Submitted by Надежда Николаевна Галкина on пн, 08/04/2013 - 11:55
Цель: " Расширение и углубление знаний о связи русского фольклора и музыки русских композиторов.
Задачи:
личностные:- развитие музыкально-образного мышления;
-развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования;
образовательные:-умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе познавательных мотивов и интересов;
-освоение жанрового и стилевого многообразия музыкального искусства.
развивающие:- развитие общих музыкальных способностей школьников( музыкальной памяти, слуха), ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения.
воспитательные:-воспитание потребности в общении с музыкальным искусством своего народа и разных народов мира.
коммуникативные:- умение выражать свои мысли;
-умение слушать и понимать собеседника;
- продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении различных творческих задач.
Основнные понятия и новые имена, изучаемые на уроке:- И. С. Козловский, тенор, фольклор,
План урока:
1. Оргмомент. Активизация внимания.
2. Актуализация знаний учащихся на уроке по теме.
3.. Изучение нового материала.
4.Обсуждение и решение проблем.
5. Решение учебных задач.
6. Контроль знаний, обратная связь.
7. Формирование умений задавать вопросы.
8. Рефлексия.
Ход урока:
1.Оргмомент .Активизация внимания.
На доске записана тема урока: " ............................... народная мудрость! "( прием - необъявленная тема)
Вход в класс под р. н. п. " Бояре а мы к вам пришли!"( в быстром темпе). при входе каждому раздается инструмент шумового оркестра.
Дорогие ребята! Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь, передайте частичку своего хорошего настроения другому.
Посмотрите, от ваших улыбок стало ярче, уютнее, светлее в классе! Я желаю, чтобы вы не только получили хорошие оценки и приобрели знания. но и ушли с сегодняшнего урока с новыми впечатлениями. Как вы, думаете, а зачем вам раздали инструменты?( играть, чтобы веселее было и т. д.). Можно ли назвать их предметами народного творчества и почему?
Кто приготовил самостоятельно данный инструмент и какой. Помогал ли кто и чем? ). Молодцы!
Тема нашего урока на доске................народная мудрость. Необходимо заполнить в конце урока пропуск в теме. ( фольклор-- народная мудрость). Как вы понимаете, что такое народная мудрость? Приведите примеры из жизни.
2. Актуализация знаний учащихся на уроке по теме.
Тишина.
( Звучит произведение <<Зеленые ботинки>> )Фрагмент...
- Как называется?
- Какому народу принадлежит?
- Композиторская или . . . ?
- Есть ли интонации похожие на русскую народную музыку?
- По каким признакам определили? - ( в припеве есть слоги. . .)
В народных песнях часто встречаются слоги, особенно в припеве. Если надо передать игривый характер – лирический, задушевный – а, о. . .
<<Зеленые ботинки>> - это современная песня или старинная?
Зачем нужны такие песни?
Итак, сегодня мы продолжаем знакомиться с образами Древней Руси (в народной ) музыке и говорить о музыке ( все ) – русского народа. Нас сегодня ждет встреча с очень милым сказочным персонажем! С каким?-Загадка! Чтобы попасть на эту встречу надо преодолеть припятствия! Готовы? Поехали!!!
Итак, какую музыку мы можем слушать сегодня? Какие ее виды, жанры. . .
На нашем уроке мы попытаемся проследить за тем, что есть ли связь, общность между интонациями народной музыки и композиторской?
( класс делится на 2 группы- мальчики, девочки.По очереди учитель задает вопросы каждой группе. За каждый правильный ответ- капитан группы-шаг вперед. ( прием " Шаг за шагом")
Блиц-опрос:
- Что мы называем духом русского народа? -Все- (песню)
- Назовите жанры народных песен(
1. Трудовые
2. Праздничные
3. Хороводные и плясовые
4. Свадебные и протяжные
5. Ямщицкие и бурлацкие
6. Рекрутские и солдатские
7. Революционные и исторические
8. Обрядовые
9. Городские и частушки
10. Колядки
11. Былины
12.Лирические
- К какому жанру относятся
учитель а) <<Гремела буря>>. . (учебник)
б) <<на крутом бережочке >>. . .
- приведите пример колядки ( собственного сочинения и народное )
Слушатели. А к какому жанру относится вот это произведение? Анализ. О чем? Характер? Лад? Исполнитель?
(Звучит "Ой, да ты,калинушка") Лирическая,протяжная
-Композиторснная или народная?
-характер каков?
Эту песню называют еще рекрутской.В песне проводится поэтическое сопоставление:лист калины, оторвавшись от куста может уплыть и никогда не вернуться, так и солдаты, ушедшие куда? (служить в царскую армию), отрываются от семьи и тоже могут не вернуться к своим близким.
Этот высокий голос называется =тенор= и принадлежит он великому оперному русскому певцу Ивану Козловскому.
Что характерно для русской народной лирической песни? (кантилена...)
Сравним: Прием" Послушать-сговориться-обсудить)
1. "Зеленые ботинки"
2. "Ой да ты,калинушка"
1. современная,веселая 2. старинная,грустная
мажор ,хор минор. солист=хор
эстрадный оркестр народных инструментов
удаль молодецкую ширь души русской
А что объединяет? =обе русские=
ИСПОЛНИТЕЛИ
-гамма, 2-х голосие (до-фа)
Посмотрим на нотную запись. Нотный фрагмент р. н. п. " ой, вставала я ранешенько".Ой Прочтите.
-споем по нотам.
-кому знакома мелодия? Как называется?
-композиторская ...
-как надо петь?
исполнение в группах.
- с помощью карточек покажите форму =АВ=
- в каком регистре исполняли?
Молодцы! Со всеми трудностями справились!
3. Изучение нового материала.
Это пример народной музыки, но мы знаем, что русская музыка может быть и композиторской.
-Каких русских композиторов вы знаете?
Посмотрите на доску. Задание называется "Найди ошибку" (на доске)
Я считаю, что!!!
П.И. Чайковский С.С.Прокофьев
1. балет "Щелкунчик" 1. "Болтунья"
2. "Петя и волк" 2. балет "Золушка"
3. балет "Лебединое озеро" 3. Финал 4-ой симфонии
(р.и.п. "Во поле березка...")
А вы??? ТИШИНА!!!!!
(Звучит "Январь" из альбома "Времена года" П.И. Чайковского)
Месяц зимний
Месяц снежный
Открывает первый год
И со снегом и морозом
В в гости к нам январь идет.
он на реках и озёрах
Всюду выстроил мосты
И одел пушистым снегом
Все деревья и кусты.
-Как вы думаете, музыка какого русского композитора сейчас звучит?
(...подпору и утешение)
П.И. Чайковский
-Как называется произведение? =Январь=" Времена года"
-А сейчас, тихо подошли к окошкам и давайте минуточку полюбуемся необыкновенной красотой зимнего убранства нашего школьного двора.
(Искрящийся снег, теплые белые шубы на деревьях,неугомонная детвора)
-Это классическое или народное произведение?
(совершенное)
вот видите ребята, в нашем сердце есть место и классической музыке и мы получаем не меньше удовольствия, чем от русской народной песни, здесь всё согласовано, гармонично соединены все элементы музыкальной речи: мелодия,ритм...
С каким образом Древней Руси познакомились на прошлом уроке? Что он представляет собой? презентация
ЗАКРЫЛИ ГЛАЗА
-А сейчас у нас в классе появится музыкальная гостья.(Фантастическая добавка)
А что это за гостья - вы попробуйте определить сами.
-Что за героиня?
-Ее характер?
-Действия?
-Что музыка изображает и что выражает?
Тишина!
-Давайте откроем дверь, чтобы наш русский дух был слышен издалека, а то, наверное, гостья заблудилась в сугробах
(Звучит "Полет Бабы Яги")- в современной обработке-
И так, что это?
Слушаем дальше "Смех" Бабы -Яги
- Картинки ( леший, русалка, заяц, кикимора, Баба-Яга, домовой) .Кто же так заразительно смеется? А кто здесь лишний? (заяц)-прием(ассоциативный ряд).
-Послушайте, как Баба Яга смеется над вами (что не узнали, радуется встрече)!
-Ребята, в нашем случае Баба Яга - это старушка, деревенская бабуля в платочке, без зубов, с палочкой или же это современная дама (стильная штучка)
-Как догадались? (эстрадный танец)
-Образ бабы Яги - это народный фольклор или же, действительно, живет такая особа?
(это образ, дошедший к нам из глубины веков).
Под этим именем почитали славяне адскую богиню, изображая её страшилищем, сидящей в ступе железной и имеющей в руках железный пест. И звали её - Ягая Баба.
Мы знаем Бабу Ягу по сказкам...-------КАКИМ? А вот послушайте какой предстала Баба Яга в музыке М.П. Мусоргского. Слушание и анализ произведения " Избушка на курьих ножках"- " Картинки с выставки"
-Композиторская в народном духе. Почему?
(Слышим народные интонации и образы Древней Руси).
Раньше, когда не было музыкальных инструментов, люди пользовались различными свистульками, погремушками, стучалками, т.е. то, что мы называем сегодня - шумовым оркестром. Взяли инструменты и попробовали изобразить придворных музыкантов Бабы Яги.
"Частушки" - исполнение по желанию (импровизация).
4. Обсуждение и решение проблем. Прием-" идеал"
Какие формы воплощения включает в себя освоение образцов русского музыкального фольклора?
Учащиеся обдумывают проекты будующих действий, выбирают способы, определяют средства. ( Для этого делятся на несколько подгрупп и распределяют между собой формы воплощения--------------пение,инструментальное музицирование, движение под музыку и использование элементов танцев, имитацию среды бытования, декоративное оформление слушаемой и исполняемой музыки(костюм), инсценирование, " разыгрывание" песен, игры народных праздников.- (привлечь родителей к данному виду деятельности).------------ Выбираются самые удачные работы.
5.Решение учебных задач.прием " рюкзак
В состав какого оркестра ( симфонический, оркестр русских народных инструментов) входят инструменты?
скрипка, ложки. гармонь, флейта, кларнет, Фагот, рожок, балалайка и т. д.--------------- на доске 2 рюкзака, уч-ся поочередно подбегают к столу и берут картинки с изображениями инструментов- кладут их в соответствующий рюкзак.
Ребусы.
6.Контроль знаний, обратная связь.
-Русский народ - великий народ, рукодельный, творческий.
-Вспомните, как создавались русские народные песни.
-Имена русских композиторов известны во всем мире. Каких?
-С какими образами древней старины познакомились?
Назовите какой фольклорный образ можно встретить в опере Н.А, Римского-Корсакого "Снегурочка" (леший).
М.П..Мусоргского" Избушка на курьих ножках"-"картинки с выстакки" ( Баба Яга).
А.С. Даргомыжский ( русалочку).
А.К.Лядов (кикимору).
Музыкальный фольклор тесно переплетается с жизнью, бытом,народными традициями.
- а мы с вами, зачем должны знаь русскую фольклорную музыку?
(Потому что мы- русские. Кажый грамотный,образованный человек должен знать свою историю, музыку, традиции, должны гордиться своей страной и делать все для ее процветания.) Исполнение песни " Красно солнышко".
А теперь, посмотрите на доску. Какое же слово надо дописать в теме нашего урока?--------- ФОЛЬКЛОР!!! откройте 58 страницу учебника. Прочтите-------------------Фольклор- народная мудрость.
7. Формирование умений задавать вопросы.прием" хочу спросить".( задают вопросы друг другу).
-Я хочу спросить-какие народные песни поются у вас дома? -Я хочу спросить-что для вас фольклор? ит. д..
Какой инструмент самый громкий?
8.Рефлексия.
У вас на парте солнышко. Изобразите условно ваше настроение от урока. Дорисуйте у солнышко очертания рта: радость, грусть, безразличие.
прием" Райтинг" Учитель и ученик ставят оценки за урок.5/5 или 5/4. молодцы!!!
Придумайте-какой можно подарить подарок Бабе Яге, чтобы она всегда оставалась бы доброй, веселой, озорнрй.( Стихи сочинить, подарить песню, рисунок, поделку, сделанную своими руками и т. д..)
Выход из класса под песню " Бояре, а мы к вам пришли".