Официальный сайт медиатэк 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Былина как древний жанр песенного фольклора

Фото пользователя Светлана Олеговна Грибоедова
Submitted by Светлана Олеговна Грибоедова on вс, 14/04/2013 - 17:56
Данные об авторе
Автор(ы): 
Грибоедова Светлана Олеговна
Место работы, должность: 

ЧУОО "Солнечный ветер"

Регион: 
Город Москва
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
3 класс
Предмет(ы): 
Музыка
Цель урока: 

Формирование представления о былине, как об эпическом жанре народной песни, их классификации

Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Используемые учебники и учебные пособия: 

Учебник "Музыка" для 3 класса Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева,  Т. С. Шмагина. - М..: изд. "Просвещение", 2011

Музыка. Рабочая тетрадь 3 класс.

Используемая методическая литература: 

Методика работы с учебником "Музыка" 1 - 4 класс  Е. Д. Критская, Т. С. Шмагина - М, изд.. " Просвещение" 2010

 Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 3 кл. Пособие для учителя. Критская Е. Д., Сергеева Г. П., Шмагина Т. С.

 Фонохрестоматия к учебнику "Музыка" 3 кл. (Аудиокурс МР3)(1CD)

Про трех китов и про многое другое. Москва, Детская литература

Кабалевский Д. Б.  " Как рассказывать детям о музыке?"

 

Используемое оборудование: 

Фортепиано

Компьютер

Мультимедийный проектор

Инструменты: гусли

Используемые ЦОР: 

http://fcior.edu.ru/card/10347/zashitniki-otechestva-v-russkom-narodnom-epose-byliny-istoricheskaya-pesnya-skazaniya-test.html

Краткое описание: 
<p>Урок проводится в 3 классе III четверти, раздел &quot;Гори, гори ясно&quot;. Урок посвящен получению новых знаний о былине, расширению знаний о богарырях</p>

 

Исп учебники: Учебник «Музыка» для 3 класса Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. –М.: изд.»Просвещение», 2011

Используемое оборудование: 

Фортепиано

Компьютер

Мультимедийный проектор

Инструменты: гусли.

Краткое описание: 

Урок проводится в 3  классе III четверти, раздел "Гори, гори ясно". Урок посвящен получению новых знаний о былинах, расширению  знаний о богатырях.

 

 Цель урока: формирование представления о былине, как об эпическом жанре народной песни, их классификации.

Задачи урока:

 1) обучающиеГ. П. Сергеева,

 -расширить представление о былинах;

 - сформировать представление о декламации, как приёме художественного и музыкального исполнения;

 - учить работать на уроке в групповой и в коллективной форме;

2) развивающие

 -развитие творческого воображения, интонационно- образного мышления, эмоциональной памяти через восприятие, а также пластическое интонирование;

3) воспитательные

 - посредством музыки воспитывать такие качества человеческой личности как: доброта, сопереживание к чужому горю;

 - воспитывать у младших школьников интерес к народной музыке;

 -напомнить о былинах, как, источнике мудрости.

4) коммуникативные: - находить продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении музыкально-творческих задач.

 Тип урока: изучение нового материала.

 

Основные понятия и новые имена, изучаемые на уроке: былина, декламация, богатырь, Боян, Садко, М.И. Глинка, Н.А. Римский -Корсаков

 

План урока:

 1. Орг. момент. Активизация внимания.

2. Актуализация опорных  знаний учащихся по теме урока.

3. Открытие новых знаний.

4. Проверка усвоения нового материала

5. Вокальная работа.

6.Закрепление знаний и умений учащихся по изучаемому материалу.

7. Подведение итогов урока.

 

                                                                     Ход урока:

                                                                                                                    «У Бояна  вещего, бывало,

Если петь он начинал о ком,

Мысль, как серый волк, в степи, бежала,

Поднималась в облака орлом…»

(«Слово о полку Игореве», перевод Н. И. Рыленкова.)

 

 

Ребята, наша страна имеет богатейшую историю. Сегодня на уроке мы переместимся на многие века назад и  встретимся с удивительным  музыкальным искусством русского народа…. Самым древним жанром русских народных песен являются былины, им более 1000лет.

Понять, в чем заключалась трудность исполнения былины, нам поможет определение. Былины - это русские народные эпические песни.Они повествуют о подвигах богатырей, сражающихся с чудовищами или вражеским войском, проявляющих свою силу, удаль, храбрость, смекалку. Вы, наверное, удивились тому, что былина - это песня, а между тем, это действительно так. Настоящий сказитель былины берет в руки гуслии нараспев, не спеша, рассказывает о "событиях давно ушедших дней, преданьях старины глубокой". Так называл былины А.С.Пушкин.

Давайте сейчас мысленно перенесемся в далекое прошлое… Горит лучина, вокруг стола сидит огромная семья, на столе нехитрое угощение, за стенами воет вьюга, в дальнем углу сидит человек и очень медленно, плавно поет о героях своей родины. Кто же они, богатыри, главные герои русского эпоса, былины?

Демонстрация репродукции картины В.Васнецова «Богатыри»

 

БЛИЦ – ОПРОС:

 1.Кто изображен на картине? (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович).

2.Кто они такие и как их называют? (Это богатыри, защитники своей земли).

3.Как вы думаете, кого называют богатырем? (Сильного, мужественного человека, богатый).

4.Каким изображен каждый из богатырей? Обратите внимание  на выражение лица каждого из них? (Одному дана сила, другому - ум, третьему - доброта).

5.На ваш взгляд, что важнее для богатыря из этих трех качеств? (Только сила, ум и доброта вместе).

    

Исследователи устного народного творчества решили так, что с именем Ильи Муромца связаны народные представления о силе, с именем Добрыни Никитича - об уме, а с именем Алеши Поповича - о хитрости. Любого врага победят три этих богатыря, потому что вместе они и сила, и ум, и хитрость.

 

Прием "Ситуацонные задачи"

В чем же ценность былин?

Какой образ в былинах?

Что силу несут песни?

Для чего нужны былины?

 

Русь славилась авторами- исполнителями еще с давних времен,  по городам и деревням ходили необычные люди с гуслями в руках. Люди их очень любили, и, завидев их, бросали все свои дела и внимали им с глубокой сердечностью.

Не каждому давалось исполнять былины. Сказитель – исполнитель былин, который наперевес с гуслями ходил по деревням, селам, городам и приносил новости. Он должен обладать специальными качествами: выносливость, сильный певческий голос, огромная память, большой объём легких, владеть стилем декламация. Хотя сказители использовали при исполнении былин всего несколько мелодий, они обогащали пение разнообразием интонаций, а также меняли тембр голоса. БАЯНЫ, так звали на Руси этих певцов, несли людям правду жизни, песни их были сердечно красивы, правдивы, чисты.

Мы погружаемся в нашу российскую историю всё дальше.… Итак, гусляры, они же сказители, исполняли былины.

Давайте посмотрим, как представил гусляра художник. Рассматривание репродукции В.М. Васнецова «Баян».

Прием «увидеть -сговориться – обсудить»

(класс делится на две группы, и набирают баллы)

1.                Как бы вы назвали эту картину?

2.                Нравится вам картина или нет?

3.                Расскажите об этой картине так, чтобы человек, который её не знает, мог составить о ней представление.

4.                Что, по вашему мнению, автор «хотел сказать» этой картиной? Какова её главная мысль, зачем он её написал?

5.                Что сделал автор для того, чтобы мы поняли его замысел? Какими средствами он этого достиг?

  

 

Учитель подводит итог ответам детей.

Известный русский художник Виктор Михайлович Васнецов создал картину, которая называется «Баян»

Перед зрителем предстаёт высокий холм, на котором изображена группа людей. Главного персонажа – Баяна - автор разместил сбоку, вложив ему в руки большие гусли.
Его фигура резко выделяется среди остальных. Баян одет в белоснежные одеяния, украшенные языческими узорами. Он взволнован, рот его открыт, рука динамично поднята вверх, кажется, что рассказчик вот-вот ударит с силой по гуслям. Его серебристые волосы, контрастируя с чёрной бородой, развеваются на ветру. Все пожилые воины, находящиеся рядом с Баяном, сидят в глубокой задумчивости. Почти никто из них не смотрит на поющего старика, они погружены в свои думы и воспоминания. Лица слушающих сосредоточены, видно, что они готовы повторять подвиги своих предков.. Они олицетворяют ту силу, что призвана защитить Россию, ее воинов и заступников. Васнецов стремился показать единство рассказчика и дружины. Преемственность поколений отражает и наличие мальчика-подростка среди компании дюжих дружинников.  Вполне возможно, что тот мальчик – княжеский сын, будущий правитель и воин. Слушая песни Баяна, он готовит себя к тому, что предстоит ему сделать, учится на примере дел его предшественников.   Баян как воплощение русского народа, самой Родины как бы благословляет этих людей, доверяет им самое ценное и дорогое. В целом, картина В.М. Васнецова «Баян» - «русское» произведение, наполненное любовью к родной стране.

В.Васнецов говорил, что ему хотелось написать так, чтобы картина « звучала, как музыка, пелась, как былина, волновала, как родная песня…»

В операх русских композиторов можно встретить такого персонажа, как Баян. Послушайте «Песнь Баяна» из оперы М.И. Глинки «Руслан и Людмила» и опишите основные черты прозвучавшей музыки.

= слушание музыки  «Песнь Бояна» из оперы М.И. Глинки «Руслан и Людмила»

 

Ответы учащихся: эта музыка неторопливая, напевная, повествовательная, похожая на сказку.

 

Садко — ещё один герой былинного цикла.

Опера «Садко» Н. Римского-Корсакова по жанру - опера-былина. Это яркий образец эпической оперы, для которой характерно замедленное, плавное действие, воскрешающее дух былинных сказов. Портреты главных действующих лиц даются в широко развитых вокальных номерах, картины народной жизни и быта – в монументальных хоровых сценах. Музыка  насыщена яркими, выпуклыми контрастами. Образы сказочного подводного царства, воплощаемые средствами гибкой, прихотливой мелодики и необычных гармоний, противопоставлены картинам реальной жизни и образам русских людей, в обрисовке которых главным выразительным средством является народная песенность.

= звучит музыка:

Н. А. Римский-Корсаков... Хороводная песня Садко "Заиграйте мои гусельки"

 

Вокальная работа. Пришло время самим исполнить былину и доказать, что исполнение былин это действительно сложно.

Исполняется «Былина про Добрыню»

Стратегия «Вопросительные слова»

В чем сложность исполнения былины?

Кто герои?

Какая воображаемая картина возникает при запеве былины?

Кому вы поручили исполнять данную былину?

Заключение.

Тест для проверки знаний.

Вставьте пропущенные слова.

На уроке прозвучала музыка русских композиторов. Композитора…

(фамилия) и композитора ……. (фамилия). Мы услышали произведения М.И. Глинки (название) и Н.А.Римского-Корсакова (название).

Также на уроке мы познакомились с картиной русского художника 19 века (фамилия) , которая называется …. .

 Прием «Выберите правильный ответ.

 

1) Былина - это…

  • рассказ о реально происходивших событиях       
  • полный вымысел, о котором рассказывают в стихах   
  • героическая песнь, составленная на основе реального факта, но обросшая фантазией авторов

 

 

2) Садко был …

  • Киевским князем     
  • Новгородским купцом  
  • Могучим богатырем

 

 

3) Былина является историческим источником (то есть из нее мы можем черпать информацию о прошлом), потому что…

  • в ней отражены реальные люди и факты жизни Древней Руси
  • ее написали ученые-историки Конец формы

 

 

Давайте подумаем… (ответьте на вопрос)

1. Какие способности нужно было иметь человеку для того, чтобы быть сказителем-бояном? Как вы считаете?

2. Какие общие черты на иллюстрациях вы заметили у русского сказителя Бояна и гусляра Садко?

 

Домашнее задание.

 Составить кроссворд по теме урока. Приём «Изобретательские задачи»

 


МОЛОДЦЫ!

Вы хорошо потрудились, теперь посмотрите фрагмент мультипликационного фильма "Илья Муромец".

 

 

 

 

 

 

Прикрепленный файл Size
план-конспект урока Былины.docx 203.62 KB
презентация былина.ppt 5.96 MB

»  Размещено в сообществах:   

Смотреть видео 365 онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн