Официальный сайт graffitistudio 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Фольклор-народная мудрость.

Submitted by Надежда Николаевна Галкина on пн, 08/04/2013 - 11:55
Данные об авторе
Автор(ы): 
Галкина Надежда Николаевна
Место работы, должность: 
филиал МБОУ "Цнинская СОШ" №2 в селе Донское, учитель музыки
Регион: 
Тамбовская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
начальное общее образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Класс(ы): 
2 класс
Предмет(ы): 
Музыка
Цель урока: 

ЦЕЛЬ:Углубление знаний о связи русского фольклора и музыки русских композиторов.

Тип урока: 
Комбинированный урок
Учащихся в классе (аудитории): 
24
Используемые учебники и учебные пособия: 

Учебник «Музыка» для 2 класса Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. –М.: изд.»Просвещение», 2011

 

Используемая методическая литература: 

"Современный урок музыки"- Т. А. Затямина- М. "Глобус" ,2007г.

"Уроки музыки"- М. " Глобус"-2008г.

презентации

 

Используемое оборудование: 

Аккордеон

Компьютер

Мультимедийный проектор

Инструменты шумового оркестра

Используемые ЦОР: 

 Оркестр народных инструментов

 

 

Краткое описание: 
Урок проводится во 2 классе 3 четверти, раздел "Гори, гори ясно, чтобы не погасло!"Урок посвящен расширению и углублению знаний о связи русского фольклора и музыки русских композиторов.Богатство и выразительность музыкального фольклора, связанного с народными образами находит свое подтверждение на примере исполнения русских народных песен учащимися.

 Цель: " Расширение и углубление знаний о связи русского фольклора и музыки русских композиторов.

Задачи:

личностные:- развитие музыкально-образного мышления;

-развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования;

образовательные:-умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе познавательных мотивов и интересов;

-освоение жанрового и стилевого многообразия музыкального искусства.

развивающие:- развитие общих музыкальных способностей школьников( музыкальной памяти, слуха), ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения.

воспитательные:-воспитание потребности в общении с музыкальным искусством своего народа и разных народов мира.

коммуникативные:- умение выражать свои мысли;

-умение слушать и понимать собеседника;

- продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении различных творческих задач.

Основнные понятия и новые имена, изучаемые на уроке:- И. С. Козловский, тенор, фольклор,

 План урока:

1. Оргмомент.  Активизация внимания.

2. Актуализация знаний учащихся на уроке по теме.

3.. Изучение нового материала.

4.Обсуждение и решение проблем.

5. Решение учебных задач.

6. Контроль знаний, обратная связь.

7. Формирование умений задавать вопросы.

8. Рефлексия.

 

Ход урока:

1.Оргмомент .Активизация внимания.

На доске записана тема урока: " ............................... народная мудрость! "( прием - необъявленная тема)

Вход в класс под  р. н. п. " Бояре  а мы к вам пришли!"( в быстром темпе). при входе каждому раздается инструмент шумового оркестра.

Дорогие ребята! Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь, передайте частичку своего хорошего настроения другому.

Посмотрите, от ваших улыбок стало ярче, уютнее, светлее в классе! Я желаю, чтобы вы не только получили хорошие оценки и приобрели знания. но и ушли с сегодняшнего урока с новыми впечатлениями. Как вы, думаете, а зачем вам раздали инструменты?( играть,  чтобы веселее было и т. д.). Можно ли назвать их предметами народного творчества и почему?

Кто приготовил самостоятельно данный инструмент и какой. Помогал ли кто и чем? ). Молодцы!

Тема нашего урока на доске................народная мудрость. Необходимо заполнить в конце урока пропуск  в теме. ( фольклор-- народная мудрость). Как вы понимаете, что такое народная мудрость? Приведите примеры  из жизни.

2. Актуализация знаний учащихся на уроке по теме.

Тишина.

( Звучит произведение <<Зеленые ботинки>> )Фрагмент...
- Как называется?
- Какому народу принадлежит?
- Композиторская или . . . ?
- Есть ли интонации похожие на русскую народную музыку?
- По каким признакам определили?   - ( в припеве есть слоги. . .)

В народных песнях часто встречаются слоги, особенно в припеве. Если надо передать игривый характер – лирический, задушевный – а, о. . .
<<Зеленые ботинки>> - это современная песня или старинная?
Зачем нужны такие песни?
    Итак, сегодня мы продолжаем знакомиться с образами Древней Руси (в народной ) музыке и говорить о музыке ( все ) – русского народа. Нас сегодня ждет встреча с очень милым сказочным персонажем! С каким?-Загадка! Чтобы попасть на эту встречу  надо преодолеть припятствия! Готовы? Поехали!!!
  Итак, какую музыку мы можем слушать сегодня? Какие ее виды, жанры. . .
На нашем уроке мы попытаемся проследить за тем, что есть ли связь, общность между интонациями народной музыки и композиторской?

( класс  делится на 2 группы- мальчики, девочки.По очереди учитель задает вопросы каждой группе. За каждый правильный ответ- капитан группы-шаг вперед. ( прием " Шаг за шагом")

Блиц-опрос:
- Что мы называем духом русского народа? -Все-  (песню)
- Назовите жанры народных песен(
1. Трудовые
2. Праздничные
3. Хороводные и плясовые
4. Свадебные и протяжные
5. Ямщицкие и бурлацкие
6. Рекрутские и солдатские
7. Революционные и исторические
8. Обрядовые
9. Городские и частушки
10. Колядки

11. Былины

12.Лирические
- К какому жанру относятся
учитель    а) <<Гремела буря>>. . (учебник)
                   б) <<на крутом бережочке >>. . .
- приведите пример колядки ( собственного сочинения и народное )
Слушатели.
      А к какому жанру относится вот это произведение? Анализ. О чем? Характер? Лад? Исполнитель?

(Звучит "Ой, да ты,калинушка")          Лирическая,протяжная

-Композиторснная или народная?

-характер каков?

Эту песню называют еще рекрутской.В песне проводится поэтическое сопоставление:лист калины, оторвавшись от куста может уплыть и никогда не вернуться, так и солдаты, ушедшие куда? (служить в царскую армию), отрываются от семьи и тоже могут не вернуться к своим близким.

-Каким чувством проникнута песня? (глубокой тоски, безысходности судеб солдат,безыходного горя солдат, взятых на службу).

-лад? (минор)

-в каком исполнение прозвучала?  (солист+хор)

-у солиста был высокий или низкий голос?

Этот высокий голос называется =тенор= и принадлежит он великому оперному русскому певцу Ивану Козловскому.

         Что  характерно для русской народной лирической песни?   (кантилена...)

Сравним:    Прием" Послушать-сговориться-обсудить)

                      1. "Зеленые ботинки"

                       2. "Ой да ты,калинушка"

1. современная,веселая                               2. старинная,грустная

мажор ,хор                                                               минор. солист=хор

эстрадный оркестр                                                народных инструментов

удаль молодецкую                                              ширь души русской

          А что объединяет?          =обе русские=

ИСПОЛНИТЕЛИ

-гамма, 2-х голосие   (до-фа)

Посмотрим на нотную запись. Нотный фрагмент р. н. п. "  ой, вставала я ранешенько".Ой  Прочтите.

-споем по нотам.

-кому знакома мелодия? Как называется?

-композиторская ...

-как надо петь?

исполнение в группах.

- с помощью карточек покажите форму           =АВ=

- в каком регистре исполняли?

Молодцы! Со всеми трудностями справились!

3. Изучение нового материала.

              Это пример народной музыки, но мы знаем, что русская музыка может быть и композиторской.

-Каких русских композиторов вы знаете?

Посмотрите на доску. Задание называется "Найди ошибку"           (на доске)  

Я считаю, что!!!

 П.И. Чайковский                                                     С.С.Прокофьев

1. балет "Щелкунчик"                                                1. "Болтунья"

2. "Петя и волк"                                                             2. балет "Золушка"

3. балет "Лебединое озеро"                                  3. Финал 4-ой симфонии          

                                                                                                (р.и.п. "Во поле березка...")

                       А вы???    ТИШИНА!!!!!

(Звучит "Январь" из альбома "Времена года" П.И. Чайковского)

Месяц зимний

Месяц снежный

 Открывает первый год

И со снегом и морозом

В в гости к нам январь идет.

он на реках и озёрах

Всюду выстроил мосты

И одел пушистым снегом

Все деревья и кусты.

-Как вы думаете, музыка какого русского композитора сейчас звучит?

                               (...подпору и утешение)

                               П.И. Чайковский

-Как называется произведение?                             =Январь=" Времена года"

-А сейчас, тихо подошли к окошкам и давайте минуточку полюбуемся необыкновенной красотой зимнего убранства нашего школьного двора.

(Искрящийся снег, теплые белые шубы на деревьях,неугомонная детвора)

-Это классическое или народное произведение?

(совершенное)

вот видите ребята, в нашем сердце есть место и классической музыке и мы получаем не меньше удовольствия, чем от русской народной песни, здесь всё согласовано, гармонично соединены все элементы музыкальной речи: мелодия,ритм...

С каким образом Древней Руси познакомились на прошлом уроке? Что он представляет собой?       презентация          

                          ЗАКРЫЛИ ГЛАЗА

 -А сейчас у нас в классе появится музыкальная гостья.(Фантастическая добавка)

А что это за гостья - вы попробуйте определить сами.

                      -Что за героиня?

                      -Ее характер?

                      -Действия?

-Что музыка изображает и что выражает?

                                         Тишина!

-Давайте откроем дверь, чтобы наш русский дух был слышен издалека, а то, наверное, гостья заблудилась в сугробах

(Звучит   "Полет Бабы Яги")- в современной обработке-

И так, что это?

Слушаем дальше                         "Смех" Бабы -Яги

- Картинки ( леший, русалка, заяц, кикимора, Баба-Яга, домовой) .Кто же так заразительно смеется? А кто здесь лишний? (заяц)-прием(ассоциативный ряд).

-Послушайте, как Баба Яга смеется над вами (что не узнали, радуется встрече)!

-Что изображала в 1 фрагменте        -            (полет)

                           выражала(страх)

2 фрагмент          -            (изображала - смех, выражала - веселье)

-Каковы ее действия дальше?

3 фрагмент       -           (танцует)

-Посмотрите рисунки детей с Бабой Ягой.

-Ребята, в нашем случае Баба Яга - это старушка, деревенская бабуля в платочке, без зубов, с палочкой или же это современная дама (стильная штучка)

-Как догадались?            (эстрадный танец)

-Образ бабы Яги - это народный фольклор или же, действительно, живет такая особа?     

 (это образ, дошедший к нам из глубины веков).

Под этим именем почитали славяне адскую богиню, изображая её страшилищем, сидящей в ступе железной и имеющей в руках железный пест. И звали её - Ягая Баба.

Мы знаем Бабу Ягу по сказкам...-------КАКИМ? А вот послушайте какой предстала Баба Яга в музыке М.П. Мусоргского. Слушание и анализ произведения " Избушка на курьих ножках"- " Картинки с выставки"

-Композиторская в народном духе.                Почему?

(Слышим народные интонации и   образы Древней Руси).

Раньше, когда не было музыкальных инструментов, люди пользовались различными свистульками, погремушками, стучалками, т.е. то, что мы называем сегодня - шумовым оркестром. Взяли инструменты и попробовали изобразить придворных музыкантов Бабы Яги.

"Частушки" - исполнение по желанию      (импровизация).

4. Обсуждение и решение проблем.  Прием-" идеал"

Какие формы воплощения включает в себя освоение образцов русского музыкального фольклора?

Учащиеся обдумывают проекты будующих действий, выбирают способы, определяют средства. ( Для этого делятся на несколько подгрупп и распределяют между собой формы воплощения--------------пение,инструментальное музицирование, движение под музыку и использование элементов танцев, имитацию среды бытования, декоративное оформление слушаемой и исполняемой музыки(костюм), инсценирование, " разыгрывание" песен, игры народных праздников.- (привлечь родителей к данному виду деятельности).------------ Выбираются самые удачные работы.

5.Решение учебных задач. прием " рюкзак

В состав какого оркестра  ( симфонический, оркестр русских народных инструментов) входят инструменты?

скрипка, ложки. гармонь, флейта, кларнет, Фагот, рожок, балалайка и т. д.--------------- на доске 2 рюкзака, уч-ся поочередно подбегают к столу и берут картинки с изображениями инструментов- кладут их в соответствующий рюкзак.

Ребусы.

6.Контроль знаний, обратная связь.

-Русский народ - великий народ, рукодельный, творческий.

-Вспомните, как создавались русские народные песни.

-Имена русских композиторов известны во всем мире. Каких?

-С какими образами древней старины познакомились?

Назовите какой фольклорный образ можно встретить в опере Н.А, Римского-Корсакого "Снегурочка" (леший).

М.П..Мусоргского" Избушка на курьих ножках"-"картинки с выстакки" ( Баба Яга).

А.С. Даргомыжский ( русалочку).

А.К.Лядов (кикимору).

Музыкальный фольклор тесно переплетается с жизнью, бытом,народными традициями.

 - а мы с вами, зачем должны знаь русскую  фольклорную музыку?

(Потому что мы- русские. Кажый грамотный,образованный человек должен знать свою историю, музыку, традиции, должны гордиться своей страной и делать все для ее процветания.) Исполнение песни " Красно солнышко".

 А теперь, посмотрите на доску. Какое же слово надо дописать в теме нашего урока?--------- ФОЛЬКЛОР!!! откройте 58 страницу учебника. Прочтите-------------------Фольклор- народная мудрость.

7. Формирование умений задавать вопросы. прием" хочу спросить".( задают вопросы друг другу).

-Я хочу спросить-какие народные песни поются у вас  дома?   -Я хочу спросить-что для вас фольклор? ит. д..

Какой инструмент самый громкий?   

8.Рефлексия.   

   У вас на парте солнышко. Изобразите условно ваше настроение от урока. Дорисуйте у солнышко очертания рта: радость, грусть, безразличие.    

прием" Райтинг"    Учитель и ученик ставят оценки за урок.5/5 или 5/4. молодцы!!!

прием" Сообщи свое я".                                                                                                           

-Я сегодня узнал...

-Я хочу послушать.....

-я хочу  научиться...

-Я рад, что....

-Я удовлетворен....

Домашнее задание:-прием " Изобретательские задачи"

Придумайте-какой можно подарить подарок Бабе Яге, чтобы она всегда оставалась бы доброй, веселой, озорнрй.( Стихи сочинить, подарить песню, рисунок, поделку, сделанную своими руками и т. д..)

 Выход из класса под песню " Бояре, а мы к вам пришли".

Прикрепленный файл Size
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ЛЕШИЙ.ppt 7.99 MB
Картинки.doc 278 KB

»  Tags for document:
»  Размещено в сообществах:   

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн