«Музыка «легкая» и «серьёзная» Молодёжная музыкальная культура: жанры, стили, направления.
Выберите действие:
Submitted by Наталья Николаевна Хандожко on пн, 08/04/2013 - 14:29
Задачи урока:
Воспитательные:Воспитывать открытую личность, способную к познанию, активному действию. Обучающие: Обучать умению выражать и отстаивать свою точку зрения. Уметь пользоваться новыми музыкальными компьютерными технологиями. Научить учащихся определять стиль, жанр и направление молодёжной современной музыки. Формировать потребность поиска ответов на возникающие вопросы. Развивающие: Обогащать музыкальный словарный запас обучающихся, развивать фантазию и творческое начало, музыкальный слух, развивать способность обучающихся к различным формам сочинительства, а также сотрудничества. Тип урока: урок получения новых знаний. Вид урока: урок творчества. Метод: творческий проект. Средства оснащения урока: Медиа-проектор, дидактический материал «Молодёжная музыкальная культура», представленный в виде иллюстрированного приложения в среде Power Point XP.; компьютерные музыкальные программы «Хип-Хоп», «Sibelius 3»; инвентарь для практической работы, современная энциклопедия «Музыка наших дней», краткий музыкальный словарь. Ход урока: 1 этап.Мотивация. Настроить обучающихся на работу, снять напряжение. Приветствие, настрой.
Вводное слово:
- Во все времена говорить о музыке было очень трудно. С научной точки зрения она всегда считалась одним из самых сложных видов искусства. Музыковедческая литература обращается к читателю на изощрённом языке терминов, доступных только специалисту, а большинство музыкантов избегают разговоров о своём искусстве, так как считают, что его сокровенное содержание не поддаётся объяснению. И в то же время музыка – вид творчества, с которым постоянно соприкасается каждый из нас, независимо от образа жизни, общественного статуса и уровня интеллекта.
- Как же быть нам, простым людям? Как же не затеряться в этом таинственном мире звуков, а напротив – выбрать верную дорогу, которая приведёт нас к правильному ориентированию в мире человеческих чувств, настроений и ощущений. Приветствие, готовность к уроку.
2 этап.
Создание ситуации. Вывести учащихся на тему и цель урока и обозначить их в словесной формулировке.
- У меня в руках словарь музыкальных терминов. Сейчас я прочту из него несколько слов, относящихся к музыке. Какие ассоциации возникают у вас, когда вы их слышите? Что объединяет эти слова?
Глэйм, Рейв, Сонорика, Алеаторика.
- Попробуйте определить тему нашего урока?
- Для того, чтобы разобраться в значении этих слов, я попрошу показать мне материал, которые подготовил один из вас к сегодняшнему уроку.
Обучающиеся самостоятельно определяют тему и цели урока.
Ответы уч-ся.
Учащиеся размышляют над возникшей проблемой.
- Итак, ребята, прослушав сообщение, сможете ли вы сформулировать тему нашего урока. Какие цели мы можем поставить перед собой, чтобы лучше усвоить эту тему?
- А вы, какое место занимаете в мире современной музыки: слушатель, исполнитель или композитор?
- Может ли молодой человек, например ваш сверстник, проявить себя в композиторской деятельности при создании молодёжной музыки, не имея при этом музыкального образования.
Дети высказывают своё мнение.
Работа сообща. Уметь пользоваться новыми компьютерными технологиями. Развивать способность обучающихся к различным формам сочинительства, а также сотрудничества.
- Сегодня на уроке я предлагаю вам увидеть себя в новом качестве. Для этого мы организуем с вами некую «Музыкальную фабрику», где каждый попробует себя в роли слушателя, исполнителя, и даже композитора. Ваша задача : создать музыкальное произведение по определённому плану и защитить его по критериям.
(учитель во время выполнения творческих заданий помогает в правильности выполнения задания).
Выполнение задания по карточкам 3 этап.
Приём «Шаг за шагом»Свободное обсуждение. Формировать потребность поиска ответов на возникающие вопросы. - Ответьте на такие вопрос:
- Может ли молодой человек проявить себя в композиторской деятельности при создании молодёжной музыки, не имея при этом музыкального образования?
- Чему может научить молодёжная музыкальная культура?
- Что она даёт молодому человеку?
- Можно ли поставить границу между лёгкой и серьёзной музыки? (Нет. Лёгкая и серьёзная музыка равноправны.)
-Нужна ли человеку лёгкая музыка? Почему? (Ответы детей)
-А серьёзная?
-В любом стиле можно найти «лёгкую» и «серьёзную» музыку. От чего это зависит? (От идеи, от проблемы, от цели в жизни.)
-Какая музыка стала сегодня популярным и востребованным искусством?
Какая цель «лёгкой» музыки? (Развлечение…)
Обучающиеся участвуют в общем обсуждении. 4 этап. Рефлексия полученных результатов. Воспитывать открытую личность, способную к познанию, активному действию.
1. – Из предложенных высказываний выберите, пожалуйста, то, которое в большей степени отражает тему нашего сегодняшнего урока:
«…Когда вы пишите свое произведение, вы выстраиваете целый мир…
Нет никакого музыкального материала, который бы не заслуживал своего воплощения… Сама по себе жизнь, все, что нас окружает настолько пестро…, что мы будем более честны, если попытаемся все это отразить… Пусть слушатель сам решает, что он понимает, а что нет».
Альфред Шнитке
«Современная музыка даёт человеку то, чего он не ждёт, и отказывает в том, чего он жаждет. Она открывает человеку жизнь как тайну, заставляя при этом мучительно искать ключ к её разгадке»
Мудрая мысль
2. - А теперь заполните свои оценочные листы и передайте их мне
3. Всем спасибо, до свидания! Учащиеся совещаются и выбирают более подходящее высказывание.