Дыхательная гимнастика, как средство оздоровления детей дошкольного возраста
Submitted by Ольга Николаевна Язарова on вс, 14/04/2013 - 10:42
От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. В последние десятилетия в мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Учёные связывают этот факт с экологическими проблемами, различными отрицательными бытовыми факторами, химическими добавками в продуктах питания, некачественной водой, загрязненным воздухом и атмосферой.
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Анализ состояния здоровья детей дошкольного возраста представлен в работах сотрудников различных институтов РАМН, учёных, представителей системы здравоохранения. Это Л.Г. Голубева- доцент кафедры поликлинической педиатрии РМА, В.Т. Кудрявцев- доктор психологических наук и многие другие. Данные исследований этих и других учёных указывают на неутешительные результаты. Важность создания условий, обеспечивающих физическое и психическое здоровье детей подчёркивается и в концепции дошкольного воспитания, поэтому оздоровительную направленность должна иметь вся организация жизнедеятельности ребёнка в ДОУ.
В связи с этим, роль педагога дошкольного образовательного учреждения состоит в организации педагогического процесса, сберегающего здоровье ребенка и воспитывающего ценностное отношение к здоровью. В ходе совместной деятельности с детьми педагог, сотрудничая с семьей, обеспечивает восхождение дошкольника к культуре здоровья.
Несомненно, проблема раннего формирования культуры здоровья и знакомство с методами оздоровления дошкольников актуальна, своевременна и достаточно сложна.
Отечественный ученый К. П. Бутейко [1] разработал метод волевой ликвидации глубокого дыхания, в основе которого специальная методика регуляция дыхания. В соответствии с этой методикой во время тренировок определенным образом уменьшается глубина дыхания, при этом уменьшаются потери углекислого газа с выдыхаемым воздухом и происходит накопление углекислого газа в крови, что тренирует нейроны головного мозга и благотворно сказывается на развитии ребенка.
А.Н. Стрельникова [4] разработала парадоксальную гимнастику и считала, что под благотворное воздействие парадоксальной гимнастики попадают все физиологические процессы организма, поэтому она широко применяется в практике дошкольных учреждений нашей страны.
Возникшие противоречия- потребность современного общества вырастить здоровое поколение и , с другой стороны, тенденция к снижению показателей уровня здоровья детей дошкольного возраста приводит к необходимости изучения проблемы оздоровления детей и применения различных методик, в том числе и дыхательной гимнастики
Нужно отметить, что здоровое дыхание очень важно для сохранения здоровья детей и правильно сформированные в раннем детстве навыки здорового образа жизни сохранятся и в дальнейшем. Ребенок, взрослея, будет всегда защищен от разнообразных вредных воздействий, с которыми ему неизбежно придется сталкиваться. И одна из составляющих здорового образа жизни - сформированный навык правильного дыхания.
Воспитатель организует самостоятельную деятельность детей по оздоравливанию, где они под руководством воспитателя и его помощника выполняют комплекс упражнений дыхательной гимнастики, что очень важно для укрепления иммунитета, профилактики простудных заболеваний верхних дыхательных путей. Однако именно эта часть гимнастики вызывает трудности у дошкольников, поэтому педагог должен ограничиться выполнением одного-двух дыхательных упражнений в течение нескольких секунд.
Как показал анализ литературы, выполнение дыхательных упражнений осуществляется по-разному. В настоящее время существуют много форм и методов, максимально стимулирующих активность детей при выполнении дыхательной гимнастики.
Нами выдвинуто предположение, что воспитание навыков правильного дыхания оказывает положительное влияние на сформированность здоровья дошкольников 7 года жизни и эффективно при следующих педагогических условиях: включении элементов дыхательной гимнастики в различные формы работы с детьми: развивающие игры, учебные занятия, физкультминутки, спортивно-оздоровительные мероприятия в режиме дня; использовании рисунков и схем с изображением легких, диафрагмы и графика дыхания в учебно-воспитательном и физкультурно-оздоровительном процессе ДОУ,
Исследование по апробации дыхательной гимнастики, разработанной нами на основании вышеперечисленных методик, было проведено на базе Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 54 «Журавушка» На начальном этапе был выявлен уровень сформированности здоровья детей 7 года жизни (группа «Петушки») с помощью ряда методов: антропометрии, динамометрии и спирометрии. Диагностические методики проводились индивидуально с каждым ребенком, с участием медицинского персонала и педагога.
На следующем этапе во время занятий дыхательными упражнениями мы использовали схемы с изображением легких, диафрагмы, графика дыхания. Это были методические материалы, изготовленные типографским способом и рукотворные педагогом. Все они были эстетично оформленные, яркие, привлекающие детский взор, картинки, рисунки, макеты, стимулирующие дыхательную активность дошкольников и соответствующие методическим и гигиеническим требованиям к детскому оборудованию.
Различные атрибуты, используемые при выполнении дыхательной гимнастики, тоже имеют свою значимость. Важность использования нетрадиционного материала: снежинок, ленточек, ярких трубочек, вертушек, и др. невозможно переоценить, т.к. ребенок дошкольного возраста характеризуется наглядно-образным мышлением. При использовании атрибутики мы наблюдали, что дети получают массу впечатлений. Это благотворно влияет на их эмоциональный настрой, а также на весь организм в целом в воспитательно-образовательном и физкультурно-оздоровительном процессе. Перед началом работы с детьми нам было необходимо достичь взаимопонимания с родителями и педагогами, ознакомить их с основами теории и практики дыхательной гимнастики, информацией из прессы, с памяткой для родителей.
Во время организации занятий с детьми мы максимально стимулировали активность детей, принимали все ответы, давали возможность ответить каждому, записывали наиболее точные и интересные ответы. Обратили внимание детей на важное значение воздуха и дыхания для жизни и здоровья. Объяснили понятие правильной осанки, обучили навыкам самоконтроля осанки.
Разобрали основные элементы дыхательной системы (нос – легкие, диафрагма) и их значение. Изучили фазы дыхания, «правильное и неправильное» дыхание.
Дети дошкольного возраста очень любят заниматься с необычным ярким материалом. Яркие образные с одной стороны, и простые ненавязчивые, доступные – с другой, атрибуты, предназначенные для выполнения дыхательных упражнений, близки детям по своим развивающим и оздоравливающим возможностям. Эти атрибуты дают возможность выполнять самые разнообразные оздоравливающие мероприятия.
Поэтому поставленные нами задачи решались посредством атрибутов, где ребенок, сам того не осознавая, погружался в мир здоровья – дыхания. На наш взгляд это наиболее эффективные средства и методы повышения уровня здоровья у детей дошкольного возраста, так как их использование соотносится с психическими особенностями дошкольного возраста. Поэтому чтобы более заинтересовать и активизировать воспитанников, в свою работу с детьми включали нетрадиционные формы – обозначение определенных дыхательных упражнений символами-схемами, а также яркое красочно оформленное оборудование – цветные платки, бумажные бабочки, снежинки и т.д. Цель начального этапа в работе с детьми состояла в следующем: вызвать интерес к дыхательным упражнениям, желание познавать свой организм, развивать понимание осознанного отношения к своему здоровью. Работа основывалась на использовании дидактических игр на воспитание интереса у детей к оздоравливанию своего организма, беседах, направленных на развитие здоровьесберегающих мировоззрений.
В данном блоке были использованы потешки, пословицы и загадки, приложенные в пособии Т.А. Тарасовой, Л.С. Власовой [5]. Также включали в работу с детьми изобразительную деятельность: дети дорисовывали атрибуты, изготовленные специально для занятий дыхательной гимнастикой, дошкольников привлекали к трудовым поручениям – помыть трубочки и стаканчики для пускания мыльных пузырей, подклеивать трубочки для свиристелей на картон. С любопытством дети наблюдали за тем, как педагог чертил карточки-схемы для выполнения дыхательных упражнений. При внедрении второго блока работы комплексы дыхательной гимнастики включались во все виды деятельности, которыми занимались с детьми в течение всего дня. Для этого периодически делали перерывы и 2-3 минуты дети выполняли дыхательные упражнения в игровой форме. В первой половине дня комплексы дыхательной гимнастики проводились до игр-занятий, во время занятия как физкультпауза, на прогулке, во второй половине дня – во время гимнастики пробуждения и в свободной деятельности.
Воспитанники делали упражнения с удовольствием, отрицательных эмоций курс упражнений не вызывал.
С целью выявления эффективности использования разработанной нами системы работы по формированию у детей 7 года жизни основ правильного дыхания нами был проведена следующая работа:
1.Определение динамики здоровья дошкольников по итогам работы.
2.Выявление эффективности использования дыхательной гимнастики в процессе оздоровления детей 7 лет.
Для оценки ее эффективности на последнем этапе нашей работы, как и на начальном, были обследованы качественные показатели здоровья детей 7 года жизни и сопоставлены полученные данные с исходными.
Среди детей выпускной группы после проведения цикла занятий дыхательной гимнастикой регистрировался высокий уровень развития антропометрических данных у 85% обследованных, средний – у 15% детей. Причем среди них не отмечался низкий уровень развития. Спирометрические показатели значительно улучшились и уровень развития жизненной емкости легких у детей после проведения цикла дыхательной гимнастики заметно повысился (80% детей показали высокий уровень развития спирометрических показателей, 20% - средний), хотя ранее у детей показатели регистрировались несколько ниже. В частности, у Насти Г. (ЭГ) до занятий дыхательной гимнастикой регистрировался низкий уровень спирометрических показателей, после проведённой нами работы – высокий. У Родиона И. (ЭГ) показатели поднялись до среднего уровня.
Также можно отметить, что данные воспитанники проявляли устойчивый интерес к дыхательной гимнастике, выполняли упражнения с большой охотой и хорошим настроением, что, несомненно, сказалось на положительной динамике в антропометрических и спирометрических показателях.
Среди детей выпускной к школе группы «Петушки»- первая группа здоровья диагностируется у 85%, что выше, чем до проведения занятий дыхательной гимнастикой (40%) , вторая – у 15%, третья группа здоровья не регистрируется. В частности Стёпа С.. и Рома С.. до начала нашей работы демонстрировали 2 группу здоровья, 2 группу закаливания и подготовительную группу по ФИЗО, после окончания эксперимента у воспитанников выявлена 1 группа здоровья, 1 группа закаливания и основная группа по ФИЗО. Причем надо отметить, что вышеназванные дети очень серьезно относились ко всем занятиям, старались точно следовать объяснениям и инструкциям воспитателя.
Анализ полученных результатов показал, что количество не болевших детей в нашей группе увеличилось с 28,1% до 46,1%. Количество болевших 4 раза и более уменьшилось с 10,1 до 4,4%.
Следовательно, занятия дыхательной гимнастикой способствуют более качественному формированию здоровья у детей 7 года жизни.
Таким образом, после проведения цикла занятий дыхательной гимнастикой, разработанной нами, с детьми выпускной к школе группе «Петушки» уровни сформированности антропометрических, спирометрических показателей и показателей группы здоровья значительно улучшились Вышеприведенные данные свидетельствуют об эффективности проведенной нами работы и справедливости выдвинутого нами предположения.