Submitted by Николай Александрович Карасев on пн, 08/04/2013 - 14:23
Тема урока: «Жанр портрета»
Цель урока:
формирование содержательных и организационных условий для развития у школьников умений классифицировать виды портретного жанра;
обобщение и систематизация знаний и умений в определении и передачи пропорций построения головы человека,
Задачи урока:
Образовательные:
формировать умения:
самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели и задачи;
осознанно и произвольно строить речевое высказывание;
находить и исправлять допущенные ошибки в передаче пропорций построения головы человека.
Воспитательные:
формировать эстетические чувства прекрасного на основе знакомства с портретным жанром;
воспитывать личностные качества (активности, наблюдательности, самостоятельности), обеспечивающие успешность творческой деятельности.
Развивающие:
развивать умения обобщать и синтезировать знания, переносить их в новые ситуации;
тренировать память, развивать способности концентрировать внимание;
развивать ассоциативное мышление и воображение.
Тип урока: урок закрепления и развития знаний, умений и навыков в области портретного жанра.
Форма урока: урок-игра.
План урока:
1. Начало урока (взаимное приветствие, проверка готовности к уроку, определение темы и цели урока) – 5 мин.;
2. Актуализация знаний – 7 мин.;
3. Применение умений и навыков для определения пропорций построения головы человека и классификации портретного жанра в ходе игры-викторины – 25 мин.;
4. Рефлексия – 8 мин.
Ход урока:
Этап № 1. Начало урока. Организационный момент. Проверка готовности к уроку.
Приём "Ассоциативный ряд"
На экране (интерактивной доске) появляются репродукции различных видов портретного жанра.
Учитель задаёт вопросы:
- Что общего? Что объединяет репродукции?
- Сформулируйте для себя тему нашего сегодняшнего урока
Этап № 2. Актуализация знаний.
Прием "Цепочка признаков"
Учитель: Итак тема сегодняшнего урока – жанр портрета. Объект - портрет. Назовите любое имя признака. Внимание! Признак должен быть существенным, т. е. иметь только одно значение! Например,
Прием "Да-Нет"
Учитель загадывает один из видов портрета (н-р камерный). Учащиеся пытаются найти ответ, задавая вопросы, на которые учитель может ответить только словами: "да", "нет", "и да и нет". Например, "На картине только один человек изображен?" "-Да", "Человек изображен в полный рост?" "- Нет", и т.д.
Далее учитель сообщает о том, что урок будет проходить в форме игры-викторины. Для этого обучающиеся делятся на команды и выбирают членов жюри. Учитель знакомит с орг.моментами викторины. Используется интерактивная доска и заранее подготовленное приложение для интерактивной доски. После обсуждения вопроса викторины в команде, один представитель выходит к интерактивной доске и выполняет конкретное задание.
Этап № 3. Применение умений и навыков для определения пропорций построения головы человека и классификации портретного жанра в ходе игры-викторины
Жюри оценивает правильное выполнение каждого задания по критериям оценивания.
Задание 1. Команде № 1 даёт задание: «Определить к каким видам портретного жанра относятся формулировки на слайде»
Задание 2. Команде № 2: соединить изображение портрета с названием его вида. (Команда находит ошибки в рисунках № 2 (ухо нарисовано низко) и № 3 (несоразмерна верхняя часть головы).)
Задание 3. Команде № 3: найти ошибки, которые допустил художник в передаче пропорций построения головы человека.
Задание 4. Команда № 1 должна найти ошибки в рисунках на передачу пропорций построения головы человека. (Команда находит ошибки в рисунках № 1 (несоразмерно маленькая нижняя треть лица) и 3 (несоразмерно большая нижняя треть лица)).
Задание 5. Команде № 2: найти на слайде изображение парадного портрета и пояснить свой ответ (Команда находит изображение парадного портрета и поясняет ответ: «фигура нарисована в парадной одежде, с регалиями власти».)
Задание 6. Команде № 3: найти на слайде изображение семейного портрета и пояснить свой ответ. (Команда находит изображение семейного портрета и поясняет ответ: «на картине В, Боровиковского мы видим девушек-сестёр, занимающихся музыкой и пением».)
Задание 7 . Правильный ответ засчитается той команде, которая первой определит и сформулирует правильный ответ. На слайде нужно найти изображение камерного портрета. (Команда, первая определившая и сформулировавшая правильный ответ: «на слайде оба изображения являются камерными, так как на обоих портретах В. Тропинина люди изображены в домашнем платье на нейтральном фоне», получает дополнительный балл.)
Задание 8
А сейчас настало время проверить свои знания пропорций и построения головы человека в игре «верно-неверно». Командам будет зачитано по два высказывания, которые нужно определить как верные или неверные и пояснить свой ответ.
Команда 1
1.- Верно ли, что глаза находятся на средней линии лица? (Верно)
2.- Верно ли, что голова делится на четыре равные по высоте части? (Неверно. голова делится на три равные части: от подбородка до кончика носа, от кончика носа до бровей, от бровей до начала роста волос. Четвёртая часть от начала роста волос до верхней точки составляет половину одной третьей части.)
Команда 2
1.- Верно ли, что ухо находится напротив глаза и по высоте равно ширине глаза? (Неверно: ухо находится напротив носа и по высоте равно длине носа.)
2.- Верно ли, что ширина глаза равна расстоянию между глаз? (Верно)
Команда 3
1.- Верно ли, что ширину рта можно определить, проведя вертикальные линии от слезников до уголков губ? (Неверно: Ширину рта можно определить , проведя вертикальные линии от зрачков да уголков губ.)
2.- Верно ли, что ракурс, это мужской портрет? (Неверно: Ракурс – это поворот головы.)
А теперь отдохнем немного:
«Видит художник, смотрящий на нас
Сбоку – наш профиль, прямо – анфас (повороты головы).
Анфас – всё понятно: два уха, два глаза,
Можно увидеть все прелести разом.
Голову вверх мы поднимем сейчас,
Изменится ракурс портрета у нас.
Виден большим подбородок и рот,
Рисуется сложно такой поворот (наклоны головы назад).
Но вот подбородок к груди мы прижмём,
И ракурс портрета опять изменён.
Лицо в сокращенье, художник, учти,
Нам подбородок не виден почти (наклоны головы вперёд).
Весело мы головою вращаем,
А, значит, свой ракурс всё время меняем,
Но поворот как бы ни был сложен,
Нарисовать его мы с тобой сможем (круговые движения головы).
Задание 9. На экране (сл. 9-11) вопросы о жанре портрета в стихотворной форме. Команда 1 отвечает на вопросы (Портрет)
Задание 10. Для комады 2 вопросы на экране (сл.12-14). (ответ: «Парадный портрет)
Задание 11. Для команды 3 вопросы на экране (сл.15) (ответ: «Семейный портрет»)
Задание 12. На экране вопрос для всех команд (об автопортрете). Балл получает команда, первой давшая правильный ответ
Задание 13. На экране вопрос для всех команд (о камерном портрете). Балл получает команда, первой давшая правильный ответ
Задание 14.На экране вопрос для всех команд (об автопортрете). Балл получает команда, первой давшая правильный ответ
Этап № 4. Рефлексия
Подведём итоги игры-викторины и предоставим слово членам жюри, которые по критериям: «активность», «правильность ответов» и «слаженность команд», отметят работу всех команд и выделят лучшую. Происходит награждени победителей.
Прием "Телеграмма"
- Ребята, напишите самое важное (2-3 предложения), что вы уяснили с сегодняшнего урока, пожеления своему коллеге и передайте соседу справа по команде.
Домашнее задание (по выбору):
найти репродукции различных видов портретного жанра , приклеить их в альбом и подписать.
стать проводником новых знаний о жанре портрета в кругу своей семьи. Получить письменный отзыв от родителей о проведённой работе.