Активизация познавательной деятельности на уроках технологии
Submitted by Михаил Иванович Зиняков on Fri, 12/04/2013 - 08:12
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках технологии с использованием ИКТ
Наверно надо признать, что ИКТ прочно вошли в нашу жизнь. Хотим мы этого или нет, будем мы сопротивляется этому или нет, такова реальность нашего времени. Поэтому современному, мобильному учителю, просто необходимо владеть информационно коммуникативными технологиями. Да порой трудно, не понятно, тяжело, но наверно надо сделать над собой усилие, чтоб преодолеть это. Есть несколько определений, что такое «Информационная компетентность педагога»: вот одно из них
Информационная компетентность педагога это умение использовать информационные технологии для достижения поставленных целей и решения педагогических задач.
До сих пор ведутся споры надо ли широко внедрять ИКТ в образовательный процесс или нет. Вопрос сложный и скорее всего однозначного ответа не будет. Каждый педагог, каждая школа наверно будет для себя решать тот вопрос. От чего это зависит:
ØОт профессионального мастерства педагога
ØОт полноты владения информационными технологиями
ØОт умения и понимания нужности и достаточности использования ИКТ
ØОт насыщенности школы необходимой техникой
Практика показывает , что наши учителя трудно идут на это и в работе предпочтение отдают мелу и доске. Но в тоже время многие учителя и уже в своей работе используют ИКТ. Пусть в начале не умело, и не используя все возможности техники, но всё придёт с опытом. Главное научиться не боятся этого и пользоваться этим.
Информационно-коммуникационные технологии на уроках образовательной области «Технология» уместно применять при изучении отдельных тем и разделов программы технологии трудового обучения. Это обуславливается следующими факторами:
1. Данная образовательная область предусматривает, прежде всего, формирование и совершенствование практических умений, навыков учащихся , большее количество времени должно уделяться практической деятельности учащихся на уроке.
2. Недостаточное количество мультимедиадисков в школьной медиатеке. Имеющиеся диски имеют узкую тематическую направленность, не лишены ряда достоинств. Таких, как профессионализм работы программистов, красивая графика, содержат хорошую мультипликацию, многофункциональны и т. д. С их помощью невозможно достичь всех целей, поставленных учителем на уроке.
1. Развитие мышления учащихся на уроках технологии посредством ИКТ
Для работы на уроке учителю и ученикам достаточно уметь работать в пакете программ Microsoft Office.
На уроке, как правило, практикуются выступления учителя или учеников с использованием компьютера, проектора, звуковых колонок, в последнее время к ним добавилась интерактивная доска.
Чаще всего для выступления используют Microsoft PowerPoint в качестве программной оболочки, в которой создается мультимедийная презентация, реже применяется такая программа, как Macromedia Flash. Чаще всего презентации носят линейный характер, что является нормальным явлением, так как большинство выступлений подразумевает именно линейный характер преподнесения материала.
В зависимости от выступления преподаватель или учащийся могут включать в свою презентацию (мультимедийный проект) текстовые или графические фрагменты, анимацию, видеофильмы, а также музыкальное или голосовое сопровождение. Презентация может быть построена таким образом, чтобы наиболее оптимально решать поставленные на уроке задачи (показ презентации «как делать презентацию»)
Показ презентации Штангенциркуль
Для решения обучающей задачи на уроке «Штангенциркуль, 6 класс.» используется презентация, делающая рассказ учителя более насыщенным, иллюстративным. Презентация позволяет учителю не просто предпоносить материал, но вести беседу с учащимися, задавая вопросы по теме и тем самым, заставляя учащихся актуализировать знания, полученные ранее по другим предметам, высказывать предположения, анализировать получаемую информацию сравнивать, обобщать), делать выводы тем самым, развивая мышление учащихся, активизируя их познавательную деятельность. Беседа активизирует учащихся, развивает их память и речь, делает открытыми знания учащихся, имеет большую воспитательную силу, является хорошим диагностическим средством.
Давно замечено отчетливую сильную связь между методом, с помощью которого учащийся осваивал материал, и способностью вспомнить (восстановить) этот материал в памяти. Например, только четверть услышанного материала остается в памяти. Если учащийся имеет возможность воспринимать этот материал зрительно, то доля материала, оставшегося в памяти, повышается до одной трети. По комбинированном воздействии (через зрение и слух) доля усвоенного материала достигает половины, а если вовлечь учащегося в активные действия в процессе изучения, то доля усвоенного может составить 75%.
Медиапрезентации рассчитаны на любой тип восприятия информации.
Сформировать глубокие познавательные интересы к предмету у всех учащихся невозможно и, наверное, не нужно. Важно, чтобы всем ученикам на каждом уроке технологии было интересно. Для создания эмоциональных ситуаций в ходе уроков большое значение имеет художественность, яркость, эмоциональность речи учителя. Однако, элементы занимательности на уроке, усиленные звуком, графикой, видеоинформацией, используемой в презентации, воздействуют на учащегося намного сильнее, чем только слово учителя, вызывая неподдельный интерес к изучаемой теме и желание узнать больше по данному вопросу, в дальнейшем формируя устойчивую мотивацию изучения данного предмета.
Тогда у многих из них первоначальная заинтересованность предметом может перерасти в глубокий и стойкий интерес к предмету.
Исходя из вышесказанного, можно сделать следующий вывод: использование презентации на уроке есть применение наглядного метода иллюстраций во взаимосвязи с другими методами, позволяющими развивать мышление учащихся и активизировать их познавательную деятельность. Иллюстрации особенно необходимы тогда, когда объекты не доступны непосредственному наблюдению, а слово учителя оказывается недостаточным, чтобы дать представление об изучаемом объекте или явлении. Информация, размещенная на слайде и появляющаяся в нужные моменты объяснения, проведения опытов, экспериментов, доказательств и т.д. заставляет учащихся пройти через все этапы мышления, использовать различные мыслительные операции.
По сравнению с традиционной формой ведения урока, заставляющей учителя постоянно обращаться к мелу и доске, использование таких презентаций высвобождает большое количество времени, которое можно употребить для дополнительного объяснения материала.
Однако чрезмерное увлечение мультимедийными технологиями без соответствующей методической подготовки может приводить к педагогическим ошибкам, снижающим эффективность их применения.