Художественное творчество моего народа - живительный источник композиторов и художников
Submitted by Нина Владимировна Шалатова on вс, 14/04/2013 - 17:06
Тема: Художественное творчество моего народа – живительный источник
композиторов и художников.
Цель: Разучивание и исполнение календарных песен, закличек.
Задачи:
личностные:
развивать интерес к народному творчеству, обогащать эмоционально-волевую сферу учащихся
образовательные:
Формировать у учащихся художественные знания, умения, навыки в области народного искусства, его традиционные образы, уходящие глубокими корнями в историю мировоззрения; умение различать народную и композиторскую музыку;
развивающие:
развивать слух;
совершенствовать вокально-хоровые навыки
воспитательные:
воспитание учащихся на лучших традициях народного творчества.
коммуникативные:
находить продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении музыкально-творческих задач
Методы урока:
1. Объяснительно-иллюстративный (репродуктивный)
2. Проблемный
3. Частично-поисковый
Оборудование урока:
Для учителя:
Музыкальный ряд:
1. Музыкальные инструменты (фортепиано, аккордеон);
2. Детские музыкальные инструменты;
3. Диски:
Рахманинов. 3-ий концерт для фортепиано с оркестром;
Прокофьев. Хор «Вставайте, люди русские»;
Чайковский. «Декабрь».
Литературный ряд:
1. Заклички к «Святкам»
2. Жуковский. Баллада «Светлана».
Зрительный ряд:
1.Комьютер: Корин. «Александр Невский», Солдат в Трептов.парке, рисунок «Гадание»
2. Нотная запись
3. Нотная музыкальная доска
Разработка урока с применением интерактивных методик
Ход урока.
I. Организационный момент. Приём «Нестандартный вход в класс»
1. Вход в класс под музыку Чайковского «Декабрь» («Святки»), одетые в народные костюмы
2. Приветствие в духе народного поклона, исполняя русскую народную песню «Со вьюном я хожу»
Приём шаг за шагом
1.Что мы исполняли?
2.Композиторская песня или народная?
3.Как называется песня?
4.Какой жанр песни?
5.Какой характер песни?
II. Рахманинов. 3-ий концерт для фортепиано с оркестром (фрагмент) –слушание.
1. Много песен мы слушали и пели. Одни назывались народными, другие – композиторскими.
-Чем отличаются народные песни от композиторских?
-Многие народные песни слагались в то далёкое время, когда не было музыкальных школ и музыке никого не учили. В те времена песни сочиняли самоучки, любители и мастера петь и играть на народных музыкальных инструментах.
Народные песни не записывались, а передавались по слуху от человека к человеку, т.о. дошли до наших дней. В отличие от народных, композиторские сочиняются образованными музыкантами и поэтами.
2. Определить по нотной записи два музыкальных произведения: композиторское и народное:
3. Пение по нотам с использованием нотной доски.
Мелодии построены на сочетании соседних звуков – это причина певучести.
Плавность мелодии роднит произведение Рахманинова с русской народной песней.
4. Слушание 3 концерта для фортепиано с оркестром Рахманинова.
-Что общего между этими двумя произведениями?
Приём «Корзина идей, понятий, имён» (что положим в корзину?)
На доске таблички со словами: плавность мелодии, отрывистость, песенность, маршевость, распевность, танцевальность
Дети выбирают правильные слова
5. Вывод: Плавность мелодии, певучесть, распевность характерна для русской народной песни, т.к. раскрывает характер.
III. С.С. Прокофьев. Кантата «Александр Невский». Хор «Вставайте, люди русские» -слушание.
Шёл ленинградский паренёк –исполнение.
П. Корин. Александр Невский – иллюстрация на компьютере
-Кто такой Александр Невский?
-Князь, полководец, богатырь, защитник земли русской.
Приём «Я – композитор»
Какую бы вы музыку написали по характеру?
Ответы ребят
-Прослушать хор «Вставайте, люди русские», определить, какая часть роднит эту музыку с народной песней. (2-ая часть).
2.Солдат с девочкой на руках в Трептов.парке – иллюстрация на компьютере
-Что вы видите на картине?
-Это памятник, образ русского солдата, спасшего весь мир от фашизма. Это роднит образ солдата с Александром Невским.
-Народные песни сочинялись и в более позднее время.
-По мелодии определить песню
«Шёл ленинградский паренёк» - исполнение песни с соблюдением динамики: P, mP, f, mf.
Вывод: Кантату Прокофьева и песню «Шёл ленинградский паренёк» роднит певучесть, задушевность.
IV. Календарные песни.
- Народных песен очень много, но их можно поделить на группы: хороводные, лирические, плясовые, обрядовые, солдатские, трудовые, былины и большую группу составляют календарные песни.
(Продолжает Т.Н. Карпова).
1. Народные календарные праздники Святки, Встреча Весны (Масленица), Троица, Жниво, своими корнями уходят в глубь язычества – это поклонение различным божествам: богу Воды, Земли, Огня, Дождя, Солнца – просьба к ним о плодородии земли и урожае.
-Ребята, а как почитали силы природы в старину? (рисунки)
Приём «Шаг за шагом»)
Огонь –царь
Вода – царица
Земля – матушка
Небо – отец
Ветер – господин
Дождь – кормилец
Солнце – князь
Луна – княгиня и т.д.
2.«Святки»- это один из главных праздников старины.
Всем действиям этого праздника придавался магический характер, которым были наделены на урожайность будущего года:
-шествие ряженых
-щедрование
-колядование
-обсыпание дома злаковыми.
Всё это земледельческие ритуальные язычества.
«Святки» - святые вечера, так традиционно в России назывались праздничные дни до Рождества Христова (с 7 января до 18 января).