Submitted by Наталья Анатольевна Ерофеева on Tue, 09/04/2013 - 20:17
Цель: расширение и углубление представлений детей о струнных смычковых музыкальных инструментах.
Задачи:
- познакомить с краткой историей возникновения инструмента;
- рассказать о самых известных скрипичных мастерах и исполнителях;
- закрепить слуховое восприятие тембра инструмента, акцентируя внимание при прослушивании музыкальных фрагментов
учить в предлагаемой ситуации искать и находить способы решения проблемы, работая в микрогруппах.
– возбудить интерес к поиску ответов на вопрос: в чем заключается тайна скрипки?
Ход урока.
1й-этап.
Учитель: Здравствуйте, ребята. Сегодня наш урок мы начнем с разминки. Игра «Да - нет»( Актуализация знаний)
Интеллектуальная разминка:
Вопросы игры.
1.Композитор оперы «Садко» -Мусоргский?
2.Сила звука – динамика?
3.Композитор – сказочник -П.Чайковский?
4.Инструмент – оркестр- орган?
5.Краски в музыке- тембр?
6.Автор «Детского альбома» - В.Шаинский?
7. «Душа музыки» - мелодия?
8.Скорость в музыке – динамика?
9. Автор балета «Золушка» - С.Прокофьев?
10.Пробабушка органа – флейта Пана?
11.Настроение в музыке- динамика?
12.Самый первый музыкальный инструмент- человеческий голос?
2-й этап. Вокально – хоровая работа.
Распевка. «Звуки музыки »Р. Роджера.
Работа над песней «Свирель да рожок».
3-й этап. Подготовка к основному этапу.
Учитель: - О каких музыкальных инструментах пелось в песне? В каком оркестре они звучат?
Дети: Свирель, рожок. Эти инструменты относятся к русскому народному оркестру.
Как вы думаете, почему на свете существует так много музыкальных инструментов? Показ слайдов№1- 7. Для чего музыкальные инструменты нужны людям?
Дети: Музыкальные инструменты нужны для того, чтобы добывать музыкальные звуки. Многие мастера, создавая свои музыкальные инструменты, стремились к тому, чтобы их голос подрожал человеческому.
Вы уже знаете, что с историей возникновения музыкальных инструментов связано много тайн. О них мы узнаем из сказок, легенд. Приведите пример
Учитель: Сегодня мы приоткроем еще одну тайну. Обратите внимание на экране незавершенное название темы урока «Тайна …» Вам предстоит самим разгадать тему урока. Слайд № 9 .(Прием «Необъявленная тема» )
Перед вами ряд слов, уберите лишнее (Домра, скрипка, гусли, балалайка). Почему убрали именно это слово?
Дети: Скрипка, т.к. это струнно – смычковый инструмент.
Как же будет звучать тема урока? Слайд №10.
Дети: Тайна скрипки.
4й этап.
Учитель: В чем же заключается тайна скрипки, на этот вопрос нам предстоит сегодня найти ответ. Я предлагаю совершить путешествие во времени и по странам. Но вначале, давайте поближе посмотрим на эту «таинственную даму» и послушаем ее голос. (Звучит «Вокализ» С.Рахманинова, показ слайда № 11). Никакой другой инструмент не изучали так много, долго и тщательно, как скрипку. Ею занимались люди разных профессий: физики, математики, искусствоведы, музыкальные мастера, музыканты. Кое - что они поняли и объяснили, но многое так и осталось непостижимым.
Слайд №12. Обратите внимание на форму скрипки. Сравните ее с балалайкой.
Дети: Балалайка имеет форму треугольника. Форма скрипки изящная, хрупкая. Она небольшого размера. Имеет четыре струны, на корпусе две прорези. На грифе нет порожек как на балалайке.
Учитель: Верно. Одна из сложностей исполнения на инструменте - отсутствие разметки на грифе, то есть нельзя на «глаз определить», где какая нота. Поэтому главные помощники исполнителя – слух и мышечная память. Слайд №13. Скрипка очень боится влаги, ударов, перепада температур. Хранят скрипку в футляре. С помощью чего играют на скрипке?
Дети: Смычком.
Учитель: Как же называют группу инструментов, к которым относится скрипка?
Дети: Группа струнно-смычковых инструментов.
Посоветуйтесь и запишите, какое открытие вы сделали, наблюдая за формой скрипки? (Необычная форма).
Учитель: А теперь отправляемся в путь с песней «Мир похож на цветной луг». Дети стоя исполняют песню.
Показ слайдов: №. 14 – 17;18 – 21;22 – 25.
Считают, что родиной смычковых инструментов была Индия. А время рождения – начальные века нашей эры. Из Индии смычковые инструменты попали к персам, арабам, народам Северной Африки, а оттуда в VIIIвеке пришли в Европу.
Существует несколько версий появления скрипки.
1я - от виолы. Показ слайда №27. Держали виолу во время игры по-разному – между колен, на колене, даже ставили на скамеечку. Но была виола, которую держали на плече – она – то и послужила прообразом скрипки.
С первого взгляда виола похожа на скрипку, но разница есть, и существенная. На грифе виолы есть порожки, а гриф скрипки…? ( Гладкий)
Сколько струн у скрипки? (Четыре)
У виолы их было чаще всего 6, иногда 7 или 5.Но самое главное различие было в звучании. Голос у виолы мягкий, приглушенный, слабее, чем у скрипки. Точная дата рождения скрипке неизвестна, но приблизительно – это конец XV–XVIвеков.
2-я версия. Слайд № 28. Родиной скрипки была Россия. Бродили по Руси бродячие артисты – скоморохи, потешали публику. Играли на музыкальных инструментах, одним из которых был гудок. Слайд №29. Во время игры держали его, поставив на колено. Но скоморохи ведь не только сами играли, но и плясали. А с инструментом много не напляшешь. Вот и решили перенести гудок на плечо, и превратился он в скрипку. В чем же заключается следующая тайна? О чем вы сейчас узнали? Посоветуйтесь и запишите.
Не сразу скрипка из Золушки превратилась в царицу музыки. Произошло это в Италии в конце XV- начало XVIвеков. Слайд №30; 31. Жили там удивительные скрипичные мастера. Скрипки, которые они сделали, являются бесценными, по сей день. Слайд № 32. А звали их Антонио Страдивари, Андреа Гварнери и Николо Амати. Скрипки они делали из разных пород деревьев, покрывали их лаком. Секрет изготовления скрипок они никому не рассказали. Сделайте следующий вывод. Вы сейчас узнали о чем? Об истории создании скрипок известными итальянскими мастерами.
Только им удалось наиболее полно воплотить идею скрипки: скрипка должна была стать моделью человеческого голоса.
Назовите самые главные черты человеческого голоса.
Дети: Плавность разговора, умение пропеть звуки, перепады громкости, возможность передать разное настроение.
Учитель: Вы еще забыли про тембр. Он должен был быть глубоким, насыщенным, теплым со множеством оттенков, а характер звучания – гибким, способным как угодно изменятся от быстрого грубоватого речитатива до нежнейшего пения. Секрет изготовления скрипок не смогли открыть даже современные ученые.
Послушайте, как проникновенно звучит мелодия «Вокализа» С.В.Рахманинова. Слайд №33. слов». Но разве можно сказать, что в этом произведении скрипка не поет?
Учитель: Чем здесь скрипка напоминает голос?
Дети: Голос глубокий, насыщенный, ведет фразы, берет дыхание, меняет громкость на длинных звуках, постепенно затихает в конце.
Учитель: Все верно. Слово «вокализ» обозначает «пение без слов». Слайд № 34. В чем секрет? Запишите.
И все же поначалу путь скрипки был очень нелегким. Ее считали ярмарочным, трактирным инструментом. И кто знает, долго ли еще оставалась бы скрипка отверженной, если бы не замечательные исполнители, оценившие и избравшие ее.
Слайд № 35. Николо Паганини.
Это был блестящий музыкант, значительно обогативший приемы игры на скрипке и скрипичную музыку вообще. Имя этого человека окутано легендами так же плотно, как и скрипка, с которой он не расставался до самой смерти. Многие говорили, что Паганини продал душу дьяволу. Перед одним из концертов у скрипки оказались подпилены струны. Во время исполнения они рвались одна за другой, но Паганини закончил пьесу на одной единственной целой струне и в зале этого никто не заметил!
Паганини был не только исполнителем, но и композитором. Многие его произведения, написанные для скрипки – соло, еще раз подчеркивают удивительные возможности скрипки. Послушайте « Каприс № 24» Паганини. Какая мелодия по характеру? Звучит фрагмент «Каприс №24» Слайд №36.
Дети: По характеру мелодия стремительная, с острым ритмом.
Учитель: Каприс – пьеса совершенно свободной формы.
А теперь послушайте « Фантазии на тему Паганини» С.Рахманинова. Сравните эти пьесы.
Что в них общего? В чем различие?
Дети: В первом фрагменте - звучит скрипка ,во втором – фортепиано. .Мелодия узнается легко, потому что звучит почти без изменений, а дальше слышны черты, присущие скрипичной музыке.
5й - этап. Итог урока.
Наше путешествие подошло к концу. И теперь вам только осталось ответить на вопрос « В чем тайна скрипки?»
Дети дают свои ответы, которые они записали, работая в группах.
Форма: изящная, утонченная.
Голос: по звучанию напоминает человеческий голос.
Тайна появления: Индия. Италия. Россия.
Тайна создания: Итальянские мастера: Николо Амати, Андреа Гварнери, Антонио Страдивари.
Выдающиеся исполнители: Николо Паганини.
Учитель: Что нового вы сегодня узнали?(Рефлексия)
Итог урока. Сегодня мы узнали, как много тайн скрывает скрипка. Есть тайны разгаданные, но многое еще предстоит разгадать. Может быть это сделает кто то из вас. Наше путешествие во времени и пространстве подошло к концу, возвращаемся домой с песней «Мир похож на цветной луг». Исполнение песни. «Мир похож на цветной луг» В.Шаинского.