Официальный сайт pharma-24 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Выразительные словообразовательные средства

Submitted by Ирина Васильева on вс, 14/04/2013 - 18:18
Данные об авторе
Автор(ы): 
Васильева Ирина
Регион: 
Белгородская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
10 класс
Предмет(ы): 
Русский язык
Цель урока: 

 

Знакомство с выразительными средствами словообразования; за­крепление навыков правописания.

Тип урока: 
Урок обобщения и систематизации знаний
Краткое описание: 
Урок в 10 классе, позволяющий закрепить знания по теме "Выразительные словообразовательные средства"

 

Тема: Выразительные словообразовательные средства

Цели урока:

Знакомство с выразительными средствами словообразования; за­крепление навыков правописания.

Ход урока

I. Работа по теме урока

1. Осложненное списывание.

а)Я приобрел книжонку сказал мой собеседник и назвал фами­
лию поэта-классика. Почему вы говорите так пренебрежительно
возмутился я.  Что вы  но  ведь она тоненькая да и  формат
(не)большой ответил с.беседник.

б)Так я выяснил, что мой с.беседник путает слова «книжечка» и
«книжонка», не замечает разницы в их значении...

(Б. Тимофеев.)

Задание к тексту:

Записать Iчасть в форме диалога, расставляя пропущенные знаки препинания.

Из IIчасти выписать слова с пропущенными буквами и обозначить

условия выбора вставленных орфограмм.

-    Какая разница в значении слов книжечка и книжонка! («Кни­
жечка» - уменьшительно-ласкательное, а «книжонка» - пре­
небрежительное. )

-    Благодаря чему изменилось значение слова? (Благодаря суф­
фиксу субъективной оценки.)

-    Выполните морфологический разбор слов: собеседник, кни­
жонка.

-    Определите значение морфем в первом слове.

 

•   со- - вместе (сокурсник, сотрудник);

•   -ник- - лицо (сокурсник, сотрудник).

2. Слово учителя:

Богатство словообразовательных суффиксов в русском языке да­ет возможность

расширить пределы поэтического словаря.

 

-    
значение, участвуют в построении словосочетания и являются
членами предложения. Служебные части речи нужны для свя­
зи слов в предложении. Они не называют объектов действи­
тельности и не являются членами предложения.)

-     Составьте обобщающую схему «Части речи», приведите при­
меры из завпиенного вами предложения и дополните своими
примерами.

 

•   Существительное (мать, нежность, стремя)

•   Прилагательное (новый, ответственный)

•   Глагол (увидела, выражалось, кинулась)

•   Местоимение (ее, она, своих)

•   Числительное (второй, пять)

•   Наречие (нелепо, наотмашь)

•   Союз (когда, что, и)

•   Предлог (в, из, с)

•   Частица (не, уже)

 

 

 

Суффиксы субъективной оценки вносят разнообразные оттенки значений слов,

выражают авторскую позицию, идейный смысл про­изведения.

•   уменьшительно-ласкательные суффиксы: -ец- (морозец),
-UK- (столик), -шик- (братишка), -к- (ножка), -ушк- (ба­
бушка), -чик- (колокольчик), -еньк- (синенький)

•   увеличительно-неодобрительные суффиксы: -ищ- (доми­
ще), -онк- (шапчонка)

•   элемент торжественности вносят приставки: вое- (вос­
требовать, восходить)

Слова с суффиксами оценки выполняют разную роль: выражают

расположение к собеседнику, придают ироническую окраску, соз­дают фамильярно-непринужденный тон.

II. Проверка знаний. Отработка умений и навыков

1.   Прочитайте  текст.   Выпишите  слова  с  уменьшительно-
ласкательными суффиксами.

-  Какую функцию выполняет оценочная лексика?

А знаете ли вы, маменька, отчего мы в дворянском звании роди­лись? А все оттого, что милость божья к нам была. Кабы не она, и мы сидели бы теперь в избушке, да горела бы у нас не свечка, а лу­чинушка, а уж чайку да кофейку - об этом и думать бы не смели! Сидели бы, я бы лаптишечки ковырял, вы бы щец там каких-нибудь пустеньких поужинать собирали.

(М. Салтыков-Щедрин. «Господа Головлевы»)

Ответы к заданию:

Маменька, избушке, свечка, лучинушка, чайку, кофейку, лапти­шечки, пустеньких.

Оценочная лексика служит для создания психологического порт­рета героя. Его речам ласковые слова придают слащавость и елей­ность, которыми он старается прикрыть свое лицемерие и ханжество.

2.   Прочитайте  текст.   Выпишите  слова  с  уменьшительно-
ласкательными суффиксами.

-  С какой целью автор использует их в своем произведении?
Она сидела в своей комнатке, как мышонок в норке; с красными

детски пухлявыми губками и нежными ручками; высматривала, как зверек.

(И. Тургенев. «Отцы и дети»)

Ответы к заданию:

В комнатке, мышонок, в норке, губками, ручками, зверек. Используя слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, автор выражает свою симпатию и расположение к героям.

3. Образуйте слова с пренебрежительным значением, используя
суффикс -онк-:

Шапка, собака, одежда, лодка, рубаха.

Домашнее задание

Выписать из художественной литературы текст или предложения, содержащие слова с суффиксами субъективной оценки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Прикрепленный файл Size
Выразительные словообразовательные средства.doc 41.5 KB

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн