображены вместе? (Поэт сочинил эти сказки).

Слайд №2. А сейчас я представляю вам замечательного русского композитора Н. А. Римского – Корсакова. Посмотрите внимательно, героев, каких сказок Вы здесь увидели? А как вы думаете, а почему композитор и сказочные герои представлены вместе? (Сочинял сказочную музыку).

Правильно, это композитор-сказочник. Он очень любил русские сказки и сочинял сказочные оперы. И композитор, и поэт встретились на нашем уроке не случайно. Римский-Корсаков так любил сказки А. С. Пушкина, что написал оперу на одну из них, а именно «Сказка о царе Салтане».

Слайд №3. Ребята, в сказках герои всегда выполняют различные задания, вот и мы с вами поддержим эту добрую традицию. Итак, ваше первое задание:

Изучение нового материала. (30 мин).

Приём «Послушать – сговориться – обсудить».

Послушать фрагмент сказки, вспомнить ее название, а когда зазвучит музыка обвести карандашом те явления на картинке, которые, по вашему мнению, изображает музыка.

Итак, ребята, вы узнали, откуда эти строки? (Сказка о царе Салтане).

Правильно. Скажите, а что же вы выделили на рисунке, что нам изобразила музыка? (движение бочки, плеск моря, звезды). Давайте покажем, как движутся волны – плавно, вверх и вниз. Молодцы!

В опере Римского – Корсакова сюжет такой же, как и в сказке. Но композитор сочинил удивительные музыкальные темы, чтобы показать всех героев сказки. Один из самых знаменитых фрагментов оперы – симфоническая картина «Три чуда».

Слайд №4. Назовите, какие три чуда в сказке о царе  Салтане? (белка, богатыри, царевна-лебедь.)

Правильно, а как вы думаете, а кто может исполнять симфоническую картину? (симфонический оркестр).

Слайд №5. Вспомним состав симфонического оркестра. (Хором перечислить группы инструментов).

Слайд №6. Струнно-смычковые: почему так называются, что сближает эти инструменты? (форма, похожи на цифру8; сделаны из дерева, звук извлекается с  помощью смычка и струн).

Слайд №7. Деревянно-духовые (сделаны из дерева, звук извлекается с помощью дыхания).

Слайд №8. Медные - духовые (сделаны из меди, звук извлекается с помощью дыхания). Это более мощные инструменты по звучанию.

Слайд №9. Ударные -  (звук извлекается с помощью удара специальными колотушками).

Слайд №10. Молодцы, теперь мы знакомимся с первым чудом – Белкой. И я предлагаю вам побыть немного композиторами. Сейчас вы работаете в паре.  Мы услышим фрагмент поэтического  текста, а вы подберите музыкальный характер этому герою. У вас есть подписанные разноцветные фигуры: песенный, танцевальный или маршевый характер.  Вам нужно выбрать один или несколько и наклеить на свой композиторский лист. Слушаем, выбираем и наклеиваем.

Слушание поэтического текста (работа с творческим листом). Итак, ребята, какой же характер вы выбрали? Покажите свои листочки.

Слайд №11. А теперь мы послушаем с вами, совпадает ли выбранный вами характер героя с тем, что задумал композитор Римский-Корсаков. Не просто послушаем, а будем дирижировать. Приготовьте правую руку, мы начинаем (пластическое интонирование). Музыка была одинаковая или менялась? (менялась). Что хотелось больше: петь или танцевать?  (И петь и танцевать).  Какой же характер песенный и танцевальный. Молодцы.

Исполнение песни «Во саду ли в огороде» с сопровождением простейших музыкальных инструментов.

Слайд №12. Второе чудо. Слушаем поэтический текст. Ребята, а кто такие богатыри? (защитники Родины). А зачем они нужны? (Чтобы защищать Родину). А какой характер у богатыря? (Смелый, решительный, мужественный, дисциплинированный).

Слайд №13. Итак, вы снова композиторы. Прозвучит музыка, а вы определите характер, и выберете инструменты, которые по - Вашему использует композитор для изображения мощи богатырей.

Итак, какие же инструменты вы выбрали? (Медные и ударные).

А здесь загадка: (на слайде) какой характер – маршевый. Молодцы! Я думаю, что ваш первый композиторский опыт удался.

Слайд №14. А теперь самое красивое, третье чудо. Царевна-лебедь. Послушаем, как его описал поэт.

Слайд №15. Ребята, во время звучания музыки слушайте внимательно, и как только вы услышите, что лебедь превратилась в царевну, поднимите эти карточки и я сразу увижу. Слушаем музыку. Молодцы! А как вы догадались? (Музыка зазвучала громче, шире, взволнованно ) какой же характер – песенный.

Контроль знаний (5 мин) 
Итак, ребята, вот мы и познакомились с музыкальными образами героев сказки А. С. Пушкина. Как мастерски, точно изобразил их композитор! Можно сказать, что Римский – Корсаков не только композитор, но и музыкальный художник. Только рисует он – звуками.

Слайд №16, «Проверь себя». Ребята, поэт и композитор, почему они здесь вместе? Что их сближает? (Поэт -  сочинил  сказку, а композитор  изобразил ее в музыке. Сближает их  любовь к сказкам. Значит,   музыка и литература -  взаимосвязаны.)

Рефлексия (2мин)

Приём  «До-После»

Я предлагаю составить  таблицу: музыкальный образ любимого героя. Разместите карточки с изображением того героя, который нравился Вам раньше и чей музыкальный образ  теперь Вам понравился больше всего.

 Слайд №17. Ребята, в каждой сказке есть хорошая, добрая песня. У нас с вами такая песня тоже есть: исполнение песни «Там, на неведомых дорожках». Исполнение с пластическими движениями.

Прием «Два смайлика»

Довольны ли вы своими ответами?  Какое у вас сейчас настроение? (Поднимают смайлик с веселым выражением, или с грустным).

Наше путешествие подошло к концу, но сказка не заканчивается. Вы можете встречаться с ней в хороших добрых книгах. А я приготовила для вас вот такое творческое задание. Выполняя его, вы будете вспоминать моменты нашего сказочного урока.

 

Домашнее задание:

Прием "Синквейн" (составить дома стихотворение из пяти строк, в котором вы покажите свое отношение к полюбившемуся герою). 
Урок окончен, спасибо вам за искренность, до свидания!

 

 

 

Прикрепленный файл Size
презентация Что за прелесть эти сказки.ppt 9.78 MB
Разработка урока с применением интерактивных методик Что за прелесть эти сказки.docx 25.22 KB

»  Размещено в сообществах:   

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн