Submitted by Ольга Анатольевна Бородина on Fri, 12/04/2013 - 07:59
Мастер - класс
«Время наблюдать жизнь»
Цель мастер – класса: актуализация межнациональных связей и отношений, национального самосознания и культуры как основ развития личности подростка средствами экспедиционно-поисковой деятельности.
Задачи:
- привлечь внимание педагогов к проблемам национальных культур уральских этносов;
- представить проект «Время наблюдать жизнь, реализуемый в МБОУ СОШ№8 АГО в рамках областной экспедиции «Лики многонационального Урала»;
- представить методические рекомендации в помощь руководителям экспедиции «Лики многонационального Урала»;
-определить способы выявления культурной информации на основе текстов детского фольклора;
- способствовать формированию толерантных отношений на основе изучения фольклорных текстов,
- развить интерес к познанию прошлого своего народа.
Содержание мастер - класса
Выставка под названием «Мир детства»;
Народная игрушка, национальные костюмы, украшения, стенды, фотографии, подготовить и спеть колыбельную 1 куплет и припев на национальном языке; представить национальное блюдо.
1. Сюжетно – ролевые игры ( знакомство с аудиторией)
Вспоминаем считалки перед игрой
2. Теоретическая часть
- Стремление возродить Россию неизбежно ставит вопросы самосознания «Кто мы?», «Куда идем?», «Какое общество строим?». В решении подобных вопросов не последнее слово принадлежит этническому менталитету.
- Изучение российской ментальности помогает глубже понять смысл отечественной истории, истоки российской государственности, духовности и патриотизма.
- Яркий пример проявления этнического характера языка – так называемое чувство родного языка.
- Привязанность человека к родному языку объясняется и тем, что у каждого народа существуют неповторимые ассоциации образного мышления, обусловленные особым семантическим наполнением каждого слова - культурными смыслами. Они закрепляются в языковой системе и составляют ее национальную специфику.
- Многонациональный состав и России, и в частности Урала, имеют свою культуру, язык, религию. Русский народ в своей основе имеет славянское начало, впитавшее в себя тюркское и финно-угорское этническое влияние, что нашло своё отражение в русском менталитете.
- Роль лингвистики. Лингвистика ХХI века активно разрабатывает направление, в котором язык рассматривается как культурный код нации, а не просто орудие коммуникации и познания.
- Истинными хранителями культуры являются тексты.
Параметры культурного текста:
• соответствие традиции
• устойчивость
• вариативность
• комплексность в представлении культурной семантики средствами разных кодов.
- Лингвокультурологические исследования могут быть плодотворны лишь при условии серьезного внимания к языку как к вербальному коду культуры и к языку как творцу культуры. В этой связи особое внимание должно быть уделено фольклорному тексту, поскольку фольклор, отражая в своей семантике длительный процесс развития культуры народа, фиксирует и передает от поколения к поколению культурные установки и стереотипы, эталоны, архетипы.
Цель мастер – класса:
Задачи:
3. Презентация проекта «Время наблюдать жизнь»
(актуальность: этнодемографическая характеристика, толерантность, с точки зрения филологии – текст, культурный код)
4. Методические рекомендации в помощь руководителям экспедиции «Лики многонациональногоУрала»
В самом начале необходимо уточнить значение слова «экспедиция» ( Словарь). Таким образом, экспедиция - это выезд группы людей в какую-либо территорию с целью сбора какой-либо информации по определенному заданию, теме. Но существует 2 способа собирательской работы:
1) экспедиционный 2) стационарный. По сравнению с экспедиционным стационарное исследование полнее и объективнее.
«Экспедиция» в нашем случае будет носить условный характер (совсем не обязательно куда-либо выезжать). Подобная экспедиция является одной из форм приобщения подростков к науке. Такая работа расширяет кругозор и повышает культурный уровень подростков, дает им первичные навыки исследовательской работы, знакомит их с системой и методическими основами сбора, организации и анализа научных материалов.
Что записывать
Фольклор - устное словесное поэтическое творчество народа; сложное, синтетическое искусство; тесно связан с народным бытом и обрядами. Детский фольклор объединяет различные жанры( таблица).
-Методы сбора
-3 заповеди фольклориста
-От кого записывать информацию
-Как вести записи
-Что могут включать в себя комментарии
Раздаточный материал:
Раз, два, три, четыре, пять
Вышел зайчик погулять.
Вдруг охотник выбегает,
Прямо в зайчика стреляет.
Пиф – паф, ой-ой-ой!
Умирает зайчик мой!
Увезли его в палатку,
Там стащил он шоколадку.
Привезли его в больницу,
Там стащил он рукавицу.
Привезли его домой,
Оказался он живой!
Интервью было взято 12 мая 2012 г. у Минникаевой Флориды Алмасовны, учителя физики.
Национальность: татарка, 44 г., образование: высшее, религия: мусульманка.
Во время интервью улыбалась и загибала пальцы, имитируя считалку.
Экетэ – пэкетэ,
Чукотэ – тэ,
Абэль – фабэль,
Чикирики, бикирики, Дэр мэне
Экс пукс, теме тук Наур.
Америка, Европа,
Англия, Китай,
А ну-ка вылетай!
Никонорова Валентина Васильевна, 46 л., родилась в Алтайском крае, работает на птицефабрике Рефтинской, национальность: русская, вера христианская.
Задумчивое лицо, рукой двигала как будто перечитывала. В конце добавила: «Эту абракадабру мы пересчитывали с сестрами, когда играли».
Улыбалась, этой считалкой они пользовались, когда играли в «пятнашки».
На златом крыльце сидели Мишки Гамми, Том и Джерри,
Скрудж Макдак и три утенка.
Выходи – ты будешь Понкой
Климин Иван Григорьевич, 20 лет, родился в Каратау Бжальбульской обл., живет в Асбесте, мордвин, православная вера. Запись произведена 10.05.2012 г.
Когда он произносил эту считалку, показывал пальцем на меня и себя.
5. Теоретическая часть
- Считалки являются сегодня живым фольклорным жанром.
- История возникновения. Роль считалок.
- Позже считалка перешла в детскую игру и стала помогать детям распределять роли в игре так, чтобы всем было весело и никому не обидно. Изменение роли считалки привело к появлению новых, уже "детских" считалок.
- Были записаны считалки в детских коллективах города Асбеста, а также у их родителей, педагогов школы (71 текст).
Практическая часть
Запись считалок коллегами в экспедиционные дневники
6. Выводы участников экспедиции по собранным считалкам
7. Приобщение талантливых и способных ребят к научно-исследовательской деятельности, разработке проектов, выполнению творческих работ позволяет создать благоприятные условия для их самообразования и профессиональной ориентации. А участие в экспедиции способствует формированию толерантных отношений на основе изучения фольклорных текстов. Расширяются знания об этническом, религиозном и культурном многообразии народов Свердловской области. Лингвокультурологическое исследование текстов расширяет и углубляет понимание и самой культуры, и языка (этноязыка).