Submitted by Надежда Васильевна Перепечина on вс, 14/04/2013 - 16:12
Тема урока: «Можем ли мы услышать живопись?»
Цель урока: Формирование и развитие представлений о тесной взаимосвязи различных видов искусства (музыки, поэзии и изобразительного искусства).
Задачи:
Образовательная - формирование у учащихся представления о музыкальности изобразительного искусства.
Воспитательная – воспитание любви к искусству, через знакомство с
его разновидностями: музыки, поэзии, живописи.
Развивающая –развитие психических процессов (внимание, воображение и мышление) через восприятие и анализ творчества художников, композиторов, исполнителей.
Методы:
Наблюдение за музыкой.
Сопереживание.
Обобщение.
Размышление.
Музыкальный материал: С. Рахманинов «Прелюдия соль-диез минор»; «Прелюдия соль мажор»
Дополнительный материал: репродукции картин «Февральская лазурь» Э. Грабаря, «Цугом» Степанова; А.С. Пушкин «Зимнее утро» (отрывок), «Зимняя дорога» (отрывок); муз. Е.Крылатова «Песня о колоколах».
Содержание урока
Оргмомент.
Приветствие учителя (поёт): Здравствуйте, ребята!
Учащиеся (поют): – “Здравствуйте! (трезвучие)
1.Введение:
Учитель: Ребята, посмотрите: на экран. Здесь тема нашего сегодняшнего урока. Как вы думаете, о чём мы будем сегодня говорить? Приём «До и после»
Слайд 1
Пусть о теме нашего урока нам расскажет песня, слушайте и отгадывайте. Звучит песня Г. Гладкова, сл. Ю. Энтина - “Песня о картинах”.
Слайд 2
Слайд 3
Слайд 4
Дети прослушивают куплеты и отвечают на вопросы, помогая учителю.
Учитель: О чём эта песня?
Дети: О пейзаже, о натюрморте, о портрете.
Учитель: К какому виду искусства относятся эти понятия?
Дети:Изобразительному, живописи.
Учитель: Но ведь мы с вами пришли на урок музыки, причём здесь живопись и изобразительное искусство? Ребята, я предлагаю сегодня на уроке ответить на вопрос “Можем ли мы услышать живопись?”.
Звучание музыки иногда может вызывать в нашем воображении удивительные образы. Но внимательно и сосредоточенно всматриваясь в произведения изобразительного искусства, мы нередко можем своим внутренним слухом услышать ту или иную музыку.
II. Работа по теме урока.
1. Беседа-сравнение картин и стихотворений.
Учитель:Перед вами репродукции картин И. Э.Грабаря «Февральская лазурь» и А.С.Степанова «Цугом». Опишите настроение каждой картины. Приём «Ситуационная задача»
(«Цугом» - тоскливая зимняя дорога, низкое серое небо, возможно, монотонная песня ямщика, одинокий звон колокольчика).
- Какое время года на картине?
- Какое время суток?
- Какая погода?
2. Сейчас прозвучат два отрывка из стихотворений А.С. Пушкина. Какое из них по настроению подходит к каждой из картин? Почему?
Слайд8
ЗИМНЕЕ УТРО
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
ЗИМНЯЯ ДОРОГА
По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит.
Что-то слышится родное
В долгих песнях ямщика:
То разгулье удалое,
То сердечная тоска…
Слайд 9
3. Чем отличаются зимние картины, нарисованные А.С. Пушкиным? Приём «Если бы я был композитором»
4.Если бы вы были композиторами, то какие музыкальные краски подобрали бы, чтобы передать настроение стихов
(ладовые, динамические, темповые, регистровые)?
4.В музыке какого стихотворения вам хотелось бы применить изобразительные интонации? В какой картине слышится звук колокольчика?
Слайд10 (портрет Рахманинова)
2. Слушание и анализ произведений С. Рахманинова.
Звучат «Прелюдия соль-диез минор» и «Прелюдия соль мажор» С. Рахманинова.
Слайд11 (прелюдия – непродолжительная игра на муз. инструменте, которая выражает настроение человека)
Какая прелюдия какой картине (стихам) созвучна?
1. Найдите в стихах А.С. Пушкина слова, которыми можно описать мелодию и аккомпанемент «Прелюдии соль-диез минор»
2. Отличаются ли «Прелюдия соль-диез минор» и «Прелюдия соль мажор» по музыкальному настроению и краскам?
III. Итог урока.
Приём «До и после» Оба художника, поэт, композитор, в разных произведениях искусства – картинах, стихах, музыке – воспели красоту русской природы. Мы, внимательно всматриваясь в картины, вслушиваясь в стихи, услышали звучавшую в них музыку. В нашем восприятии не одинаково звучали картины Грабаря «Февральская лазурь» и Степанова «Цугом». Значит, мы можем услышать живопись.
Сейчас мы немного отдохнём и проведём игру на внимание«Руки-ноги»
III Продолжим наш урок , но теперь перейдём к самому любимому виду деятельности на уроке - пению.
Давайте исполним распевку «Мы – пятиклассники»
УчительСейчас мы с вами исполним песню, которую вы вспомните, глядя на эту картину (показ на экране)
Слайд 12 (колокола, башня)
Дети предлагают спеть песню, подходящую для картины с колоколами
«Песня о колоколах» Е.Крылатова из к/ф «Приключения Электроника»
Начнём с повторения трудных мест в песне – это припев. Сначала послушайте, а затем повторите за мной.
Исполнение знакомых песен :
Учитель:вы хорошо сегодня поработали. Скажите, что вы сегодня узнали нового? Приём «Рюкзак»
Выставление оценок, благодарность за работу на уроке.
ПЕСНЯ О КОЛОКОЛАХ
(Музыка Евгения Крылатова
Слова Юрия Энтина)
1.к.Бьют часы на старой башне,
Провожая день вчерашний,
И звонят колокола...
Провожая день вчерашний,
Бьют часы на старой башне,
Будет, будет даль светла! Припев:
Бой часов, как ключик золотой,
Двери утра весело открой!
Окна утра настежь распахни!
Сумрак ночи с улиц прогони!
2.к.Бьют часы на старой башне.
То, что ночью было страшным,
Светом залито дневным.
То, что ночью было страшным,
Стало теплым и домашним,
Стало милым и смешным.
Припев.
3.к.Бьют часы на старой башне.
В этом мире должен каждый
Не спешить, не отставать.
В этом мире должен каждый
Слушать время и отважно
В ногу с временем шагать!