Submitted by Людмила Валентиновна Квашнина on Wed, 10/04/2013 - 21:50
Цель : Сформировать представление о теме моря в русской музыке и литературе XIX века
Задачи:
Личностные: развивать интерес к синтезу музыки и литературы
Образовательные: формировать умения анализировать, сравнивать искусство музыки и литературы
Развивающие: творческие способности, способности к эмоциональному сопериживанию
Воспитательные: воспитывать любовь к музыке, уважение к культуре прошлого
Коммуникативные: сплочение коллектива учащихся в процессе решения творческих задач
План урока
Орг.момент. Активизация внимания
Открытие новых знаний
Проверка усвоения нового материала
Вокальная работа
Закрепление знаний и умений учащихся по изучаемому материалу
Рефлексия
Ход урока.
-Здравствуйте,ребята. Посмотрите,пожалуйста, на экран и подумайте,почему наш урок открывает морская картина?
-Открою вам небольшой секрет:дело в том,что у моря и музыки много общего.
Не верите? Тогда давайте вместе попробуем отыскать эти черты.
Послушайте фрагмент вступления из оперы «Садко»и попробуйте охарактеризовать услышанное («Окиян-море синее») . Теперь расскажите об услышанным, но с небольшим условием: каждый начинает со слов «Море было…» и дальше использует только прилагательные.(применяем метод музыкальной ассоциации)
(Все названные характеристики записываются на доске.)
-Как вы думаете,применимы записанные прилагательные для того,чтобы охарактеризовать настроение человека?
(Конечно.)
-А теперь вспомните главное отличие музыки от других видов искусства.
(Музыка-искусство временное,его нельзя потрогать,понюхать или остановить.)
-Молодцы,все верно.Музыка передает настроение,постоянно находится в движении,изменяется,и каждый воспринимает эти изменения по-разному.Как вы думаете,какие из перечисленных особенностей присущи и морской стихии?
(Постоянно изменяется,движется,в разные дни выглядит по-разному.)
-Эти черты заметили и музыканты.С помощью особых средств выразительности они смогли достаточно точно воспроизвести звучание морской стихии.Причем море в их произведениях обладает собственным характером,а порой является полноправным участником событий.Сейчас мы послушаем фрагмент из оперы «Сказка о царе Салтане».Фрагмент называется «Три чуда».
О каких чудесах рассказывали купцы царю?(Живет в городе белка,песенки поет да орешки все грызет.Выходят из моря 33 богатыря.Появляется царевна-Лебедь.)
-Правильно.Теперь слушаем,а ваша задача-догадаться по музыке,где какое чудо.
(Фрагмент трех чудес.)Первое чудо-это…?(Царевна-Лебедь.)
-Объясните,почему?(…)
-Второе чудо-это…?(Белка,поющая песенки.)
-Почему вы так решили,что за подсказка прозвучала в музыке? (Р.н.песня «Во саду-ли,в огороде».)
-Правильно. А третье чудо? (Витязи морские.)
-Что в музыке подсказало вам такой ответ? (Плавное изменение громкости,как будто набегающие волны,повторения.)
-Вспомните,если получится,дословно,как в сказке описывается это чудо.
В свете ж есть иное диво,
Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Расплеснется в шумном беге.
И очутятся на бреге
В чешуе,как жар горя,
Тридцать три богатыря.
-Посмотрите,как точно автор сумел передать характер морской стихии,ее непредсказуемость,красоту и мощь.
Давайте мы с вами побудем в роли оркестра и попробуем изобразить такую волну.Садимся ровно,по моему сигналу мягко набираем воздух и шипим.Внимательно следите за рукой,я покажу,когда надо прибавить звук,а когда нужно уходить.
(Упражнение «Волна».)
-Молодцы,получилось совсем неплохо.А теперь попробуем этот прием применить в пении.
(Песня «Синяя вода».)
-Какие средства выразительности мы использовали для достижения эффекта бегущей воды? (Нарастающую и стихающую динамику,прихотливый ритм, плавное ведение мелодии.)
-Верно.А как вы считаете,у моря могут быть смены настроения? Давайте посмотрим на картины и подумаем об этом.
(Обсуждение картин.)
-Перемены в настроении моря очень тонко подметил один великий писатель.Кто это(портрет А.С.Пушкина)? Вспомните отрывки из «Сказки о рыбаке и рыбке»,где описывается море,чье настроение оно передает?
(Фрагменты сказки и их обсуждение.)
-Обратите внимание на еще один портрет, чей он?
-Почему он вдруг появился рядом с портретом А.С.Пушкина? (Это Н.Римский-Корсаков.Он написал оперы на сказки Пушкина.)
-Молодцы.А еще и одного,и другого называют великими сказочниками.А.С.Пушкина-в литературе,а Н.Римского-Корсакова-в музыке.Музыка,которую мы слушали на нашем уроке,написана этим прекрасным композитором. Вы заметили,что он наделяет море прямо-таки человеческими чертами? Взгляните на иллюстрацию.
К какой она опере?
( «Садко».)
-В этой опере море играет большую роль или вспомогательную? (Очень большую роль,целая сцена была перенесена на морское дно.)
-Пушкин тоже относится к морю как к живому существу,послушайте:
Прощай же, море!Не забуду
Твоей торжественной красы
И долго, долго слышать буду
Твой гул в вечерние часы.
В леса, в пустыни молчаливы
Перенесу, тобою полн,
Твои скалы, твои заливы,
И блеск, и тень, и говор волн.
Поэт разговаривает и прощается с морем, как полноправным собеседником.
(Переход к творческому заданию: написать небольшой синквейн, который выразил бы ваше настроение в конце урока, на примере разного состояния моря. Объяснение написания синквейна)