Лилия Александровна, ну давайте немного расширим ваше представление о тех изменениях в ММС, которые для района обоснованы. Хотелось бы сначала разобраться вместе с вами в понятийном аппарате. Возможно, вы имеете в виду неинформационно-библиографический отдел РМК, аинформационно-библиотечный, а библиографическим является в этом случае один из компонентов всего лишь целостного библиотечного ресурса. Но тогда, для инновационного развития РМК, а не просто для его функционирования, сегодня в условиях расширяющегося информационного пространства через привлечение ресурсов Интернет, было бы уместно говорить обинформационно-сервисном отделе РМК,частью которого был бы библиотечный сервис со всеми его информационнными ресурсами, в том числе и библиографический. А дальше более совершенная форма развития - сетевое взаимодействие, сетевая архитектура всех школьных бибилиотек с созданиемединого информационного открытого пространства. А задачи и ожидаемые результаты у вас уже частично прописаны. Как вы думаете, так ли? Давайте спросим у коллег, может я что-то не совсем поняла, но не будем сужать наши представления о развитии ММС только в направлении библиотечного сервиса. Хотя можно рассмотреть как подпрограмму"Консалтинговая поддержка профессионального развития педагогов Обливского района на основе создания ресурсной информационно-методической сети школьных библиотек". КАК???
—
Онлайн консультация со мной http://www.liveexpert.ru/e/lorikogan
Размещено пт, 19/04/2013 - 20:37 пользователем ольга владимировна шкурина.
Противоречия, связанные со структурой, архитектурой МС и необходимостью перехода на режим инновационного функционирования.
Динамика модернизации образования, приоритетом которой является инновационное развитие кадрового потенциала, актуализирует значение ММС, а также необходимость качественных преобразований содержания и продуктивности деятельности методических систем. Реализация ФГОС, ПНПО, национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» ставят перед ММС задачи эффективного сопровождения непрерывного профессионального развития педагогов. Современные условия требуют создания такого методического пространства, которое будет отвечать современным интегративным процессам в социуме и образовании, обеспечивать организацию свободного профессионального саморазвития педагога.
Принимая во внимание новые подходы в деятельности и структуре методической службы необходимо создать условия для преодоления следующих противоречий:
- между новыми требованиями к содержанию и формам работы в системе повышения квалификации педагогов и ограниченными возможностями методкабинета (в том числе кадровыми) оперативно реагировать на проведение новых педагогических практик, на удовлетворение запросов учителей;
-между усилением интегративных процессов в современном образовании и преимущественной ориентацией методической работы на традиционные предметные формы;
- между необходимостью преобразований существующих организационных форм и средств методического сопровождения процесса развития муниципальной системы образования и неготовностью педагогического сообщества проектировать свою деятельность в контексте функциональных или структурных изменений ММС;
К сожалению, существуют еще и противоречия в деятельности собственно методистов:
-Напряженная работа методиста требует постоянного творчества и самоотдачи, но нарастание объема организационных и управленческих функций идет в ущерб реализации методической деятельности.
-Усложнение содержания, технического обеспечения образовательного процесса, развитие инновационных процессов, требуют оснащения техническими, программными, информационными ресурсами муниципальных методических служб, но в условиях остаточного финансирования они обладают бедной материально – технической базой.
-Статус методиста выше, чем статус учителя, но низкая заработная плата, отсутствие льгот и педагогического стажа не позволяет привлечь к работе высококвалифицированных специалистов, лучших педагогов-практиков и приводит к текучести кадров.
-В то время, как в условиях инновационных процессов в образовании возрастает роль методиста, как специалиста в области методики обучения и воспитания, не предусмотрена подготовка учителя к методической работе, отсутствует базовая профессиональная подготовка кадров методистов в вузах.
Тем не менее ,переоценить роль муниципальной методической службы в выполнении образовательных инициатив невозможно. Именно методисты, особенно в сельской местности, ближе всех стоят к педагогам и оказывают учителям всестороннюю оперативную методическую помощь. Так, без преувеличения можно сказать, что методический кабинет – центр притяжения всего нового, позитивного и разнообразного, что происходит сегодня в образовании Обливского района!
Об этом говорят и результаты анкетирования, в котором приняли участие педагоги района.
Результаты анкетирования:
-Нужна ли сегодня методическая служба? – «Да» – 100%;
-Находят ли отражение цели и задачи муниципальной системы образования в структуре содержания деятельности РМК? -«полностью» – 75% ; «частично» – 25 %.
Методист – это своеобразный "переводчик" науки на язык практики, тот, кто может увидеть ростки нового, обобщить, сформулировать и дать попробовать "на вкус" другим. Это лидер, ведущий за собой профессионалов, это не только должность, профессия, но и призвание!
Уважаемые Ольга Владимировна, Татьяна Владимировна, Лилия Алекандровна, приглашаю вас дальше продолжить работу над проектом, предложенным Лилией Александровной. Может стоит подумать о второй части проекта "... в условиях...." и с учетом внутренних потребностей и особенностей вашей муниципальной образовательной среды изменить конец формулировки.
—
Онлайн консультация со мной http://www.liveexpert.ru/e/lorikogan
Размещено ср, 24/04/2013 - 14:49 пользователем ольга владимировна шкурина.
Уважаемая Лорине Мовсесовна, спасибо за рекомендации, мы обязательно ими воспользуемся при разработке новой модели муниципальной методической службы Обливского района!
Размещено вт, 07/05/2013 - 08:50 пользователем ольга владимировна шкурина.
"Модель организации муниципальной методической службы Обливского района"
Приоритетные задачи современной муниципальной методической службы определяются на основе главной задачи модернизации системы образования – приведения методического сопровождения в соответствие с новыми социально-экономическими условиями. В качестве таких задач выступают:
1. Содействие развитию муниципальной системы образования и совершенствованию педагогического мастерства педагогов.
2. Создание условий для удовлетворения информационно-учебно-методических, организационно-педагогических и образовательных потребностей педагогов.
3. Организация инновационной и экспериментальной деятельности в ОУ.
4. Осуществление методического руководства изучением, обобщением и распространением инновационного педагогического опыта.
Сегодня востребована такая система непрерывного повышения квалификации, которая совершенствовала бы подготовку учителя - исследователя, мотивировала его к ведению опытно – экспериментальной и инновационной деятельности, повышала уровень методологической и технологической культуры .Для эффективного проектирования пространства профессионального и личностного развития педагогов меняется содержание и направления деятельности ММС .В условиях сельского района важную роль приобретает сетевое взаимодействие в организации методической работы. Новая модель сетевого взаимодействия даст возможность педагогам района, увеличивая круг общения, совершенствовать свои профессиональные компетенции, что в свою очередь положительно повлияет на повышение качества обучения.
Ожидаемые результаты внедрения модели сетевого взаимодействия могут быть сформулированы следующим образом:
- обновление форм и методов работы с педагогическими коллективами;
- более полное обеспечение информационной поддержки образовательного процесса;
- повышение эффективности использования методических и других ресурсов;
- обеспечение равных возможностей пользования этими ресурсами всеми субъектами образовательного процесса;
- расширение возможностей для повышения квалификации педкадров;
- повышение качества образования.
В образовательном пространстве Обливского района – 13 образовательных учреждений, из них 6 школ – юридических лиц и 7 –филиалов. Создание сети опорных школ на базе МБОУ дает возможность распространения практики работы педагогв - новаторов на более широкие массы. Опорная школа берет на себя функцию особого лидера по внешним связям для осуществления процесса диалога между школой – донором и школами, старающимися перенять передовой опыт. Несущая роль методической службы в этой модели состоит в том, что она является ядром сетевого взаимодействия, выполняет функцию «архитектора» диссеминационной сети, посредника, который помогает передаче и освоению инноваций.
Информационно-библиографический отдел МС (методист по библиотечным фондам) выполняет роль центра информации и информатизации, обеспечивая сбор, накопление, систематизацию, распространение разнообразных информационных ресурсов, координирует их использование.
При отсутствии библиотеки РМК, роль накопителей и передатчиков информационных ресурсов выполняют библиотеки-аккумуляторы опорных школ, в которых будет концентрироваться информация по разрабатываемой теме.
Предоставляя открытый доступ к ресурсам всем участникам системы, библиотеки-аккумуляторы являются неотъемлемой частью единой структуры МС, функционирующей на принципах сетевого взаимодействия.
После изучения нормативно-правовой базы, методической литературы по исследуемой проблеме, реального опыта работы методических учреждений на муниципальном уровне были проведены обсуждения и проработка новой сетевой модели на заседаниях экспертно-методического совета, на совещаниях с руководителями ОУ и семинарах для руководителей школ ;
Проведены диагностические исследования, позволяющие проанализировать степень готовности ОУ и педагогов для включения в сетевое взаимодействие. По результатам анкетирования до 80 % опрошенных считают данную проблему актуальной, а 20% высказали предположение, что продвижению в массовую практику сетевых форм взаимодействия мешает психологическая и техническая неготовность учителей и отсутствие постоянных компьютерных возможностей. Для преодоления негативных внутренних факторов в программу инновационного развития на начальном этапе включены формы непосредственного взаимодействия участников сети, таких как:
- выездные консультации;
- обучающие семинары;
- обсуждение проблем на заседаниях РМО;
С уверенностью можно сказать, что формы методической работы должны носить интерактивный характер, позволяющей каждому педагогу реализовать свой потенциал. В условиях сетевого взаимодействия актуальны такие формы методической работы, которые позволяют в ходе творческого общения полнее раскрыться педагогам, повысить их профессиональную компетентность. Это – мастер – классы, творческие микрогруппы, проектные команды, временные проблемные группы и т.д.
Уже сейчас на базе Обливских средних школ №1 и №2, Каштановской и Солонецкой средних школ созданы творческие лаборатории и группы по использованию на практике новейших достижений педагогической науки, новаторских методов и технологий обучения и воспитания:
-Апробация учебно – методического комплекса В.В.Высокова «Малый бизнес – предпринимательский всеобуч для школьников», ( региональная пилотная площадка на базе МБОУ Обливской СОШ №1и МБОУ «Обливская СОШ №2»)
-Апробация УМК «Основы предпринимательской деятельности(региональная пилотная площадка на базе МБОУ Обливской СОШ №1)
-Внедрение ФГОС( региональная пилотная площадка на базе МБОУ Обливской СОШ №1и МБОУ «Обливская СОШ №2» и МБОУ Каштановской СОШ)
-Апробация новых технологий, представляющих интерес для системы образования района(творческая группа учителей физики, математики, информатики МИФ)
-Внедрение курсов «Основы православной культуры» и ОРКСЭ(творческая группа учителей ОРКСЭ)
- «Школа экологии»(эколого-эстетический проект на базе МБОУ Солонецкой СОШ).
Опорные ОУ осуществляют такие виды методической деятельности, как семинары, деловые игры, презентации инновационных проектов, научно – практические конференции, выставки, методические дни по направлениям, по которым ОУ является опорным. Совместно с учителями –лидерами создаются эталонные наборы «кейсов» по наиболее востребованной тематике, связанной с профессиональными затруднениями педагогов(поурочные планы – конспекты, диагностические материалы, дидактические материалы и т.д.)при сетевом взаимодействии не только распространяются инновационные разработки, но и осуществляется процесс диалога между опорными школами и школами, старающимися перенять позитивный пед.опыт.
Пояснение.
Такая модель, по нашему мнению, является оптимальной в условиях недостаточного кадрового обеспечения ММС (2,5 ставки методистов и 1 ставка заведующего РМК).
Размещено пн, 07/04/2014 - 12:10 пользователем Анна Николаевна Киреева.
Анализ системы деятельности методической службы
Муниципального общеобразовательного учреждения
«Юридическая гимназия имени М.М. Сперанского»
г. Ростова-на-Дону
В ходе анализа МС Муниципального общеобразовательного учреждения «Юридическая гимназия имени М.М. Сперанского» г. Ростова-на-Дону был выявлен высокий уровень соответствия содержания новой модели МС стратегическим направлениям образовательной политики, эффективного содействия развитию муниципальной системы образования.
Задача методической работы гимназии – это создание такой образовательной среды, где был бы максимально реализован потенциал и учащегося и педагогического коллектива. Соответственно методическая работа построена в системе со всем образовательным процессом, и учитель постоянно находится в творческом поиске и в необходимости повышения своего профессионального мастерства. Педагоги гимназии поставлены в ситуацию деятельности, где приходится постоянно повышать свою профессиональную компетентность.
Миссия методической службы в гимназии – «Создание условий для смены типа образовательной деятельности, предполагающей переход от «знаниевой» модели образования в школе к деятельностно-креативной – успешная работа педагогического коллектива в режиме развития». Для более мобильной и гибкой работы в структуре методической службы гимназии созданы профессиональные сообщества учителей гимназии полипредметного характера –
• Творческие группы «Инициация творческих конкурсов, мастер-классов»; «Разработка плана введения ФГОС»;
• Модульная команда «Проектная и исследовательская деятельность учащихся»; «Информационные технологии в образовании»
В соответствии с критериями оценивания инновационной модели методической службы высокие показатели МС Муниципального общеобразовательного учреждения «Юридическая гимназия имени М.М. Сперанского» г. Ростова-на-Дону по следующим критериям:
Познакомившись с моделью методической системы МОУ лицея № 3 города Батайска (автор –Ветлугина Елена Ивановна )хочется отметить , что очень хорошо прописано описание модели , структуры , этапов , технологии ее реализации . Работа методической службы очень актуальна ,так как ориентирована на решение наиболее значимых для педагога и образовательного учреждения проблем ,решение которых дает максимально полезный эффект в развитии .ММС предполагает использование новых идей и современных технологий в организации методической работы :
проведение обучающих семинаров для педагогов лицея по повышению эффективности использования ИКТ. разработка электронных учебных пособий для использования их на уроках по разным предметам, создание лицейского банка мультимедийных разработок.
использование сети Интернет в образовательной деятельности учителей и обучающихся.
работа постоянно действующего сайта лицея,
активизировать исследовательскую, проектную деятельность учителей и школьников через внеурочную работу по предметам, работу лицейского научного общества им М.В. Ломоносова.
Хотелось отметить ,что очень хорошо прослеживается развитие системы методического сопровождения деятельности молодых специалистов и учителей в соответствии с новыми требованиями .
Реализуемость модели прослеживается через кадровые ресурсы ,через требования к уровню профессиональной подготовки..
Познакомиться с данной моделью предлагаю в прикрепленном файле
Уважаемые коллеги! Если рассматривать методические службы как звено в системе, обеспечивающей практическую реализацию образовательной политики, становятся понятны вектор и основания ее модернизации: она должна превратиться в ресурсный центр методической поддержки образовательных реформ, обладающий самыми качественными на сегодняшний день ресурсами развития образования: кадровыми, методическими, информационными, программными, техническими, материальными и другими.
Предлагаю вашему вниманию карту анализа состояния МР в ваших организациях, а также пример заполнения такой карты. Однако, считаю, что данный анализ не должен служить только информаций о том, что есть, прошу вас на основе этого анализа составить некую дорожную карту развития методической службы вашей организации.
—
Онлайн консультация со мной http://www.liveexpert.ru/e/lorikogan
Размещено чт, 10/04/2014 - 20:46 пользователем Татьяна И Грищенко.
Индивидуальная образовательная траектория (ИОТ) педагога дополнительного образования
Индивидуальная образовательная траектория — это специфическая инновация в системе повышения квалификации и профессионального роста педагога, которая предусматривает определение перспективы формирования и дальнейшего профессионального роста педагога, направлений, средств, форм повышения квалификации, прогнозирования вероятных рисков на этом пути и средств их преодоления. Индивидуальные образовательные траектории обеспечивают расширение возможностей образовательного пространства, выбор наиболее эффективных и удобных для педагогических кадров путей и способов непрерывного образования, роста профессиональной компетентности, квалификации и конкурентноспособности педагогов на рынке образовательных услуг. Индивидуальные образовательные траектории помогают учесть индивидуальные потребности и личностно-профессиональные запросы педагога, его опыт и уровень подготовки, психофизиологические и когнитивные особенности, спрогнозировать развитие по индивидуальным образовательным программам, проследить траекторию профессионального роста учителя на каждом этапе межаттестационного цикла и т. д., следовательно, максимально индивидуализировать учебный процесс.
Реализуя индивидуальную образовательную траекторию, педагог может наиболее полно реализовать свой творческий подход к отбору содержания, выбора методики и технологии преподавания (согласно индивидуальных особенностей: темперамента, характера и т. д.), отслеживать результаты образовательного процесса.
Индивидуальная образовательная траектория — это результат реализации профессионально-личностного потенциала педагога через осуществление соответствующих видов деятельности на всех этапах профессионализации.
Графически индивидуальная программа профессионального развития педагога может быть представлена в видекартыличностно-профессионального роста педагога.
Цель составления карты — фиксирование, накопление и оценка уровня профессионального развития и роста, а также эффективности труда педагога за 3-5 лет. Карта позволяет учитывать результаты, достигнутые педагогом в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, самообразовательной; провести анализ своего профессионального развития, поставить дальнейшие цели, спланировать и организовать собственную деятельность.
Дорогие коллеги! вновь с удовлетворением отмечаю вашу работу, большое спасибо. В содержании представленой вами карты можно лишь добавить разделы или определенные одним укрупненным показателем профессионально-личностного развития педагога несколько критериев и отсортировать представленные вами в разброску показатели по этим критериям. Думаю, в этом случае карта станет окончательно логичной. Вы готовы над этим предложением подумать?
—
Онлайн консультация со мной http://www.liveexpert.ru/e/lorikogan
Размещено вт, 15/04/2014 - 09:22 пользователем Татьяна И Грищенко.
Спасибо, Лорина Мовсесовна! Принимаем Ваши замечания. Сейчас предлагаем карту педагогам, в качестве "эксперимента", потом коллегиально рассмотрим плюсы, минусы, противоречия и будем вносить изменения уже с учетом мнения коллег. Методисты Ипполитова Г.М., Грищенко Т.И.
На: ИННОВАЦИОННАЯ МАСТЕРСКАЯ МЕТОДИСТА
Лилия Александровна, ну давайте немного расширим ваше представление о тех изменениях в ММС, которые для района обоснованы. Хотелось бы сначала разобраться вместе с вами в понятийном аппарате. Возможно, вы имеете в виду не информационно-библиографический отдел РМК, а информационно-библиотечный, а библиографическим является в этом случае один из компонентов всего лишь целостного библиотечного ресурса. Но тогда, для инновационного развития РМК, а не просто для его функционирования, сегодня в условиях расширяющегося информационного пространства через привлечение ресурсов Интернет, было бы уместно говорить об информационно-сервисном отделе РМК, частью которого был бы библиотечный сервис со всеми его информационнными ресурсами, в том числе и библиографический. А дальше более совершенная форма развития - сетевое взаимодействие, сетевая архитектура всех школьных бибилиотек с созданием единого информационного открытого пространства. А задачи и ожидаемые результаты у вас уже частично прописаны. Как вы думаете, так ли? Давайте спросим у коллег, может я что-то не совсем поняла, но не будем сужать наши представления о развитии ММС только в направлении библиотечного сервиса. Хотя можно рассмотреть как подпрограмму "Консалтинговая поддержка профессионального развития педагогов Обливского района на основе создания ресурсной информационно-методической сети школьных библиотек". КАК???
Онлайн консультация со мной http://www.liveexpert.ru/e/lorikogan
На: ИННОВАЦИОННАЯ МАСТЕРСКАЯ МЕТОДИСТА
Противоречия, связанные со структурой, архитектурой МС и необходимостью перехода на режим инновационного функционирования.
Динамика модернизации образования, приоритетом которой является инновационное развитие кадрового потенциала, актуализирует значение ММС, а также необходимость качественных преобразований содержания и продуктивности деятельности методических систем. Реализация ФГОС, ПНПО, национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» ставят перед ММС задачи эффективного сопровождения непрерывного профессионального развития педагогов. Современные условия требуют создания такого методического пространства, которое будет отвечать современным интегративным процессам в социуме и образовании, обеспечивать организацию свободного профессионального саморазвития педагога.
Принимая во внимание новые подходы в деятельности и структуре методической службы необходимо создать условия для преодоления следующих противоречий:
- между новыми требованиями к содержанию и формам работы в системе повышения квалификации педагогов и ограниченными возможностями методкабинета (в том числе кадровыми) оперативно реагировать на проведение новых педагогических практик, на удовлетворение запросов учителей;
-между усилением интегративных процессов в современном образовании и преимущественной ориентацией методической работы на традиционные предметные формы;
- между необходимостью преобразований существующих организационных форм и средств методического сопровождения процесса развития муниципальной системы образования и неготовностью педагогического сообщества проектировать свою деятельность в контексте функциональных или структурных изменений ММС;
К сожалению, существуют еще и противоречия в деятельности собственно методистов:
-Напряженная работа методиста требует постоянного творчества и самоотдачи, но нарастание объема организационных и управленческих функций идет в ущерб реализации методической деятельности.
-Усложнение содержания, технического обеспечения образовательного процесса, развитие инновационных процессов, требуют оснащения техническими, программными, информационными ресурсами муниципальных методических служб, но в условиях остаточного финансирования они обладают бедной материально – технической базой.
-Статус методиста выше, чем статус учителя, но низкая заработная плата, отсутствие льгот и педагогического стажа не позволяет привлечь к работе высококвалифицированных специалистов, лучших педагогов-практиков и приводит к текучести кадров.
-В то время, как в условиях инновационных процессов в образовании возрастает роль методиста, как специалиста в области методики обучения и воспитания, не предусмотрена подготовка учителя к методической работе, отсутствует базовая профессиональная подготовка кадров методистов в вузах.
Тем не менее ,переоценить роль муниципальной методической службы в выполнении образовательных инициатив невозможно. Именно методисты, особенно в сельской местности, ближе всех стоят к педагогам и оказывают учителям всестороннюю оперативную методическую помощь. Так, без преувеличения можно сказать, что методический кабинет – центр притяжения всего нового, позитивного и разнообразного, что происходит сегодня в образовании Обливского района!
Об этом говорят и результаты анкетирования, в котором приняли участие педагоги района.
Результаты анкетирования:
-Нужна ли сегодня методическая служба? – «Да» – 100%;
-Находят ли отражение цели и задачи муниципальной системы образования в структуре содержания деятельности РМК? -«полностью» – 75% ; «частично» – 25 %.
Методист – это своеобразный "переводчик" науки на язык практики, тот, кто может увидеть ростки нового, обобщить, сформулировать и дать попробовать "на вкус" другим. Это лидер, ведущий за собой профессионалов, это не только должность, профессия, но и призвание!
Шкурина О.В.
Алехнович Т.В.
На: ИННОВАЦИОННАЯ МАСТЕРСКАЯ МЕТОДИСТА
Уважаемые Ольга Владимировна, Татьяна Владимировна, Лилия Алекандровна, приглашаю вас дальше продолжить работу над проектом, предложенным Лилией Александровной. Может стоит подумать о второй части проекта "... в условиях...." и с учетом внутренних потребностей и особенностей вашей муниципальной образовательной среды изменить конец формулировки.
Онлайн консультация со мной http://www.liveexpert.ru/e/lorikogan
На: ИННОВАЦИОННАЯ МАСТЕРСКАЯ МЕТОДИСТА
Уважаемая Лорине Мовсесовна, спасибо за рекомендации, мы обязательно ими воспользуемся при разработке новой модели муниципальной методической службы Обливского района!
На: ИННОВАЦИОННАЯ МАСТЕРСКАЯ МЕТОДИСТА
"Модель организации муниципальной методической службы Обливского района"
Приоритетные задачи современной муниципальной методической службы определяются на основе главной задачи модернизации системы образования – приведения методического сопровождения в соответствие с новыми социально-экономическими условиями. В качестве таких задач выступают:
1. Содействие развитию муниципальной системы образования и совершенствованию педагогического мастерства педагогов.
2. Создание условий для удовлетворения информационно-учебно-методических, организационно-педагогических и образовательных потребностей педагогов.
3. Организация инновационной и экспериментальной деятельности в ОУ.
4. Осуществление методического руководства изучением, обобщением и распространением инновационного педагогического опыта.
Сегодня востребована такая система непрерывного повышения квалификации, которая совершенствовала бы подготовку учителя - исследователя, мотивировала его к ведению опытно – экспериментальной и инновационной деятельности, повышала уровень методологической и технологической культуры .Для эффективного проектирования пространства профессионального и личностного развития педагогов меняется содержание и направления деятельности ММС .В условиях сельского района важную роль приобретает сетевое взаимодействие в организации методической работы. Новая модель сетевого взаимодействия даст возможность педагогам района, увеличивая круг общения, совершенствовать свои профессиональные компетенции, что в свою очередь положительно повлияет на повышение качества обучения.
Ожидаемые результаты внедрения модели сетевого взаимодействия могут быть сформулированы следующим образом:
- обновление форм и методов работы с педагогическими коллективами;
- более полное обеспечение информационной поддержки образовательного процесса;
- повышение эффективности использования методических и других ресурсов;
- обеспечение равных возможностей пользования этими ресурсами всеми субъектами образовательного процесса;
- расширение возможностей для повышения квалификации педкадров;
- повышение качества образования.
В образовательном пространстве Обливского района – 13 образовательных учреждений, из них 6 школ – юридических лиц и 7 –филиалов. Создание сети опорных школ на базе МБОУ дает возможность распространения практики работы педагогв - новаторов на более широкие массы. Опорная школа берет на себя функцию особого лидера по внешним связям для осуществления процесса диалога между школой – донором и школами, старающимися перенять передовой опыт. Несущая роль методической службы в этой модели состоит в том, что она является ядром сетевого взаимодействия, выполняет функцию «архитектора» диссеминационной сети, посредника, который помогает передаче и освоению инноваций.
Информационно-библиографический отдел МС (методист по библиотечным фондам) выполняет роль центра информации и информатизации, обеспечивая сбор, накопление, систематизацию, распространение разнообразных информационных ресурсов, координирует их использование.
При отсутствии библиотеки РМК, роль накопителей и передатчиков информационных ресурсов выполняют библиотеки-аккумуляторы опорных школ, в которых будет концентрироваться информация по разрабатываемой теме.
Предоставляя открытый доступ к ресурсам всем участникам системы, библиотеки-аккумуляторы являются неотъемлемой частью единой структуры МС, функционирующей на принципах сетевого взаимодействия.
После изучения нормативно-правовой базы, методической литературы по исследуемой проблеме, реального опыта работы методических учреждений на муниципальном уровне были проведены обсуждения и проработка новой сетевой модели на заседаниях экспертно-методического совета, на совещаниях с руководителями ОУ и семинарах для руководителей школ ;
Проведены диагностические исследования, позволяющие проанализировать степень готовности ОУ и педагогов для включения в сетевое взаимодействие. По результатам анкетирования до 80 % опрошенных считают данную проблему актуальной, а 20% высказали предположение, что продвижению в массовую практику сетевых форм взаимодействия мешает психологическая и техническая неготовность учителей и отсутствие постоянных компьютерных возможностей. Для преодоления негативных внутренних факторов в программу инновационного развития на начальном этапе включены формы непосредственного взаимодействия участников сети, таких как:
- выездные консультации;
- обучающие семинары;
- обсуждение проблем на заседаниях РМО;
С уверенностью можно сказать, что формы методической работы должны носить интерактивный характер, позволяющей каждому педагогу реализовать свой потенциал. В условиях сетевого взаимодействия актуальны такие формы методической работы, которые позволяют в ходе творческого общения полнее раскрыться педагогам, повысить их профессиональную компетентность. Это – мастер – классы, творческие микрогруппы, проектные команды, временные проблемные группы и т.д.
Уже сейчас на базе Обливских средних школ №1 и №2, Каштановской и Солонецкой средних школ созданы творческие лаборатории и группы по использованию на практике новейших достижений педагогической науки, новаторских методов и технологий обучения и воспитания:
-Апробация учебно – методического комплекса В.В.Высокова «Малый бизнес – предпринимательский всеобуч для школьников», ( региональная пилотная площадка на базе МБОУ Обливской СОШ №1и МБОУ «Обливская СОШ №2»)
-Апробация УМК «Основы предпринимательской деятельности(региональная пилотная площадка на базе МБОУ Обливской СОШ №1)
-Внедрение ФГОС( региональная пилотная площадка на базе МБОУ Обливской СОШ №1и МБОУ «Обливская СОШ №2» и МБОУ Каштановской СОШ)
-Апробация новых технологий, представляющих интерес для системы образования района(творческая группа учителей физики, математики, информатики МИФ)
-Внедрение курсов «Основы православной культуры» и ОРКСЭ(творческая группа учителей ОРКСЭ)
- «Школа экологии»(эколого-эстетический проект на базе МБОУ Солонецкой СОШ).
Опорные ОУ осуществляют такие виды методической деятельности, как семинары, деловые игры, презентации инновационных проектов, научно – практические конференции, выставки, методические дни по направлениям, по которым ОУ является опорным. Совместно с учителями –лидерами создаются эталонные наборы «кейсов» по наиболее востребованной тематике, связанной с профессиональными затруднениями педагогов(поурочные планы – конспекты, диагностические материалы, дидактические материалы и т.д.)при сетевом взаимодействии не только распространяются инновационные разработки, но и осуществляется процесс диалога между опорными школами и школами, старающимися перенять позитивный пед.опыт.
Пояснение.
Такая модель, по нашему мнению, является оптимальной в условиях недостаточного кадрового обеспечения ММС (2,5 ставки методистов и 1 ставка заведующего РМК).
О.В. Шкурина
Л.А. Скрипник
Т.В. Алехнович
На: ИННОВАЦИОННАЯ МАСТЕРСКАЯ МЕТОДИСТА
Схема взаимодействия и моель ММС Обливский район
На: ИННОВАЦИОННАЯ МАСТЕРСКАЯ МЕТОДИСТА
Анализ системы деятельности методической службы
Муниципального общеобразовательного учреждения
«Юридическая гимназия имени М.М. Сперанского»
г. Ростова-на-Дону
В ходе анализа МС Муниципального общеобразовательного учреждения «Юридическая гимназия имени М.М. Сперанского» г. Ростова-на-Дону был выявлен высокий уровень соответствия содержания новой модели МС стратегическим направлениям образовательной политики, эффективного содействия развитию муниципальной системы образования.
Задача методической работы гимназии – это создание такой образовательной среды, где был бы максимально реализован потенциал и учащегося и педагогического коллектива. Соответственно методическая работа построена в системе со всем образовательным процессом, и учитель постоянно находится в творческом поиске и в необходимости повышения своего профессионального мастерства. Педагоги гимназии поставлены в ситуацию деятельности, где приходится постоянно повышать свою профессиональную компетентность.
Миссия методической службы в гимназии – «Создание условий для смены типа образовательной деятельности, предполагающей переход от «знаниевой» модели образования в школе к деятельностно-креативной – успешная работа педагогического коллектива в режиме развития». Для более мобильной и гибкой работы в структуре методической службы гимназии созданы профессиональные сообщества учителей гимназии полипредметного характера –
• Творческие группы «Инициация творческих конкурсов, мастер-классов»; «Разработка плана введения ФГОС»;
• Проблемная группа «Система подготовки к ЕГЭ»,
• Творческая мастерская «Апробация инновационных технологий»,
• Модульная команда «Проектная и исследовательская деятельность учащихся»; «Информационные технологии в образовании»
В соответствии с критериями оценивания инновационной модели методической службы высокие показатели МС Муниципального общеобразовательного учреждения «Юридическая гимназия имени М.М. Сперанского» г. Ростова-на-Дону по следующим критериям:
Познакомиться с моделью МС гимназии можно ниже.
На: ИННОВАЦИОННАЯ МАСТЕРСКАЯ МЕТОДИСТА
<!--[if gte mso 9]> <![endif]-->
Познакомившись с моделью методической системы МОУ лицея № 3 города Батайска (автор –Ветлугина Елена Ивановна )хочется отметить , что очень хорошо прописано описание модели , структуры , этапов , технологии ее реализации . Работа методической службы очень актуальна ,так как ориентирована на решение наиболее значимых для педагога и образовательного учреждения проблем ,решение которых дает максимально полезный эффект в развитии .ММС предполагает использование новых идей и современных технологий в организации методической работы :
Хотелось отметить ,что очень хорошо прослеживается развитие системы методического сопровождения деятельности молодых специалистов и учителей в соответствии с новыми требованиями .
Реализуемость модели прослеживается через кадровые ресурсы ,через требования к уровню профессиональной подготовки..
Познакомиться с данной моделью предлагаю в прикрепленном файле
<!--[if gte mso 9]> Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE <![endif]--><!--[if gte mso 9]> <![endif]--><!--[if gte mso 10]>
<![endif]-->На: ИННОВАЦИОННАЯ МАСТЕРСКАЯ МЕТОДИСТА
Уважаемые коллеги! Если рассматривать методические службы как звено в системе, обеспечивающей практическую реализацию образовательной политики, становятся понятны вектор и основания ее модернизации: она должна превратиться в ресурсный центр методической поддержки образовательных реформ, обладающий самыми качественными на сегодняшний день ресурсами развития образования: кадровыми, методическими, информационными, программными, техническими, материальными и другими.
Предлагаю вашему вниманию карту анализа состояния МР в ваших организациях, а также пример заполнения такой карты. Однако, считаю, что данный анализ не должен служить только информаций о том, что есть, прошу вас на основе этого анализа составить некую дорожную карту развития методической службы вашей организации.
Онлайн консультация со мной http://www.liveexpert.ru/e/lorikogan
На: ИННОВАЦИОННАЯ МАСТЕРСКАЯ МЕТОДИСТА
Индивидуальная образовательная траектория (ИОТ) педагога дополнительного образования
Индивидуальная образовательная траектория — это специфическая инновация в системе повышения квалификации и профессионального роста педагога, которая предусматривает определение перспективы формирования и дальнейшего профессионального роста педагога, направлений, средств, форм повышения квалификации, прогнозирования вероятных рисков на этом пути и средств их преодоления. Индивидуальные образовательные траектории обеспечивают расширение возможностей образовательного пространства, выбор наиболее эффективных и удобных для педагогических кадров путей и способов непрерывного образования, роста профессиональной компетентности, квалификации и конкурентноспособности педагогов на рынке образовательных услуг. Индивидуальные образовательные траектории помогают учесть индивидуальные потребности и личностно-профессиональные запросы педагога, его опыт и уровень подготовки, психофизиологические и когнитивные особенности, спрогнозировать развитие по индивидуальным образовательным программам, проследить траекторию профессионального роста учителя на каждом этапе межаттестационного цикла и т. д., следовательно, максимально индивидуализировать учебный процесс.
Реализуя индивидуальную образовательную траекторию, педагог может наиболее полно реализовать свой творческий подход к отбору содержания, выбора методики и технологии преподавания (согласно индивидуальных особенностей: темперамента, характера и т. д.), отслеживать результаты образовательного процесса.
Индивидуальная образовательная траектория — это результат реализации профессионально-личностного потенциала педагога через осуществление соответствующих видов деятельности на всех этапах профессионализации.
Графически индивидуальная программа профессионального развития педагога может быть представлена в виде карты личностно-профессионального роста педагога.
Цель составления карты — фиксирование, накопление и оценка уровня профессионального развития и роста, а также эффективности труда педагога за 3-5 лет. Карта позволяет учитывать результаты, достигнутые педагогом в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, самообразовательной; провести анализ своего профессионального развития, поставить дальнейшие цели, спланировать и организовать собственную деятельность.
На: ИННОВАЦИОННАЯ МАСТЕРСКАЯ МЕТОДИСТА
На: ИННОВАЦИОННАЯ МАСТЕРСКАЯ МЕТОДИСТА
Онлайн консультация со мной http://www.liveexpert.ru/e/lorikogan
На: ИННОВАЦИОННАЯ МАСТЕРСКАЯ МЕТОДИСТА
Спасибо, Лорина Мовсесовна! Принимаем Ваши замечания. Сейчас предлагаем карту педагогам, в качестве "эксперимента", потом коллегиально рассмотрим плюсы, минусы, противоречия и будем вносить изменения уже с учетом мнения коллег. Методисты Ипполитова Г.М., Грищенко Т.И.