Официальный сайт janmille 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Тема моря в русской музыке и литературе XIX века

Submitted by Людмила Валентиновна Квашнина on Wed, 10/04/2013 - 21:50
Данные об авторе
Автор(ы): 
Квашнина Людмила Валентиновна
Место работы, должность: 
МБОУ СОШ№4, г.Рассказово, учитель музыки и МХК
Регион: 
Тамбовская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
начальное общее образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Класс(ы): 
4 класс
Предмет(ы): 
Музыка
Цель урока: 

сформировать кругозор учащихся на примере связи творчества Римского-Корсакова с произведениями литературы и живописи

Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
4
Используемые учебники и учебные пособия: 

Г.С Ригина Учебник Музыка 4 класс, М:Просвещение,2011

Используемая методическая литература: 

Музыка. 4 класс. Нестандартные уроки
М: Корифей, 2010

Туберовская О.М. В гостях у картин. Л: Просвещение, 2011

 

 

Используемое оборудование: 

мультимедийный проектор, компьютер,  фортепиано, магнитофон. Картины морского пейзажа, в том числе репродукция картины И. Айвазовского «Девятый вал», портрет Н.А. Римского-Корсакова, стихотворение А.С. Пушкина «Прощай же, море!», динамические оттенки, изображение медно-духовых инструментов. Аудиозаписи музыкальных произведений: Н.А. Римского-Корсакова  вступление из оперы «Садко» под названием «Океан-море синее», «Тридцать три богатыря» из симфонической картины «Три чуда» к опере «Сказка о царе Салтане». Хрестоматии песен: «Ты слышишь, море?»

Используемые ЦОР: 

belcanto.ru

Краткое описание: 
урок для 4 класса. На уроке учащиеся знакомятся с творчеством Римского-Корсакова и темой моря в произведениях литературы XIX века

Цель : Сформировать представление о теме моря в русской музыке и литературе XIX века

Задачи:

Личностные: развивать интерес к синтезу музыки и литературы

Образовательные: формировать умения анализировать, сравнивать искусство музыки и литературы

Развивающие: творческие способности, способности к эмоциональному сопериживанию

Воспитательные:  воспитывать любовь к музыке, уважение к культуре прошлого

Коммуникативные: сплочение коллектива учащихся в процессе решения творческих задач

 

План урока

  1. Орг.момент. Активизация внимания
  2. Открытие новых знаний
  3. Проверка усвоения нового материала
  4. Вокальная работа
  5. Закрепление знаний и умений учащихся по изучаемому материалу
  6. Рефлексия

 

Ход урока.

-Здравствуйте,ребята. Посмотрите,пожалуйста, на экран и подумайте,почему наш урок открывает морская картина?

-Открою вам небольшой секрет:дело в том,что у моря и музыки много общего.

Не верите? Тогда давайте вместе попробуем отыскать эти черты.

Послушайте фрагмент вступления из оперы «Садко»и попробуйте охарактеризовать услышанное («Окиян-море синее») . Теперь расскажите об услышанным, но с небольшим условием: каждый начинает со слов «Море было…» и дальше использует только прилагательные.(применяем метод музыкальной ассоциации)

(Все названные характеристики записываются на доске.)

-Как вы думаете,применимы записанные прилагательные для того,чтобы охарактеризовать настроение человека?

(Конечно.)

-А теперь вспомните главное отличие музыки от других видов искусства.

(Музыка-искусство временное,его нельзя потрогать,понюхать или остановить.)

-Молодцы,все верно.Музыка передает настроение,постоянно находится в движении,изменяется,и каждый воспринимает эти изменения по-разному.Как  вы думаете,какие из перечисленных особенностей присущи и морской стихии?

(Постоянно изменяется,движется,в разные дни выглядит по-разному.)

-Эти черты заметили и музыканты.С помощью особых средств выразительности они смогли достаточно точно воспроизвести звучание морской стихии.Причем море в их произведениях обладает собственным характером,а порой является полноправным участником событий.Сейчас мы послушаем фрагмент из оперы «Сказка о царе Салтане».Фрагмент называется «Три чуда».

     О каких чудесах рассказывали купцы царю?(Живет в городе белка,песенки поет да орешки все грызет.Выходят из моря 33 богатыря.Появляется царевна-Лебедь.)

-Правильно.Теперь слушаем,а ваша задача-догадаться по музыке,где какое чудо.

            (Фрагмент трех чудес.)Первое чудо-это…?(Царевна-Лебедь.)

-Объясните,почему?(…)

-Второе чудо-это…?(Белка,поющая песенки.)

-Почему вы так решили,что за подсказка прозвучала в музыке? (Р.н.песня «Во саду-ли,в огороде».)

-Правильно. А третье чудо? (Витязи морские.)

http://adsl.kodinsk.net/forum/uploads/monthly_02_2011/post-89-024500600%201296667647_thumb.jpg

-Что в музыке подсказало вам такой ответ? (Плавное изменение громкости,как будто набегающие волны,повторения.)

-Вспомните,если получится,дословно,как в сказке описывается это чудо.

                                 В свете ж есть иное диво,

                                  Море вздуется бурливо,

                                  Закипит, подымет вой,

                                   Хлынет на берег пустой,

                                   Расплеснется в шумном беге.

                                   И очутятся на бреге

                                   В чешуе,как жар горя,

                                   Тридцать три богатыря.

-Посмотрите,как точно автор сумел передать характер морской стихии,ее непредсказуемость,красоту и мощь.

   Давайте мы с вами побудем в роли оркестра и попробуем изобразить такую волну.Садимся ровно,по моему сигналу мягко набираем воздух и шипим.Внимательно следите за рукой,я покажу,когда надо прибавить звук,а когда нужно уходить.

(Упражнение «Волна».)

-Молодцы,получилось совсем неплохо.А теперь попробуем этот прием применить в пении.

    (Песня «Синяя вода».)

 -Какие средства выразительности мы использовали для достижения эффекта бегущей воды? (Нарастающую и стихающую динамику,прихотливый ритм, плавное ведение мелодии.)

-Верно.А как вы считаете,у моря могут быть смены настроения? Давайте посмотрим на картины и подумаем об этом.

http://www.risuemkartiny.ru/images/stories/dg_originals/FF34B59B8017-33.jpg

 

http://www.sevastopol.su/images/news/11300_12904.jpg

 

http://japanpoetry.ru/content/model/image/22099.jpg

 (Обсуждение картин.)

 

-Перемены в настроении моря очень тонко подметил один великий писатель.Кто это(портрет А.С.Пушкина)? Вспомните отрывки из «Сказки о рыбаке и рыбке»,где описывается море,чье настроение оно передает?

     (Фрагменты сказки и их обсуждение.)

 

-Обратите внимание на еще один портрет, чей он?

http://www.stihi.ru/pics/2012/06/06/2085.jpg http://kinfo.ru/user/upload/file361066.jpg

-Почему он вдруг появился рядом с портретом А.С.Пушкина? (Это Н.Римский-Корсаков.Он написал оперы на сказки Пушкина.)

-Молодцы.А еще и одного,и другого называют великими сказочниками.А.С.Пушкина-в литературе,а Н.Римского-Корсакова-в музыке.Музыка,которую мы слушали на нашем уроке,написана этим прекрасным композитором. Вы заметили,что он наделяет море прямо-таки человеческими чертами? Взгляните на иллюстрацию.

http://www.outlawthemovie.com/wp-content/uploads/2010/12/image-79837.jpg  http://worlds.travel/uploads/posts/2012-01/thumbs/1327424915_007.jpg  http://www.nashaplaneta.com/forum/uploads/post-10-1135172807.jpg

 К какой она опере?

( «Садко».)

 

-В этой опере море играет большую роль или вспомогательную? (Очень большую роль,целая сцена была перенесена на морское дно.)

-Пушкин тоже относится к морю как к живому существу,послушайте:

                                     Прощай же, море!Не забуду

                                     Твоей торжественной красы

                                     И долго, долго слышать буду

                                     Твой гул в вечерние часы.

                                     В леса, в пустыни молчаливы

                                     Перенесу, тобою полн,

                                     Твои скалы, твои заливы,

                                     И блеск, и тень, и говор волн.

Поэт разговаривает и прощается с морем, как полноправным собеседником.

(Переход к творческому заданию: написать небольшой синквейн, который выразил бы ваше настроение в конце урока, на примере разного состояния моря. Объяснение написания синквейна)     

 

 Рефлексия

Заполнение оценочного листа

  1. Что нового узнали?
  2. Что понравилось?
  3. Ччто не понравилось?
  4. Как связана музыка и литература?           

                            


»  Размещено в сообществах:   

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн