Submitted by Александра Александровна Киреева on чт, 11/04/2013 - 10:15
Ход урока.
Вход под музыку: «Добрые сказки детства». (Слайд1)
Учитель:- Здравствуйте, ребята! Сегодня мы побываем в гостях у сказки. Вы любите сказки? А с чего начинается сказка ?
(Ответы детей))
- Правильно с зачина.
Итак:(Слайд 2)
Зачинается рассказ
От Ивановых проказ
И от Сивка и от Бурка
И от вещего каурка
Конь с златой горы срывался,
Прямо к солнцу поднимался;
Лес стоячий под ногой,
Сбоку облак громовой
Ходит облак и сверкает
Гром по небу рассыпает.
Эта присказка, пожди,
Сказка будет впереди.
- Ребята, а какие сказки вы знаете?
(Ответы детей)
- А каких писателей, которые писали сказки?
(Молодцы).
Он осень русскую любил
Семь чудных сказок сочинил
Стихи в его сердцах живут
Скажите, как его зовут? (А.С.Пушкин) (Слайд 3)
- Назовите, а какие сказки Вы уже читали?
(ответы детей)
(Слайд 4)
(Слайд 5)
А.С.Пушкин – много написал сказок и сегодня на уроке мы поговорим о сказке о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди. Скажите, какие три чуда были в этой сказке? (Слайд 6)
(ответы детей)
Учитель: (Слайд 7)
Белка там живёт ручная,
Да затейница такая!
Белка песенки поёт
Да орешки всё грызёт,
А орешки не простые,
Всё скорлупки золотые,
Ядра – чистый изумруд;
Вот, что чудом то зовут
- А какую песню пела белочка?
Там ещё другое диво: (Слайд 8)
Море вздуется бурливо,
Закипит, поднимет вой,
Хлынет на берег пустой,
Расплеснётся в скором беге –
И останутся на бреге
В чешуе златой горя,
Тридцать три богатыря.
А вот и третье чудо: (Слайд 9)
За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днём свет божий затмевает,
Ночью землю освещает;
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
-Вот такие чудеса были в этой сказке.
(Слайд 9)
- Н.А.Римский – Корсаков русский композитор очень любил музыку и сказки. И решил написать музыку к сказке А.С.Пушкина.
Сейчас прозвучит симфоническая картина из оперы сказка о царе Салтане «Три чуда» Римского-Корсакова. А вы постарайтесь определить характер музыки. Во время звучании произведения начертите на листе бумаги разные линии: например, плавные, волнообразные -под медленную и спокойную музыку; прямые, изогнутые -под решительную; прерывные -под легкую, отрывистую. Нарисуйте линии разного цвета, главное, чтобы они подходили к настроению мелодии. (Слайд10)
(Слушание симфонической картины из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане»).
(Дети выполняют творческое упражнение «Какую линию выбрать»).
(Звучит отрывок из симфонической картины «Три чуда (Белка).
-Какую линию вы нарисовали, слушая эту мелодию?
-Как звучала мелодия?
– Какого героя сказки вы представили, слушая этот музыкальный отрывок?
– А может быть кто-нибудь помнит слова, которые она пела?
–Почему у белки такая музыка? Композитор взял за основу мелодии белки русскую народную песню “Во саду ли, в огороде”.
– Кто хочет исполнить?
Игровые задания для развития пластической выразительности при создании образа
(исполнение танца и песенки белочки под музыкальное оформление, один ребенок исполняет около доски, все остальные ученики около своих парт)
(Звучит отрывок из симфонической картины «Три чуда» «33 Богатыря».)
-Какие линии вы начертили при прослушивании этого фрагмента?
-Соответствуют ваши линии с темой богатырей?
- Каким было море, когда выходили Богатыри?
(Учащиеся выполняют задания на развития воображения )
- Какая музыка была самая нежная?
-Какого персонажа нам она показала?
- Почему она такая?
- Давайте вспомним, а как плавает лебедь. Покажите руками.
(Звучит отрывок симфонической картины «Три чуда» (Царевна –Лебедь).
-Давайте изобразим движениями царевну-Лебедь, как она плывет по волнам
(Учащиеся выполняют задания для развития пластической выразительности).
(Просмотр видео фрагмента «Три чуда»)
(Слайд 12)
Разучивание песни «Песенка – чудесенка» сл. М.Протасова, муз. А.Кондрашова.
(Творческие задания для речевой интонационной выразительности)
(Слайд 13)
Домашнее задание: нарисовать одного сказочного героя из симфонической картины Н.А.Римского-Корсакого «Три чуда».