Учебный проект в начальной школе "Полезные ископаемые Ленинградской области"
Submitted by Надежда Михайловна Хеккенен on Tue, 09/04/2013 - 17:13
Учебный проект «Полезные ископаемые Ленинградской области»
Будем искать, думать и рассуждать вместе с руководителем, нашим учителем Хеккенен Надеждой Михайловной, первыми помощниками и консультантами – родителями, библиотекарями.
Предметные области:
· Окружающий мир
· Краеведение
· Экология
· Русский язык
Участники проекта: ученики 2 В класса.
Тип проекта:
поисково – исследовательский,
краеведческий,
мультимедийный и бумагопластичный,
мозаичный,
урочно-внеурочный,
компьютеро-демонстрирующий на конференции,
одно классный ( групповой и индивидуальный)
Цель учебного проекта.
Создание представлений о природных богатствах недр Ленинградской области.
Сбор и оформление информации о полезных ископаемых Ленинградской области.
Формировать у учащихся навык работы над проектами
Задачи:
1. Создать условия для знакомства с удивительными запасами в недрах Ленинградской области.
2. Формировать навыки исследовательской деятельности участников проекта.
3. Учить работать с информационными источниками.
4. Повышать творческую активность воспитанников.
5. Познакомиться с историческими местами своего края.
6. Воспитание умения оценивать свои достижения и достижения своих товарищей.
Проблемный вопрос.
Есть ли полезные ископаемые в недрах Ленинградской области?
И чем они полезны?
Оборудование.
Карта Ленинградской области.
Атлас определитель «От Земли до неба» А. Плешаков
«Бабочка над заливом»
Проектор, компьютер.
Магнитная доска с магнитами.
Аннотация.
При изучении на уроке Окружающего мира темы «Горные породы и минералы» у детей появились вопросы о граните и других «камнях», а также полезных ископаемых: глине , песке и т. п. Учитель предложил найти ответы на все вопросы самостоятельно и рассказать об этом в классе.
Представить найденный материал предложила в виде докладов, изложенных в рефератах или презентациях.
Этапы и сроки работы над проектом
сроки
учитель
ученики
Погружение в проект
1 неделя
октябрь
Постановка вопроса.
Есть ли полезные ископаемые в недрах Ленинградской области? И чем они полезны?
Подсказка. Где можно узнать?
Подготовительная работа для выбора направления: «О чём я хочу узнать и рассказать».
Поиск ответа на вопрос.
Организация деятельности
2 неделя
октябрь
Учитель предлагает организовать 7 групп (по количеству основных полезных ископаемых Ленинградской области: гранита, известняка, глины, песка, торфа, сланцев, фосфоритов).
Перечень названий даётся после
распределить направления поиска в группах,.
Спланировать поиск материала и способы оформление его
Учащиеся разбиваются на 7 групп по поиску материала по конкретному полезному ископаемому(гранита, известняка, глины, песка, торфа, сланцев, фосфоритов)
Выбор поиска материала по конкретному полезному ископаемому Ленинградской области
Посещают библиотеки.
Читают литературу по данной теме.
Пополняют материал, наглядный материал.
Осуществление деятельности
3 неделя
октябрь
консультации учащихся по необходимости;
контроль за сбором информации в группах;
индивидуальные консультации
консультации Бачуринской Екатерины, которая заинтересовалась полезными ископаемым - малахитом
• в группах складывают материал по выбранной теме
• консультируются по необходимости;
• «добывают» необходимые знания;
• подготавливают презентацию результатов в виде рефератов, буклетов, презентаций
Презентация (мозаика)
4 неделя
октябрь
Подведение итогов обучения
Рефлексия.
Конференция - выступление 7 человек (по одному от группы) и Бачуринской Екатерины, которая заинтересовалась малахитом.
Таблица ЗИУ
Знаю (результаты
мозгового штурма
–«это я точно знаю»)
Интересуюсь (проблемные вопросы для изучения – «что хотел бы узнать»)
Учусь («теперь я узнал»)
На уроке «Окружающего мира» я узнал о горных породах и минералах; о названиях и отличиях горных пород от минералов (3 минерала); состав гранита.
Есть ли полезные ископаемые в недрах Ленинградской области?
И чем они полезны?
Узнали, что Ленинградская область имеет огромные запасы гранита, известняка, кирпичной и огнеупорной глины, строительного и формировочного песка, а также торфа, сланцев, фосфоритов.
Гранит добывается на севере Карельского перешейка.
Древние известняки, слагающие Ижорскую возвышенность,- очень плотные и разламываются на крупные плит.
Главное достояние нашей области знаменитые синие кембрийские глины . В г.Никольское, производится добыча этих глин открытым способом из карьеров.
Другим важным полезных ископаемым являются кварцевые стекольные пески и песчаники саблинской свиты. Песок использовался не только в стекловарении, но и для производства знаменитого императорского хрусталя.
Самые крупные месторождения торфа расположены в низменных районах области, особенно на юге и востоке.
Диктионемовые сланцы копорской свиты относятся к горючим породам.
Кингисеппское месторождение фосфатных руд.
Познакомились с историческими зданиями города Гатчины, облицованными Пудостьским камнем.
Памятка родителям:
1.Помочь детям в поиске материала из имеющихся у них дома книг:
Атлас - определитель «От Земли до неба». А.А. Плешаков
«Бабочка над заливом»
2. Отобрать материал по плану:
Название полезного ископаемого
Место расположения в области.
Запасы
Способы добычи
Практическое применение (полезность)
3. Найти иллюстрации к сообщению
4. Оказать помощь в оформлении доклада, буклета, презентации ( по выданному плану).
5. Помочь ребёнку в представлении работы (отрепетировать выступление перед классом)
Таблица ИИИ(Источники интересной информации)
Дата работы
Чем интересен материал
Где нашёл (источник информации)
1 неделя
октябрь
Представлены описания и изображения полезных ископаемых
Атлас - определитель «От Земли до неба» А. А. Плешаков
1 неделя
октябрь
Описаны полезные ископаемые Ленинградской области, их местоположение и добыча
«Бабочка над заливом»
1 неделя
октябрь
Представлен материал о геологическом строении и полезных ископаемых области
На Федеральном портале размещены материалы о полезных ископаемых области
protown.ru/russia/obl/articles/3431.html
Предполагаемое распределение ролей в проектной группе:
1. Поиск материала:
· 1 ученик: Место расположения в области.
· 2 ученик: Запасы
· 3 ученик: Способы добычи
· 4 ученик: Практическое применение (полезность)
2. Все разыскивают иллюстрации к тексту.
3. Определение группой способа оформления материала (реферат, буклет, презентация) и выбора ответственного в группе за оформление. Распределение помощи в оформлении.
4. Выбор докладчика на конференцию.
Оценки содержания:
1.Содержательность и логичность изложения
· «5» баллов – работа выполнена содержательно, материал изложен логично и последовательно, наглядный материал уместен;
· «3» балла – работа выполнена содержательно, однако логичность и последовательность спутаны;
· «1» балл – работа выполнена несодержательно, отсутствует последовательность и логичность в изложении материала.
2.Презентация проекта
· «5» баллов – текст хорошо написан, слайды представлены в логической последовательности, вставлены картинки, фотографии;
· «3» балла – текст не соответствует иллюстрациям, отсутствует логическая последовательность подачи информации;
· «1» балл – число слайдов превышает 15, текст слайдов содержит полное содержание проекта
3. Защита проекта
· «5» баллов – Эмоциональное, логическое, короткое по времени изложение проектной работы с использованием наглядного материала, автор, чётко отвечая на вопросы, организует обратную связь с аудиторией;
· «3» балла – в выступлении не просматривается личное отношение автора к проекту, отвечает на вопросы, направленные только на понимание темы;
· «1» балл – чтение основного содержания работы, ответы на вопросы не раскрывают глубокого знания выбранной темы