Submitted by Ирина Васильева on вс, 14/04/2013 - 18:18
Тема: Выразительные словообразовательные средства
Цели урока:
Знакомство с выразительными средствами словообразования; закрепление навыков правописания.
Ход урока
I. Работа по теме урока
1. Осложненное списывание.
а)Я приобрел книжонку сказал мой собеседник и назвал фами
лию поэта-классика. Почему вы говорите так пренебрежительно
возмутился я. Что вы но ведь она тоненькая да и формат
(не)большой ответил с.беседник.
б)Так я выяснил, что мой с.беседник путает слова «книжечка» и
«книжонка», не замечает разницы в их значении...
(Б. Тимофеев.)
Задание к тексту:
Записать Iчасть в форме диалога, расставляя пропущенные знаки препинания.
Из IIчасти выписать слова с пропущенными буквами и обозначить
условия выбора вставленных орфограмм.
- Какая разница в значении слов книжечка и книжонка! («Кни жечка» - уменьшительно-ласкательное, а «книжонка» - пре
небрежительное. )
- Благодаря чему изменилось значение слова? (Благодаря суф
фиксу субъективной оценки.)
Богатство словообразовательных суффиксов в русском языке дает возможность
расширить пределы поэтического словаря.
- значение, участвуют в построении словосочетания и являются членами предложения. Служебные части речи нужны для свя зи слов в предложении. Они не называют объектов действи тельности и не являются членами предложения.)
- Составьте обобщающую схему «Части речи», приведите при
меры из завпиенного вами предложения и дополните своими
примерами.
• Существительное (мать, нежность, стремя)
• Прилагательное (новый, ответственный)
• Глагол (увидела, выражалось, кинулась)
• Местоимение (ее, она, своих)
• Числительное (второй, пять)
• Наречие (нелепо, наотмашь)
• Союз (когда, что, и)
• Предлог (в, из, с)
• Частица (не, уже)
Суффиксы субъективной оценки вносят разнообразные оттенки значений слов,
• элемент торжественности вносят приставки: вое- (вос требовать, восходить)
Слова с суффиксами оценки выполняют разную роль: выражают
расположение к собеседнику, придают ироническую окраску, создают фамильярно-непринужденный тон.
II. Проверка знаний. Отработка умений и навыков
1. Прочитайте текст. Выпишите слова с уменьшительно-
ласкательными суффиксами.
- Какую функцию выполняет оценочная лексика?
А знаете ли вы, маменька, отчего мы в дворянском звании родились? А все оттого, что милость божья к нам была. Кабы не она, и мы сидели бы теперь в избушке, да горела бы у нас не свечка, а лучинушка, а уж чайку да кофейку - об этом и думать бы не смели! Сидели бы, я бы лаптишечки ковырял, вы бы щец там каких-нибудь пустеньких поужинать собирали.
Оценочная лексика служит для создания психологического портрета героя. Его речам ласковые слова придают слащавость и елейность, которыми он старается прикрыть свое лицемерие и ханжество.
2. Прочитайте текст. Выпишите слова с уменьшительно-
ласкательными суффиксами.
- С какой целью автор использует их в своем произведении?
Она сидела в своей комнатке, как мышонок в норке; с красными
детски пухлявыми губками и нежными ручками; высматривала, как зверек.
(И. Тургенев. «Отцы и дети»)
Ответы к заданию:
В комнатке, мышонок, в норке, губками, ручками, зверек. Используя слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, автор выражает свою симпатию и расположение к героям.
3. Образуйте слова с пренебрежительным значением, используя
суффикс -онк-:
Шапка, собака, одежда, лодка, рубаха.
Домашнее задание
Выписать из художественной литературы текст или предложения, содержащие слова с суффиксами субъективной оценки.