Submitted by Галина Алексеевна Анисимова on Tue, 09/04/2013 - 13:42
I.Организационный этап.
Педагог.
Ребята садитесь поудобнее, мы сегодня опять отправимся в страну Прекрасного. Фея Красоты готова к встрече своих гостей.
II. Подготовительный этап.
Педагог.
Природа прекрасна в любое время года: летом и зимой, весной и осенью. У каждого из нас своя осень. Свое отношение к осени поэты, и писатели выражают через слово. Художники используют цвет, линию, форму. Композиторы с помощью звуков рассказывают о своих чувствах.
Представьте: поздняя осень... Зябко, сыро.… Идет дождь, свищет холодный ветер…
Хотите познакомиться с одной из сестер феи Красоты – феей Осени?
Дети.
Да.
III. Основной этап.
Педагог.
Это о ней рассказывает музыка замечательного композитора XXв. Сергея Сергеевича Прокофьева. Он очень любил сказки и в каждой из них мог разглядеть глубину и мудрость.
«Фея Осени» - отрывок из светлого, доброго балета «Золушка», написанного на сюжет сказки Шарля Перро. Помните, после отъезда на бал мачехи с сестрами Золушка остается одна и мечтает? В сказке-балете к ней на помощь приходят не только волшебница-крестная, но и феи всех времен года, которые преподносят Золушке свои дары. Характер у фей разный, под стать временам года…
Итак, знакомьтесь – фея Осени!
(Слушание отрывка избалета «Золушка»)
Педагог.
Вы поняли, какой у феи Осени характер? Тогда передайте его выражением лица, глаз, мимикой (использовать зеркальце).
Попробуйте передать тот же характер в движении (пластичный этюд с музыкальным выражением).
Какие средства музыкальной выразительности использует композитор для передачи характера феи Осени?
Дети.
Музыка порывистая, бурная, взрывная. В ней слышны внезапные буйные порывы ветра, срывающего листья с деревьев и взметающего их вверх.
Педагог.
Деревья гнуться, листья трепещут и осыпаются – холодно и зябко…
Но фея Осени все время меняется – она, же волшебница! Вот она искрится, сверкает разноцветными красками, переливающимися в бликах осеннего солнца, вот словно бросает в вас брызги дождя (переливы арфы и позвякивание колокольчиков), вот посылает страшные ветры – музыка звучит угрожающе, сурово, ярко (медные духовые инструменты). Но в конце колючие тихие и низкие аккорды как бы сковывают природу, и она замирает, наступает затишье. Вспомните, в какую цветовую гамму раскрашена осень на картине И.И.Левитана. Можно ли музыку С.С.Прокофьева раскрасить теми же красками? Почему?
Дети.
Можно, но таких красок будет мало. Больше темных и холодных тонов – синих, серых и даже черных.
Педагог.
Хотите, я открою вам маленький секрет? Фея Осени с удовольствием любуются своими портретами и фотографиями. Порадуйте ее! Нарисуйте портрет феи Осени дома, мы устроим выставку из ваших картин. Посмотрите, какая разная и все-таки очень красивая осень… (просмотр фотоматериала в виде слайдовых презентаций).
А сейчас послушайте строки из стихотворения «Осень» А.С.Пушкина.
Унылая пора! Очей очарованье,
Приятна мне твоя прощальная краса-
Люблю я пышное природы увяданье,
В багряц и золото одетые леса…
Почему великий русский поэт назвал осень «унылой порой»? Как вы думаете, может ли унылая пора быть очаровательной?
Дети.
Часто идут дожди, на улице холодно, небо серое. Птицы улетают на юг.
«Очаровательная» для тех, кто не любит солнце и тепло.
Педагог.
Осень разная и в природе, и произведениях поэтов, и на картинах художников. Самые разнообразные, тонкие оттенки осеннего настроения передает и музыка.
Такова «Осень» из знаменитого цикла «Времена года» итальянского композитора XVIIIв. Антонио Вивальди. Думаю, вам понравится размышлять под эту музыку. (Слушание второй части концерта «Осень».)
Осень у Вивальди монотонная, сонная. Все вокруг словно застыло в ожидании зимы, которая вот-вот подует холодом, посыплет снегом, скует льдом реки, усыпит природу до весны. Звуки клавесина похожи на капли бесконечно моросящего, унылого дождя. Красивая, нежная мелодия (струнные инструменты) на фоне долгих, протяжных грустных, аккордов звучит глухо, расплывчато, устало и заунывно. Все овеяно печалью, таинственностью и постепенно погружается в сон.
IV. Итоговый этап.
Теперь вы знаете: в осени есть своя красота. Только ее нужно отыскать – увидеть, услышать, почувствовать и рассказать о ней.
V. Рефлексивный этап.
Давайте поиграем: Встанем в круг и бережно, передавая друг другу осенний лист клена, расскажем, какую красоту мы открыли в осени. (Используется музыка, с которой дети познакомились на занятиях.)
Если вам понравилась игра, то научите этой игре своих друзей и близких.
VI. Информационный этап.
Когда вы будете рисовать портрет Осени, вспомните все, о чем мы говорили на наших занятиях. Не забудьте разместить объекты в соответствии с особенностями их формы и величины.