Submitted by Ольга Анатольевна Бородина on Fri, 12/04/2013 - 14:22
Бородина Ольга Анатольевна,
учитель русского языка,
член Методического Совета
МБОУ «СОШ №8» АГО
Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни для детей 1 года обучения в условиях нового ФГОС.
Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет.
Для ребенка от 6 до 17 лет этой средой является система образования, т.к. с пребыванием в учреждениях образования связаны более 70% времени его бодрствования.
В нашей школе разработана Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни для детей 1 года обучения.
Цель программы: формирование у учащихся установки на безопасный и здоровый образ жизни.
Расширение взаимодействия школы, родителей и общества в контексте укрепления здоровья позволит скорректировать школьную систему воспитания и обучения, в которой классный руководитель имеет доминирующую роль.
Поокончанию первого года обучения ребёнок должен знать и уметь:
-знать и выполнять правила личной гигиены;
-иметь представление о влиянии на здоровье позитивных и негативных эмоций, получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;
- должен понимать значение здорового образа жизни для личного здоровья, для жизни, отдыха, учебы;
- понимать, почему движение, закаливание, правильное питание способствуют хорошему состоянию, настроению, здоровью своему и окружающих людей;
- твердо усвоить и понять, какие привычки вредны для здоровья;
-знать способы уверенного и осторожного поведения дома, в школе, на улице;
- должен знать и уметь показать, как можно обезвредить порезы, ушибы, ссадины, уметь проконтролировать свое здоровье;
- иметь элементарные представления о микробах и способах предупреждения от инфекционных заболеваний;
- уметь делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранить и укрепить здоровье и безопасность.
Реализация программы строится по 5 направлениям.
1. Здоровьесберегающая инфраструктура образовательного учреждения
- Соответствие состояния и содержания здания и помещений образовательного учреждения санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся;
- организация качественного горячего питания учащихся, в том числе горячих завтраков;
- оснащённость кабинетов, физкультурного зала, спортплощадок необходимым игровым и спортивным оборудованием и инвентарём;
- наличие необходимого (в расчёте на количество обучающихся) и квалифицированного состава специалистов, обеспечивающих оздоровительную работу с обучающимися (логопеды, учителя физической культуры, психологи, медицинские работники).
2.Рациональная организация учебной и внеурочной деятельности обучающихся
- Соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объёму учебной и внеучебной нагрузки.
- Использование технологий здоровьесберегающей направленности, методов и методик обучения и воспитания, адекватных возрастным возможностям и особенностям обучающихся. Игровая технология.
- Система классных часов.
- Индивидуализация обучения.
- Ведение систематической работы с детьми с ослабленным здоровьем.
3.Организация физкультурно-оздоровительной работы
- Организация динамической паузы между 2‑м и 3‑м уроками на начальной ступени обучения;
- организация динамических перемен, физминуток на уроках;
- организация работы спортивных секций и создание условий для их эффективного функционирования ;
- регулярное проведение спортивно-оздоровительных мероприятий
( соревнований, походов и т. п.) План школьных мероприятий;
- актуализация в школе Совета физкультуры и спорта, включающего куратора форума «Здоровое поколение» и учащихся старших классов.
4. Реализация дополнительных образовательных программ
Курс-тренинг называется «Личная безопасность ребенка» и рассчитан на детей 7-11 лет. Автор Рулев М.А. Кандидат педагогических наук,
работает в Уральском государственном педагогическом университете.
Является учителем высшей категории.
- Курс учит детей тому, как избежать опасных ситуаций;
- учит детей развивать критичность мышления и не быть доверчивыми с незнакомцами;
- дает основы личной самообороны.
5. Просветительская работа с родителями
- Классные мероприятия План работы с родителями.
- Консультации по различным вопросам роста и развития ребёнка, его здоровья, факторам, положительно и отрицательно влияющим на здоровье детей и т. п.