Submitted by Елена Владимировна Рысцова on вс, 14/04/2013 - 15:07
Современность выразительных средств музыки
Цель: Развитие творческих способностей в процессе музыкально-сочинительской деятельности.
Задачи образовательные: совершенствование навыков использования выразительных средств музыки; формирование умения перевода образного строя с одного вида искусства на «язык» другого (в частности, с «языка» живописи на «язык» музыки); умения определять на слух музыку ноктюрна си-бемоль минор Ф. Шопена.
Задачи развивающие: развитие эмоциональной отзывчивости на произведения искусства (живопись и музыка); творческого мышления: гибкости, беглости, оригинальности; воображения, чувства ритма.
Задачи воспитывающие: воспитание интереса к процессу сочинительства; чувства особенной значимости, самореализации.
Структура урока:
· Организационный момент;
· Закрепление изученного материала;
· Практическая работа;
· Диагностика;
· Оценивание.
Виды деятельности учащихся:
· Выполнение устного творческого задания.
· Практическое исполнение ритмического рисунка;
· Слушание.
Методы обучения: словесный; наглядно-слуховой; создание проблемно-поисковых ситуаций; анализ; обобщения.
Ход урока
1. Вокальное приветствие.
Учитель. Мы с вами преимущественно анализировали музыку с помощью средств музыкальной выразительности, но для того, чтобы понять, например, англичанина, нам нужно научиться самим говорить по-английски. Так и в музыке: чтобы понимать композитора по-настоящему, необходимо уметь «говорить» на его «языке». Мы это уже не раз пытались сделать на предыдущих уроках. Сегодня мы попытаемся проследить механизм творческого процесса сочинения музыки. Представим ситуацию: каждый из вас – композитор, вы посетили выставку работ Левитана и вас поразила картина «Осенний день» (учитель демонстрирует картину).
Теперь постарайтесь для себя действительно открыть в этой картине глубину чувств, проникнуться образом одиноко идущей женщины. Какие чувства передает картина?
(Прием «Перевода на язык другого вида искусства»)
Учащиеся. Чувства одиночества, печали, тоски, даже трагического, возможно, пустоты в душе…
Учитель. Почему вы так решили?
Учащиеся. Женщина – в черном, видимо, у нее траур; она идет одна (ее личная трагедия) и очень долго, потому что художник пишет длинную дорогу аллеи, уходящую вдаль – ни начала, ни конца; небо – серое4 деревья уже почерневшие – природа замирает в ожидании зимы – все это созвучно настроению женщины…
Учитель. Да, действительно, все перечисленные детали картины соответствуют чувствам печали одиночества. Теперь попрошу описать в ваших тетрадях характер будущей музыки, «положенной» на эту картину.
Учащиеся работают самостоятельно (3 минуты)
(Прием «Художник-декоратор»)
Учитель. Далее поговорим о выразительных средствах, темпе, ладе, регистре, ритмичном рисунке, динамике вашего будущего произведения.
Учащиеся. Тембр – скрипка для передачи тоски и одиночества – музыка высокого регистра; виолончель – для выражения глубины чувств – в низком регистре; фортепиано созвучно осеннему лесу:
· Лад – минор;
· Динамика – пиано и меццо-пиано;
· Темп – спокойный;
· Ритмический рисунок – равномерный ритм, без пунктира;
· Мелодия – плавная, без скачков, постепенное движение;
· Размер – четырехдольный, так как в двухдольном слишком частое чередование сильных долей, в трехдольном заложена танцевальность.
Учитель. Возможен такой вариант состава выразительных средств, и я попрошу это зафиксировать в ваших тетрадях, но если кто-то считает по-другому, то обязательно пишите свое мнение, правда, желательно пояснить его (3 минуты на запись).
(Прием «Творческая мастерская»)
Учитель. Мы не определили очень важное выразительное средство – форму. Почему?
Учащиеся. Потому что на картине дан только один момент жизни, как бы одна музыкальная часть.
Учитель.Совершенно верно, вашим заданием не было: додумать, «что будет после» или «что было до этого мгновения». Это задание будет домашним, более конкретно о котором будет сказано в конце урока.
А пока вы наверняка уже можете представить, какой будет ваша будущая музыка. В связи с чем, предлагается следующее задание: каждый по собственному желанию мысленно выбирает один инструмент из условно нами выбранного тембрового состава – виолончель, фортепиано и скрипка – для сочинения ритмического рисунка. Причем очень важно учитывать, что верхний голос – скрипка – мелодия, средний голос – фортепиано – мелодическое дополнение, а низкий – виолончель – наш аккомпанемент, где не надо придумывать слишком сложный рисунок ритма.
Договоримся, что количество сочиненных тактов не более четырех.
На выполнение задания отводится 10 минут.
(Прием «Я сочинитель»)
Поскольку ваши ритмические рисунки выполнены в размере четыре четверти, мы сейчас все можем исполнить свой ритмический рисунок с учетом, что количество тактов не будет больше четырех.
Учитель обязательно дает темп ритмического рисунка. Дети исполняют сочиненные ритмические рисунки на простейших музыкальных инструментах.
Учитель. Вы отлично справились с заданием. Но скажите, пожалуйста, вы сочиняли свой ритмический рисунок, ориентируясь на классическую музыку или на популярную сегодня?
Учащиеся. На классическую.
Учитель. Но вы современные учащиеся, так почему вы так легко справились с заданием?
Учащиеся. Потому что тема, которую затронул Левитан в своей картине и попытались развить мы, в роли композиторов, актуальна и на сегодняшний день.
Учитель. Действительно, минуты одиночества, тоски, печали присутствовали и присутствуют в жизни всех людей, независимо от века, в котором они живут.
Эту тему развивали многие композиторы. Я предлагаю вам послушать ноктюрн Ф.Шопена и подумать: чем этот ноктюрн похож, а чем отличается от нашей сегодняшней ситуации.
Слушание ноктюрна си-бемоль минор Ф. Шопена (5 минут).
(Прием «Мозговой штурм»)
Учащиеся. Произведение созвучно картине, оно также несет ощущение печали, одиночества, но, возможно, в ноктюрне чувства более светлые, как печальная улыбка на лице. Во второй же части ноктюрна гораздо больше чувств и страстей, чем в картине Левитана.
Учитель. Но, как знать, может, выполняя домашнее задание, кто-то придумает продолжение истории одиноко идущей женщины, учитывая характер и образы, услышанные в ноктюрне Шопена.
Домашнее задание: выбрать форму предлагаемого музыкального произведения, составить его программу, где образ одинокой женщины будет присутствовать в одной из частей.
(Прием «Перевод музыки на язык другого вида искусства»)
Критерии оценивания: активность на уроке, точность, качество ответов, гибкость мышления. Оценены должны быть также несколько наиболее удачных ритмических рисунков.