Создание условий для творческого
роста педагога.
Белоусова Ольга Павловна,
Заместитель директора по учебной работе
МОУ «СОШ № 19 г.Вольска»
Содержание
Введение.…………………………………………………………………………. 3
Глава I. Теоретические проблемы становления творческой
личности педагога…………………………………………………………………. 4
1.1. Современный взгляд на развитие личности педагога……………………..... 4
1.2. Профессиональные компетентности учителя………………………………. 5
Глава II. Создание условий для развития творческой личности педагога в МОУ «СОШ № 19 г.Вольска» ………………………………………………………... 6
2.1. Диагностика…………………………………………………………………..6
2.2. Повышение квалификации……………………………………………….... 7 Заключение…………………………………………………………………….... 13
Список литературы ……………………………………………………………... 14
Приложения
Введение
Формулу успеха знают многие, дело за малым -
познать сам успех.
В.И. Лизинский
"Национальная доктрина образования в Российской Федерации" является концептуальной основой для реформирования и дальнейшего развития системы образования в России на период до 2025 г. Именно в сфере образования подготавливаются и воспитываются те люди, которые не только формируют новую информационную среду общества, но которым предстоит самим жить и работать в новой среде. Концепция модернизации образования определила основные направления и этапы важного процесса развития нашего общества - "подготовка педагогических кадров нового поколения и формирование принципиально новой культуры педагогического труда", подготовка педагогов, обладающих высокой квалификацией и необходимой информационной культурой с тем, чтобы они были готовы и умели применять новые информационные технологии в процессе обучения и управления образованием.
Однако, практика свидетельствует, что в профессиональной деятельности большинства учителей преобладает установка на традиционность, что ограничивает и обедняет диапазон проявления их творческих способностей. Прогрессивные преобразования в такой консервативной по природе социальной системе, как образование, невозможны без устранения глубоких противоречий, возникших в прошлые годы: ориентация на количество успевающих, в ущерб качеству образования, обновление содержания образования в основном за счет расширения предметной базы учебных планов, преобладание в процессе обучения безличностных и обезличенных методик, формирование сознания вторичности личности по отношению к коллективу и, как следствие, возвышение массовых методов обучения над более эффективными - индивидуальными.
В контексте сформулированного Национальной доктриной кардинального изменения целей и задач образования, становления новых структур и содержания образования требуется иная, творческая позиция педагога, предполагающая постоянную готовность к инновационной деятельности, способность к педагогическому самоопределению, самоорганизации и самоуправлению. Цель работы состоит в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке комплекса педагогических условий, способствующих становлению творческой личности педагога в современной общеобразовательной школе.
А.С. Макаренко подчеркивал:
«Мастерство учителя - это специальность, которой надо учиться», а труд обеспечивает профессиональное развитие педагогов, предоставляет возможность самосовершенствоваться и помогает ему самореализоваться.»
Объект исследования: процесс становления творческой личности педагога в муниципальном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 19 г.Вольска Саратовской области».
Глава 1. Теоретические проблемы становления творческой личности педагога.
1.1 Современный взгляд на развитие личности педагога.
В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. подчеркивается, что основная задача современного образования состоит в достижении соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства, подготовке разносторонне развитой личности гражданина, ориентированной в традициях отечественной и мировой культуры, современной системе ценностей и потребностей современной жизни, способной к активной социальной адаптации в обществе и самостоятельному выбору, началу трудовой деятельности и продолжению образования, самообразованию и самосовершенствованию. Реформирование современного образования предъявляет новые требования к педагогическим кадрам. Свободно и активно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и соответственно моделирующий воспитательно-образовательный процесс педагог является гарантом решения поставленных задач. В ситуации изменений, происходящих в образовании, все более значимым для педагога становится повышение квалификации и профессиональной переподготовки.
1.2. Профессиональные компетентности учителя.
Как и у наших учеников, у нас различные педагогические способности. В литературе их определяют как индивидуальные устойчивые характеристики личности, состоящие из специфической чувствительности к объекту, процессам и результатам обучения, позволяющие находить продуктивные способы решения педагогических задач в конкретных условиях. Педагогические способности – это функционирующая система, поэтому главным их критерием выступает результат деятельности.
Кроме способностей, уровень профессионализма напрямую зависит от профессиональной компетентности учителя. В качестве основных элементов педагогической компетентности можно выделить:
специальную компетентность в области преподаваемой дисциплины (глубокие знания по предмету, квалификация и опыт, знание способов решения и технических, и творческих задач)
методическая компетентность в области способов формирования ЗУН учащихся (владение различными методами обучения, знание дидактических методов и приёмов, умение применять их, знание психологических механизмов усвоения знаний, выработки умений, формирования навыков)
психолого-педагогическая компетентность в сфере обучения (владение педагогической диагностикой, умение строить педагогически целесообразные отношения с обучаемыми, осуществлять индивидуальную работу на основе результатов диагностики, знание возрастной психологии, психологии межличностного и педагогического общения, умение пробуждать и развивать у учащихся устойчивый интерес к предмету)
дифференциально-психологическая компетентность в области мотивов, способностей, направленности обучаемых (умение выявлять личностные особенности, установки и направленность учащихся, определять и учитывать эмоциональное состояние людей, умение грамотно строить отношения с руководителями, коллегами, учениками, родителями)
рефлексия педагогической деятельности или аутопсихологическая компетентность (умение осознавать уровень собственной деятельности, своих способностей; знание о способах профессионального самосовершенствования, умение видеть причины недостатков в своей работе, в себе; желание самосовершенствоваться). Без самообразовательной потребности профессиональный рост учителя невозможен.
Сегодня востребован педагог, способный творчески подходить к решению любой проблемы, сравнивать, анализировать, исследовать, умеющий находить выход из нетипичных ситуаций. В соответствии с этим возникла необходимость осуществления поиска новых путей развития творческой личности педагога.
Глава II. Создание условий для развития творческой личности педагога в МОУ «СОШ № 19 г.Вольска».
2.1. Диагностика.
В 2007 году в педагогическом коллективе была проведена диагностика об удовлетворенности условий для творческого роста педагогов, которая выявила ряд проблем:
- нет стимулирования педагогам за успешную работу;
- слабая мотивация повышения квалификации;
- не достаточное обеспечение учебного процесса техническими средствами;
- и другие.
Анализ ежегодного анкетирования родителей к главным чертам личности учителя относит более 20 качеств: любовь к детям, профессиональная компетентность, терпение, доброта, педагогическое мастерство.
Любовь к детям так же является стимулом к профессиональному совершенствованию. Учитель случайно или сознательно применяет на практике какой-то приём и в результате получает интерес к предмету, уважение и любовь ребёнка. Это доставляет учителю профессиональное удовлетворение, он не только усваивает и применяет известный приём, но и ищет новые. Желание влюблять в себя воспитанников профессионально необходимо и оправдано, это означает приобретать доверие и авторитет.
Для этого в школе введено ряд мероприятий, которые ведут к сближению педагога и обучающего: неаудиторная занятость, походы, классные часы, на каждом праздничном мероприятии (День защитника Отечества, Международный женский день, Новый год и т.д.) идет речь об учителе.
2.2. Повышение квалификации.
Приоритетной задачей системы повышения квалификации на современном этапе, согласно Концепции модернизации российского образования, становится повышение профессионального уровня педагогов и формирование педагогического коллектива, соответствующего запросам современной жизни. Сегодня повысился спрос на высококвалифицированную, творчески работающую, социально активную и конкурентоспособную личность педагога, способную воспитывать социализированную личность в быстроменяющемся мире. Развитие профессиональной компетентности, для нас, - это развитие творческой индивидуальности учителя, формирование готовности к принятию нового, развитие и восприимчивости к педагогическим инновациям. От уровня профессионализма педагогов, их способности к непрерывному образованию напрямую зависят результаты социально-экономического и духовного развития общества. В соответствии с этими требованиями мы определили основные условия к развитию профессионализма педагога:
1 условие. Непрерывное научно-методическое сопровождение развития профессионализма через оказание помощи методическим объединениям, отдельным педагогам в организации деятельности на уровне школы, с учетом педагогического стажа, уровня профессионализма и индивидуальных запросов личности педагога. Каждый год учитель работает над своим профессиональным мастерством. У каждого свои идеи и находки, свои результаты педагогической деятельности, но с ними знакомятся коллеги-профессионалы нашей школы, и идеи становятся развиты, а педагогические находки помогают преодолеть любые трудности. Главной целью нашей методической работы является – непрерывное совершенствование квалификации педагога, непрерывное содействие повышению его эрудиции и компетентности в области методики преподавания для перспективного развития процессов обучения и воспитания их постоянного саморазвития и самосовершенствования. Этот вариант развития профессионализма мы реализуем через следующие формы работы:
1. Повышение профессионального и культурного уровня педагога;
2. Стимулирование его служебной и общественной активности;
3. Совершенствование педагогического и методического мастерства на основе идей педагогов новаторов и творческих работ педагогов;
4. Совершенствование методов и стиля взаимодействия с учащимися на принципах гуманизации, демократизации, гласности;
5. Формирование умений и навыков анализа образовательного процесса в целом и самоанализа своей учебно-воспитательной деятельности в частности;
6. Приобщение педагогов к исследовательской деятельности на основе доступных и понятных ему методик.
Практические формы научно – методической работы:
Лектории, конференции, научно – методические, научно – практические и проблемные семинары, работа творческих лабораторий и временных творческих групп формального и неформального характера, дискуссии, круглые столы, организационно – деятельные игры, организация курсов повышения квалификации на базе высших учебных заведений, организация и проведение конкурсов профессионального мастерства, работа МО, школы молодого педагога, индивидуальные консультации, признание потенциальных возможностей каждого педагога, адресное планирование повышения квалификации, обобщение опыта индивидуальной работы каждого педагога.
2 условие. Развитие профессионализма через курсы повышения квалификации без отрыва от производства с получением документа государственного образца. Данная форма реализована очно и дистанционно на основании договоров с учреждениями, имеющими лицензию на повышение квалификации. За три года учителя нашей школы повысили свою квалификацию: очно – 11 человек, дистанционно – 5 человек. Так же в школе работают 2 тьютора. За время работы тьютора «Обучение будущего INTEL» прошли обучение все учителя школы и 28 педагогов различных образовательных учреждений. Другой тьютор находится в стадии становления (обучения), но уже проводит работу с педагогическим коллективом и заместителями директоров школ по инновационной работе в современной школе.
3 условие. Реализация накопительной системы повышения квалификации, учитывающей индивидуальную образовательную программу педагога.
Индивидуальная образовательная программа (Приложение) является средством для организации образования педагога, стержнем и вектором его собственной образовательной траектории.
Сроки ее реализации в нашей школе составляют пять лет.
В программе педагог обозначает:
-цели и задачи своего профессионального развития, которые соотносятся с профессиональными стандартами,
-успеваемость учащихся,
-профессиональные умения, которые необходимо ему приобрести;
-средства для решения поставленных задач.
Практическая значимость индивидуальной образовательной программы нам видится в систематизации деятельности педагога, динамике показателей профессионального роста, стимулирующих факторах, удовлетворенности образовательными услугами и - как результат - аттестации.
Сегодня в содержание и формы квалификационных испытаний работников образования вносятся изменения. Меняется и форма аттестации, теперь ее планируют проводить в форме презентации портфолио педагога (накопительная система). Выполняя индивидуальную программу, каждый педагог школы «накапливает» материал для портфолио.
Благодаря этому условию уже несколько лет педагоги школы участвуют в различных муниципальных, региональных и федеральных конкурсах. И весьма успешно: имеются призовые места. Этот процесс сразу же стал самым массовым. В первый год было послано 3 работы, одна из которых получила диплом 2 степени на Всероссийском конкурсе исследовательских работ, на второй год уже было 18 работ и их количество растет.
4 условие. Оснащение учебного процесса.
В нашей школе из 36 педагогов дома имеют компьютер 21 человек, что составляет 58% педагогического состава, доступ к Интернету – 6 человек – это примерно 17%. В школе создана локальная сеть. 50% рабочих мест педагогов подключены к интернету. Активно работает «Электронная учительская». Создан школьный сайт. В школе имеется одна интерактивная доска и два мультимедийных проектора.
Работа в Интернете ведется по нескольким видам:
- Организация совместных исследовательских работ учащихся, учителей.
- Обеспечение консультационной помощи из научно-методических центров.
- Создание сети дистанционного обучения и повышения квалификации педагогических кадров.
- Оперативный обмен информацией, расширение кругозора.
В настоящее время одной из наиболее актуальных задач системы непрерывного педагогического образования является формирование информационно-коммуникационной компетентности (ИКК) учителя. Такая компетентность учителя понимается как совокупность знаний, навыков и умений, формируемых в процессе обучения и самообучения информатике и информационным технологиям, а также способность к выполнению педагогической деятельности с помощью информационных технологий.
5 условие. Внутришкольный контроль как фактор стимулирования педагогов.
window.google_render_ad(); Организация внутришкольного контроля – один из самых сложных видов деятельности руководителя школы, требующий глубокого осознания миссии и роли этой функции, понимания ее целевой направленности и овладения различными технологиями.
Именно внутришкольный контроль является тем необходимым звеном, по итогам которого начинает работать функция регулирования, осуществляющая необходимые коррективы и в аналитическом процессе, и в процессе планирования и организации действия. Цель, содержание и методы коррекционных действий в процессе управления диктует функция контроля, которая, выявляя несоответствие нормам и требованиям, поставляет информацию о том, где, что, как и когда необходимо привести в надлежащий порядок. Выборочность и точность действия функции регулирования всецело будет зависеть от уровня качества проведения внутришкольного контроля.
В практике российского образования мотивирующие возможности контроля используются недостаточно. Контроль, в основном, ориентирован на выявление недостатков, что вызывает психологический дискомфорт сотрудника. Хотя, одной из основных задач контроля является побуждение педагогов к совершенствованию результатов своей деятельности, поиску новых возможностей.
Между тем контроль в МОУ «СОШ № 19 г.Вольска» применяется для осуществления обратной связи для того, чтобы директор знал объективное состояние дел в своей школе. Чтобы контроль реально помогал школе, мы ему придаем стратегический характер, то есть, отражаем общие приоритеты школы и поддерживаем их. Контроль над обычными операциями не имеет смысла, и будет только отвлекать силы от более важных целей.
Справедливость контроля достигается введением стандартов (норм, требований), предварительно согласованных с коллективом, обоснованием и аргументированностью оценочных суждений в процессе контроля, представлением подчиненному права самому проанализировать и оценить результаты своего труда, уважительным и доброжелательным отношением к личности контролируемого.
Использование таких форм и правил контроля используется в практике школы всего один год. Предполагается в дальнейшем систематизировать этот процесс и продолжать активно его использовать.
6 условие. Стимулирование педагогов.
Войдя в эксперимент по новой системе оплаты труда, стало возможным стимулировать педагогов. Теперь каждый получает заработную плату не только за количество учащихся в классе, но и за свою творческую деятельность.
Заключение.
На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы:
1. Главное - научить человека максимально использовать различные ресурсы в открытом образовательном пространстве для построения своей образовательной программы. Именно сам педагог, а никто другой, является заказчиком на свое образование, сам планирует содержание своего образования и сам несет за это риски и ответственность, обладая в конечном итоге тем или иным уровнем образованности.
2. внутришкольное управление, основанное на демократических принципах, предполагающее вовлечение всех педагогов в управление развитием школы, повышает ответственность педагога за результаты своего труда.
3. стимулировать творческое сотрудничество учителей на основе фасилитирующего, конвенционального, полифункционального взаимодействия;
4. Учителю необходимо иметь возможность повысить квалификацию по компьютерным технологиям, уровень которых соответствует потребностям современной школы.
Список использованной литературы.
Немова Н. Цель – повышение квалификации.//Директор школы 1998 № 6.
Андриади И. А. Основы педагогического мастерства. – М., 1999.
Большая современная энциклопедия “Педагогика”. /Под ред. Е. С. Гапацевич. – Минск, 2005..
Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. - М., 1980.
Ангеловски К. Учителя и инновации. М., Просвещение, 1991.
Анисимов А. С. Акмеологические основы рефлексивной самоорганизации и культуры мышления. М., 1994.
Волкова Г. В. Повышение уровня профессиональной компетенции преподавательского коллектива. //Завуч, 1999, № 7.
rl-online.ru/info/authors/1.html
history.yar.ru/vestnik/novosti_i_problemy/13_3/
http://festival.1september.ru/
Приложение
Алгоритм написания индивидуальной образовательной программы педагога
Диагностика профессионального мастерства, самоопределение педагога
|
|
Составление индивидуальной образовательной программы, коррекция
|
|
|
|
Рефлексивный анализ реализации ИОП
|
|
Реализация индивидуальной образовательной программы
|
Алгоритм составления индивидуальной образовательной программы отличается универсальностью, так как начать работу по составлению ИОП можно с любого «этапа».
1.Диагностика, оценка и самооценка своего профессионализма, мастерства (личностные качества; умение поставить цели, задачи педагогической деятельности, выделять дефициты и профициты). Нужно понимать мотивацию педагога, его умение разрабатывать программы педагогической деятельности, умение организовать учебную деятельность; рефлексивные и коммуникативные умения. На этом этапе происходит самоопределение педагога.
2.Программирование профессионального развития. Составление ИОП, включающую в себя подпрограмм, где имеет место инвариантная и вариативная части. При проектировании индивидуальной образовательной программы педагог учитывает программу развития, единую методическую тему и годовые задачи образовательного учреждения. В инвариантной части педагог прописывает нормативно-правовую базу, методологическую основу и курсовую подготовку своей педагогической деятельности. Как результат, какие компетентности или группы умений, возможно, отдельное умение будет развиваться. В содержание инвариантных курсов входит федеральный компонент повышения квалификации (согласно рекомендациям Российской академии повышения квалификации и переподготовки работников образования с учетом стандартов дополнительного профессионального образования), так как они напрямую связаны с квалификационными требованиями к педагогам при присвоении им очередной категории.
В вариативной части будут размещены частные подпрограммы, которые направлены на решение проблем профессиональной деятельности.
Вариативная часть - это региональный (муниципальный) компонент, направленный на удовлетворение образовательных потребностей и устранение выявленных затруднений в результате диагностики, а также школьный компонент, который востребован для школ, работающих в режиме развития.
3.Для реализации индивидуальной образовательной программы
создается открытое образовательное пространство, где происходит профессиональное взаимодействие, рефлексия и коррекция собственной деятельности, перепрограммирование.
Показателями открытого образовательного пространства является:
-многообразие и вариативность образовательных предложений;
-реализация образовательных предложений в качестве ресурсов для построения индивидуальной образовательной программы (ИОП).
Необходимо четко представлять ресурсы открытого образовательного пространства и видеть его уровни - школьный, городской, краевой, всероссийский.
4.Рефлексивный анализ реализации индивидуальной образовательной программы, представление результатов - это и продукты (разработанные материалы) и то, чему научился педагог.
Рефлексивный анализ лучше осуществлять 1 раз в полгода и производить своевременную коррекцию действий. Предметом рефлексии становится деятельность педагога по реализации программы.
|