Официальный сайт detisavve 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Творческая работа

Создание условий для творческого

 роста педагога.

 

 

 

 

 

 

    

        

                                                            Белоусова Ольга Павловна,

Заместитель директора по учебной работе

МОУ «СОШ № 19 г.Вольска»

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Содержание
 
Введение.…………………………………………………………………………. 3
Глава I. Теоретические проблемы становления творческой
личности педагога…………………………………………………………………. 4
1.1. Современный взгляд на развитие личности педагога……………………..... 4
1.2. Профессиональные компетентности учителя………………………………. 5
Глава II. Создание условий для развития творческой личности педагога в МОУ «СОШ № 19 г.Вольска» ………………………………………………………... 6

2.1. Диагностика…………………………………………………………………..6
2.2. Повышение квалификации……………………………………………….... 7
Заключение…………………………………………………………………….... 13
Список литературы ……………………………………………………………... 14
Приложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Введение

Формулу успеха знают многие, дело за малым -
познать сам успех.
В.И. Лизинский

"Национальная доктрина образования в Российской Федерации" является концептуальной основой для реформирования и дальнейшего развития системы образования в России на период до 2025 г. Именно в сфере образования подготавливаются и воспитываются те люди, которые не только формируют новую информационную среду общества, но которым предстоит самим жить и работать в новой среде. Концепция модернизации образования определила основные направления и этапы важного процесса развития нашего общества - "подготовка педагогических кадров нового поколения и формирование принципиально новой культуры педагогического труда", подготовка педагогов, обладающих высокой квалификацией и необходимой информационной культурой с тем, чтобы они были готовы и умели применять новые информационные технологии в процессе обучения и управления образованием.
Однако, практика свидетельствует, что в профессиональной деятельности большинства учителей преобладает установка на традиционность, что ограничивает и обедняет диапазон проявления их творческих способностей. Прогрессивные преобразования в такой консервативной по природе социальной системе, как образование, невозможны без устранения глубоких противоречий, возникших в прошлые годы: ориентация на количество успевающих, в ущерб качеству образования, обновление содержания образования в основном за счет расширения предметной базы учебных планов, преобладание в процессе обучения безличностных и обезличенных методик, формирование сознания вторичности личности по отношению к коллективу и, как следствие, возвышение массовых методов обучения над более эффективными - индивидуальными.

В контексте сформулированного Национальной доктриной кардинального изменения целей и задач образования, становления новых структур и содержания образования требуется иная, творческая позиция педагога, предполагающая постоянную готовность к инновационной деятельности, способность к педагогическому самоопределению, самоорганизации и самоуправлению. Цель работы состоит в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке комплекса педагогических условий, способствующих становлению творческой личности педагога в современной общеобразовательной школе.

А.С. Макаренко подчеркивал:

«Мастерство учителя - это специальность, которой надо учиться», а труд обеспечивает профессиональное развитие педагогов, предоставляет возможность самосовершенствоваться и помогает ему самореализоваться.»

Объект исследования: процесс становления творческой личности педагога в муниципальном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 19 г.Вольска Саратовской области».
Глава 1. Теоретические проблемы становления творческой личности педагога.

1.1 Современный взгляд на развитие личности педагога.

В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. подчеркивается, что основная задача современного образования состоит в достижении соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства, подготовке разносторонне развитой личности гражданина, ориентированной в традициях отечественной и мировой культуры, современной системе ценностей и потребностей современной жизни, способной к активной социальной адаптации в обществе и самостоятельному выбору, началу трудовой деятельности и продолжению образования, самообразованию и самосовершенствованию. Реформирование современного образования предъявляет новые требования к педагогическим кадрам. Свободно и активно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и соответственно моделирующий воспитательно-образовательный процесс педагог является гарантом решения поставленных задач. В ситуации изменений, происходящих в образовании, все более значимым для педагога становится повышение квалификации и профессиональной переподготовки.

1.2. Профессиональные компетентности учителя.

Как и у наших учеников, у нас различные педагогические способности. В литературе их определяют как индивидуальные устойчивые характеристики личности, состоящие из специфической чувствительности к объекту, процессам и результатам обучения, позволяющие находить продуктивные способы решения педагогических задач в конкретных условиях. Педагогические способности – это функционирующая система, поэтому главным их критерием выступает результат деятельности.

Кроме способностей, уровень профессионализма напрямую зависит от профессиональной компетентности учителя. В качестве основных элементов педагогической компетентности можно выделить:

специальную компетентность в области преподаваемой дисциплины (глубокие знания по предмету, квалификация и опыт, знание способов решения и технических, и творческих задач)

методическая компетентность в области способов формирования ЗУН учащихся (владение различными методами обучения, знание дидактических методов и приёмов, умение применять их, знание психологических механизмов усвоения знаний, выработки умений, формирования навыков)

психолого-педагогическая компетентность в сфере обучения (владение педагогической диагностикой, умение строить педагогически целесообразные отношения с обучаемыми, осуществлять индивидуальную работу на основе результатов диагностики, знание возрастной психологии, психологии межличностного и педагогического общения, умение пробуждать и развивать у учащихся устойчивый интерес к предмету)

дифференциально-психологическая компетентность в области мотивов, способностей, направленности обучаемых (умение выявлять личностные особенности, установки и направленность учащихся, определять и учитывать эмоциональное состояние людей, умение грамотно строить отношения с руководителями, коллегами, учениками, родителями)

рефлексия педагогической деятельности или аутопсихологическая компетентность (умение осознавать уровень собственной деятельности, своих способностей; знание о способах профессионального самосовершенствования, умение видеть причины недостатков в своей работе, в себе; желание самосовершенствоваться). Без самообразовательной потребности профессиональный рост учителя невозможен.

Сегодня востребован педагог, способный творчески подходить к решению любой проблемы, сравнивать, анализировать, исследовать, умеющий находить выход из нетипичных ситуаций. В соответствии с этим возникла необходимость осуществления поиска новых путей развития творческой личности педагога.

Глава II. Создание условий для развития творческой личности педагога в МОУ «СОШ № 19 г.Вольска».

2.1. Диагностика.

В 2007 году в педагогическом коллективе была проведена диагностика об удовлетворенности условий для творческого роста педагогов, которая выявила ряд проблем:

-         нет стимулирования педагогам за успешную работу;

-         слабая мотивация повышения квалификации;

-         не достаточное обеспечение учебного процесса техническими средствами;

-         и другие.

Анализ ежегодного анкетирования родителей к главным чертам личности учителя относит более 20 качеств: любовь к детям, профессиональная компетентность, терпение, доброта, педагогическое мастерство.

Любовь к детям так же является стимулом к профессиональному совершенствованию. Учитель случайно или сознательно применяет на практике какой-то приём и в результате получает интерес к предмету, уважение и любовь ребёнка. Это доставляет учителю профессиональное удовлетворение, он не только усваивает и применяет известный приём, но и ищет новые. Желание влюблять в себя воспитанников профессионально необходимо и оправдано, это означает приобретать доверие и авторитет.

Для этого в школе введено ряд мероприятий, которые ведут к сближению педагога и обучающего: неаудиторная занятость, походы, классные часы, на каждом праздничном мероприятии (День защитника Отечества, Международный женский день, Новый год и т.д.) идет речь об учителе.

2.2.  Повышение квалификации.

Приоритетной задачей системы повышения квалификации на современном этапе, согласно Концепции модернизации российского образования, становится повышение профессионального уровня педагогов и формирование педагогического коллектива, соответствующего запросам современной жизни. Сегодня повысился спрос на высококвалифицированную, творчески работающую, социально активную и конкурентоспособную личность педагога, способную воспитывать социализированную личность в быстроменяющемся мире. Развитие профессиональной компетентности, для нас, - это развитие творческой индивидуальности учителя, формирование готовности к принятию нового, развитие и восприимчивости к педагогическим инновациям. От уровня профессионализма педагогов, их способности к непрерывному образованию напрямую зависят результаты социально-экономического и духовного развития общества. В соответствии с этими требованиями мы определили основные условия к развитию профессионализма педагога:

1 условие. Непрерывное научно-методическое сопровождение развития профессионализма через оказание помощи методическим объединениям, отдельным педагогам в организации деятельности на уровне школы, с учетом педагогического стажа, уровня профессионализма и индивидуальных запросов личности педагога. Каждый год учитель работает над своим профессиональным мастерством. У каждого свои идеи и находки, свои результаты педагогической деятельности, но  с ними знакомятся коллеги-профессионалы нашей школы, и идеи становятся развиты, а педагогические находки помогают преодолеть любые трудности. Главной целью нашей методической работы является – непрерывное совершенствование квалификации педагога, непрерывное содействие повышению его эрудиции и компетентности в области методики преподавания для перспективного развития процессов обучения и воспитания их постоянного саморазвития и самосовершенствования. Этот вариант развития профессионализма мы реализуем через следующие формы работы:
1. Повышение профессионального и культурного уровня педагога;
2. Стимулирование его служебной и общественной активности;
3. Совершенствование педагогического и методического мастерства на основе идей педагогов новаторов и творческих работ педагогов;
4. Совершенствование методов и стиля взаимодействия с учащимися на принципах гуманизации, демократизации, гласности;
5. Формирование умений и навыков анализа образовательного процесса в целом и самоанализа своей учебно-воспитательной деятельности в частности;
6. Приобщение педагогов к исследовательской деятельности на основе доступных и понятных ему методик.

Практические формы научно – методической работы:
Лектории, конференции, научно – методические, научно – практические и проблемные семинары, работа творческих лабораторий и временных творческих групп формального и неформального характера, дискуссии, круглые столы, организационно – деятельные игры, организация курсов повышения квалификации на базе высших учебных заведений, организация и проведение конкурсов профессионального мастерства, работа МО, школы молодого педагога, индивидуальные консультации, признание потенциальных возможностей каждого педагога, адресное планирование повышения квалификации, обобщение опыта индивидуальной работы  каждого педагога.
2 условие. Развитие профессионализма через курсы повышения квалификации без отрыва от производства с получением документа государственного образца. Данная форма реализована очно и дистанционно на основании договоров с учреждениями, имеющими лицензию на повышение квалификации. За три года учителя нашей школы повысили свою квалификацию: очно – 11 человек, дистанционно – 5 человек. Так же в школе работают 2 тьютора. За время работы тьютора «Обучение будущего
INTEL» прошли обучение все учителя школы и 28 педагогов различных образовательных учреждений. Другой тьютор находится в стадии становления (обучения), но уже проводит работу с педагогическим коллективом и заместителями директоров школ по инновационной работе в современной школе.

3 условие. Реализация накопительной системы повышения квалификации, учитывающей индивидуальную образовательную программу педагога.

Индивидуальная  образовательная программа (Приложение) является средством для организации образования      педагога,      стержнем      и      вектором      его      собственной  образовательной траектории. 

Сроки ее реализации в нашей школе составляют пять лет.

В программе педагог обозначает:

-цели и задачи своего профессионального развития, которые соотносятся с профессиональными     стандартами,  

-успеваемость учащихся,

-профессиональные умения, которые необходимо ему приобрести;

-средства для решения поставленных задач.

Практическая значимость индивидуальной образовательной программы нам видится в систематизации деятельности педагога, динамике показателей профессионального роста, стимулирующих факторах, удовлетворенности образовательными услугами и -  как результат - аттестации. 

Сегодня в содержание и формы квалификационных испытаний работников образования вносятся изменения. Меняется и форма аттестации, теперь ее планируют проводить в форме презентации портфолио педагога (накопительная система). Выполняя индивидуальную программу, каждый педагог школы «накапливает» материал для портфолио.

Благодаря этому условию уже несколько лет педагоги школы участвуют в различных муниципальных, региональных и федеральных конкурсах. И весьма успешно: имеются призовые места. Этот процесс сразу же стал самым массовым. В первый год было послано 3 работы, одна из которых получила диплом 2 степени на Всероссийском конкурсе исследовательских работ, на второй год уже было 18 работ и их количество растет.

4 условие. Оснащение учебного процесса.

В нашей школе из 36 педагогов дома имеют компьютер 21 человек, что составляет 58% педагогического состава, доступ к Интернету – 6 человек – это примерно 17%.  В школе создана локальная сеть. 50% рабочих мест педагогов подключены к интернету. Активно работает «Электронная учительская». Создан школьный сайт. В школе имеется одна интерактивная доска и два мультимедийных проектора.

Работа в Интернете ведется по нескольким видам:

-         Организация совместных исследовательских работ учащихся, учителей.

-         Обеспечение консультационной помощи из научно-методических центров.

-         Создание сети дистанционного обучения и повышения квалификации педагогических кадров.

-         Оперативный обмен информацией, расширение кругозора.

В настоящее время одной из наиболее актуальных задач системы непрерывного педагогического образования является формирование информационно-коммуникационной компетентности (ИКК) учителя. Такая компетентность учителя понимается как совокупность знаний, навыков и умений, формируемых в процессе обучения и самообучения информатике и информационным технологиям, а также способность к выполнению педагогической деятельности с помощью информационных технологий.

5 условие. Внутришкольный контроль как фактор стимулирования педагогов.

window.google_render_ad(); Организация внутришкольного контроля – один из самых сложных видов деятельности руководителя школы, требующий глубокого осознания миссии и роли этой функции, понимания ее целевой направленности и овладения различными технологиями.

Именно внутришкольный контроль является тем необходимым звеном, по итогам которого начинает работать функция регулирования, осуществляющая необходимые коррективы и в аналитическом процессе, и в процессе планирования и организации действия. Цель, содержание и методы коррекционных действий в процессе управления диктует функция контроля, которая, выявляя несоответствие нормам и требованиям, поставляет информацию о том, где, что, как и когда необходимо привести в надлежащий порядок. Выборочность и точность действия функции регулирования всецело будет зависеть от уровня качества проведения внутришкольного контроля.

В практике российского образования мотивирующие возможности контроля используются недостаточно. Контроль, в основном, ориентирован на выявление недостатков, что вызывает психологический дискомфорт сотрудника. Хотя, одной из основных задач контроля является побуждение педагогов к совершенствованию результатов своей деятельности, поиску новых возможностей.

Между тем контроль в МОУ «СОШ № 19 г.Вольска» применяется для осуществления обратной связи для того, чтобы директор знал объективное состояние дел в своей школе. Чтобы контроль реально помогал школе, мы ему придаем стратегический характер, то есть, отражаем общие приоритеты школы и поддерживаем их. Контроль над обычными операциями не имеет смысла, и будет только отвлекать силы от более важных целей.

Справедливость контроля достигается введением стандартов (норм, требований), предварительно согласованных с коллективом, обоснованием и аргументированностью оценочных суждений в процессе контроля, представлением подчиненному права самому проанализировать и оценить результаты своего труда, уважительным и доброжелательным отношением к личности контролируемого.

Использование таких форм и правил контроля используется в практике школы всего один год. Предполагается в дальнейшем систематизировать этот процесс и продолжать активно его использовать.

6 условие. Стимулирование педагогов.

Войдя в эксперимент по новой системе оплаты труда, стало возможным стимулировать педагогов. Теперь каждый получает заработную плату не только за количество учащихся в классе, но и за свою творческую деятельность.

 

 

 

 

Заключение.

На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

1.                Главное - научить человека максимально использовать различные ресурсы в открытом образовательном пространстве для построения своей образовательной программы. Именно сам педагог, а никто другой, является заказчиком на свое образование, сам планирует содержание своего образования и сам несет за это риски и ответственность, обладая в конечном итоге тем или иным уровнем образованности. 

2.                 внутришкольное управление, основанное на демократических принципах, предполагающее вовлечение всех педагогов в управление развитием школы, повышает ответственность педагога за результаты своего труда.

3.                стимулировать творческое сотрудничество учителей на основе фасилитирующего, конвенционального, полифункционального взаимодействия;

4.                Учителю необходимо иметь возможность повысить квалификацию по компьютерным технологиям, уровень которых соответствует потребностям современной школы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы.

Немова Н. Цель – повышение квалификации.//Директор школы 1998 № 6.

Андриади И. А. Основы педагогического мастерства. – М., 1999.

Большая современная энциклопедия “Педагогика”. /Под ред. Е. С. Гапацевич. – Минск, 2005..

Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. - М., 1980.

Ангеловски К. Учителя и инновации. М., Просвещение, 1991.

Анисимов А. С. Акмеологические основы рефлексивной самоорганизации и культуры мышления. М., 1994.

 Волкова Г. В. Повышение уровня профессиональной компетенции преподавательского коллектива. //Завуч, 1999, № 7.

rl-online.ru/info/authors/1.html

history.yar.ru/vestnik/novosti_i_problemy/13_3/

http://festival.1september.ru/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

Алгоритм   написания   индивидуальной   образовательной   программы педагога

 

Диагностика профессионального мастерства, самоопределение педагога

 

 

Составление индивидуальной образовательной программы, коррекция

 

 

 

 

 

Рефлексивный анализ реализации ИОП

 

   

 

 

Реализация индивидуальной образовательной программы

 

Алгоритм составления индивидуальной образовательной программы отличается универсальностью, так как начать работу по составлению ИОП можно с любого «этапа».

1.Диагностика, оценка и самооценка своего профессионализма, мастерства (личностные качества; умение поставить цели, задачи педагогической деятельности, выделять дефициты и профициты). Нужно понимать мотивацию педагога, его умение разрабатывать программы педагогической деятельности, умение организовать учебную деятельность; рефлексивные и коммуникативные умения. На этом этапе происходит самоопределение педагога.

2.Программирование профессионального развития. Составление  ИОП, включающую   в   себя      подпрограмм,   где   имеет  место   инвариантная   и вариативная части. При проектировании индивидуальной образовательной программы педагог учитывает программу развития, единую методическую тему и годовые задачи образовательного учреждения. В инвариантной части педагог прописывает нормативно-правовую базу, методологическую основу
и курсовую подготовку своей педагогической деятельности. Как результат, какие компетентности или группы умений, возможно, отдельное умение будет развиваться. В содержание инвариантных курсов входит федеральный компонент повышения квалификации (согласно рекомендациям Российской академии     повышения  квалификации     и     переподготовки     работников образования   с   учетом   стандартов   дополнительного   профессионального образования),   так   как   они   напрямую   связаны   с квалификационными требованиями к педагогам при присвоении им очередной категории. 

В вариативной части будут размещены частные подпрограммы, которые направлены на решение проблем профессиональной деятельности.

Вариативная часть - это региональный (муниципальный) компонент, направленный на удовлетворение образовательных потребностей и устранение выявленных затруднений в результате диагностики, а также школьный компонент, который востребован для школ, работающих в режиме развития.

3.Для   реализации   индивидуальной    образовательной   программы
создается   открытое   образовательное   пространство,    где   происходит профессиональное   взаимодействие, рефлексия и коррекция   собственной  деятельности, перепрограммирование.
 

Показателями открытого образовательного пространства является: 

-многообразие и вариативность образовательных предложений;

-реализация    образовательных    предложений    в    качестве    ресурсов   для  построения индивидуальной образовательной программы (ИОП).

Необходимо      четко      представлять      ресурсы   открытого    образовательного пространства и видеть его уровни - школьный, городской, краевой, всероссийский. 

4.Рефлексивный    анализ    реализации    индивидуальной образовательной  программы, представление результатов - это и продукты (разработанные материалы) и то, чему научился педагог. 

Рефлексивный анализ лучше осуществлять 1 раз в полгода и производить  своевременную   коррекцию   действий.   Предметом  рефлексии   становится деятельность педагога по реализации программы. 

 

 

 

 

 


»  Размещено в сообществах:   

Поиск

Loading

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн