Submitted by Александра Иванова on вс, 07/04/2013 - 17:46
Тема: «Русские народные музыкальные инструменты.»
Цель урока:
Ввести детей в мир народных музыкальных инструментов, показать их самобытность и место в жизни русского человека, познакомить с приёмами исполнительского развития в народной музыке. Задачи: Обучающие
1.Учить различать тембры музыкальных инструментов, запоминать их названия.
2.Обучать навыкам исполнения музыки по несложным оркестровым партитурам используя музыкальные инструменты (ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ, ТРЕЩОТКА, свирели, рожок ) .
3.Откликаться на изменение характера музыки и средств музыкальной выразительности различными приёмами игры на музыкальных инструментах. Развивающие
1.Развивать у детей тембровый и ритмический слух, исполнительское мастерство.
2.Развивать у обучающихся осознание значимости коллективного исполнения музыки, при этом, не умаляя значения личного вклада каждого исполнителя.
3.Развивать их логическое мышление, память, умение работать в группе и индивидуально. Воспитательные
1.Через народное устное творчество (сказку), формировать интерес к русской музыкальной культуре.
2.Воспитывать любовь и уважение к традициям и истории своей страны.
Тип урока:
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний Форма урока:
сказка-игра.
Примечание:
урок сопровождает презентация, выполненная учителем музыки в формате
Power Point.
Ход урока.
1. Организационный.
Вход детей под музыку «Полянка» в исполнении оркестра русских народных инструментов. 2. Актуализация знаний. Учитель: прием "Фантастическая добавка"
Дорогие ребята! В начале нашего урока вы услышали русскую народную музыку. Русский народ – самый талантливый в мире .Сколько красивых песен сочинили русские люди, сколько придумали и смастерили музыкальных инструментов, а сколько волшебных русских сказок знаем мы с вами!
Сегодняшний урок мы с вами проведем с музыкальной сказкой, герои которой будут не совсем обычные- это музыкальные инструменты. Учитель: Называется она так: «Сказка про то, как умные и полезные вещи стали музыкальными инструментами». Эта сказка поможет нам в изучении темы нашего урока: «Русские народные музыкальные инструменты».На нашем уроке вы не только услышите сказку, но и познакомитесь с названиями народных музыкальных инструментов, услышите их голоса, а также научитесь играть на них.
3.Объяснение нового материала.
Примечание: учитель, рассказывает, ученикам сказку сопровождая свой рассказ показом презентации. Учитель: Прежде чем начать рассказывать сказку, давайте разделимся на 3 команды. Назовем мы наши команды названиями тех инструментов, с которыми сегодня познакомимся.1-«Деревянные ложки», им мы раздадим ложки, 2-«Рубель и трещотки», им тоже в руки дадим их инструмент, и 3-«Рожок», они получают его в свою команду. Я рассказываю сказку ,а вы слушаете и соревнуетесь.Прием "Игровая цель"
-1 Конкурс называется «Сообщение»-домашняя заготовка.( Команды заранее готовят сообщение о скоморохах, о гуслях и о балалайке.)Прием "Своя опора"
-2 Конкурс капитанов называется «Артист».( Выбираются капитаны, им сразу же дается задание: во время сказки нужно вовремя вставить фразы, которые написаны на листках. Задача, как можно артистичней произнести их и в нужное время. Поэтому каждая команда внимательно слушает сказку. Команды получают несколько строчек ,написанных на листке(деление по рядам).
-3 Конкурс «Оркестровая партитура»
-4 Конкурс « Вариация »
Оцениваться конкурсы будут смайликами. Какая команда наберет больше всех улыбающихся смайликов, та и выиграла.
Итак… сказка начинается. Давно это было. Жили - поживали себе в небольшой деревушке в деревянной избушке умные и полезные вещи: ложки деревянные, рубель, трещотка и рожок. Учитель: Жили они в большой дружной семье. С раннего утра и до позднего вечера умные и полезные вещи трудились, не покладая рук вместе со своими хозяевами. Деревянные ложки варили на кухне щи да кашу, а потом кормили всю семью вкусным обедом. Рубель - помогал хозяйке дома стирать и гладить бельё, чтобы все в семье были чистыми и опрятными. Рожок – вместе с хозяином дома ранним утром выгонял стадо коров и овец на луг, а вечером, своим громким голосом созывал всё стадо домой. Трещотка – охраняла сады и огороды от непрошенных птиц, чтобы они не испортили урожай плодов и ягод. Так и жили они все вместе до поры до времени. Примечание: во время рассказа учитель показывает эти музыкальные шумовые инструменты и знакомит обучающихся с их тембрами (голосами). Учитель: Однажды в той деревушке появились скоморохи.
-А вы знаете кто такие скоморохи? (Сообщение команды)1команда
Так в старинные времена на Руси называли бродячих артистов, певцов и музыкантов. Скоморохи шли по улице с весёлой песней.
Вся деревня собралась, чтобы посмотреть на весёлое представление скоморохов. Примечание: этот слайд, сопровождает, музыкальное сопровождение - р.н.м. «И шли, вышли веселые», в исполнении фольклорного ансамбля «Скоморошина». Учитель: В руках скоморохов пели, звенели, бренчали и играли музыкальные инструменты. Были среди них гусли и балалайка.
-А вы знаете что это за инструменты?
-Сообщения-справки детей(краткий рассказ об этих народных инструментах)2 и 3 команды. Учитель:Умные и полезные вещи остались дома, но и до них, доносились звуки задорной музыки и весёлые песни скоморохов, потешавших народ. Вскоре наступил вечер, и скоморохи попросились переночевать к хозяевам той самой избушки, в которой жили умные и полезные вещи. После ужина, когда гости и хозяева уснули, вещи решили поговорить с музыкальными инструментами. (Конкурс капитанов)
1к. «Деревянные ложки»«Как вам живётся у своих хозяев скоморохов?» - спросили деревянные ложки у музыкальных инструментов. Учитель:«Весело живётся», - ответила балалайка, весёлая болтунья. «Везде бываем, песней звонкой народ потешаем». 2к. «Трещотка и рубель»«А мы, никогда дальше своей деревни не бывали», - отозвались трещотка и рубель. Учитель:Тут в разговор вступили гусли. «За песни да за пляски весёлые любят нас на Руси. Везде встречают, да привечают. Мы, своей музыкой, людям радость приносим!».
3к «Рожок»«Ой!», - воскликнул рожок. «Как бы и нам, хотелось тоже всем людямрадость приносить».
Учитель: «Так давайте вместе с нами по белу свету путешествовать. Вместе, у нас ещё веселей да лучше музыка звучать станет» - пропели гусли и балалайка. Так и решили умные и полезные вещи стать музыкальными инструментами, чтобы не только пользу людям приносить, но и радость им дарить.
С тех самых пор, путешествуют они вместе большой дружной семьёй. И семья их стала называться – оркестром русских народных музыкальных инструментов.
Давно уже нет на свете ни той деревушки, ни деревянной избушки, ни скоморохов, а музыка в исполнении русских народных инструментов продолжает звучать и приносить радость всем, кто её слышит.А вы, ребята, слышали голоса музыкальных инструментов в оркестре?Ответы детей.
Примечание: этот слайд сопровождает р.н.п. «Полянка» в исполнении народного оркестра. Учитель кратко рассказывает о составе народного оркестра, акцентирует внимание детей на звучании голосов музыкальных инструментов.
Учитель: А сказка наша продолжается. Не сразу научились музыкальным премудростям в оркестре рубель, ложки, трещотка и рожок. Узнали они, что все инструменты разговаривают между собой на особом языке. А называется тот язык – оркестровая партитура.
Следующий конкурс «Оркестровая партитура» Прием "Шаг за шагом"
Учитель: Если, музыкальный инструмент не научится разговаривать и понимать этот язык, то музыка не получится красивой и ладной. Мы можем с вами сами в этом убедиться! Будем сами исполнять народную музыку.
Учитель: Попробуйте поиграть на своих инструментах. Прислушайтесь, как звучат их голоса. (Дети играют сначала одним инструментом(по командам), затем все одновременно) Учитель: У каждого инструмента в оркестре своя мелодия. Если музыкант будет играть по оркестровой партитуре свою мелодию точно, то он не будет мешать остальным музыкантам. Соединяясь вместе, все мелодии создадут в музыке красоту и созвучие. Посмотрите, как выглядит партитура в записи. Примечание: учитель поясняет ученикам особенности записи музыки в партитуре на примере русской народной песни «Василек». Разучивает с ребятами ритмический аккомпанемент: сначала отдельно с каждым « музыкантом», а затем, со всеми вместе. 4. Игра на музыкальных шумовых инструментах по ритмической партитуре.
Примечание: используется запись р.н.п. «Василек» в исполнении оркестра русских народных инструментов. В исполнении музыки участвуют ученики, играющие на деревянных ложках, свирели, рожке, трещотках. Учитель: Музыканты - народ творческий. Каждый раз, исполняя музыкальную мелодию, они старались немного изменить её, добавив в неё новые музыкальные краски. Для этого они использовали голоса ранее не звучавших инструментов, изменяли ритмическое сопровождение мелодии, исполнял её в разных регистрах.
Давайте и мы, попробуем исполнить нашу мелодию ещё раз, но по-другому, внеся в неё изменения. Учитель: Такое повторное исполнение мелодии с изменениями в музыке, называется - вариацией.
Следующий конкурс« Вариация »
Примечание:
р.н.п. «Василек» исполняется ещё раз с изменениями. 5.Рефлексия. Закрепление полученных знаний. Учитель: Ребята! Вы сегодня познакомились с русскими народными музыкальными инструментами. Узнали историю их появления и значения в жизни человека, услышали их голоса, научились играть на них с использованием оркестровой партитуры. А теперь, я предлагаю вам вспомнить, как называются музыкальные инструменты, о которых мы с вами говорили на уроке.
- Какие бы вопросы вы хотели задать друг другу по теме урока? (Прием «Хочу спросить?») (Каждая команда придумывает вопрос по пройденной на уроке теме и задает его другой)Проверкой для вас станет музыкальное лото-загадка. На ваших партах лежит набор картинок с изображением русских народных музыкальных инструментов. На экране появятся загадки о них, а вы отвечайте поднятием картинки-ответа на эти загадки. Примечание: Участвуют все команды.
6.Заключительный этап.
Учитель: Наш сказочный урок подошёл к своему завершению.У нас у команд одинаковое количество смайликов, а это значит победила дружба,но ведь и не могло быть иначе,т.к. сказки хорошо заканчиваются. Сказка сегодня была весь урок с нами. Она рассказывала нам об оркестре русских народных музыкальных инструментов, учила понимать особый язык музыкальных инструментов – оркестровую партитуру. Сказка помогла вам в соревновании, научила исполнять музыку по-разному, с вариациями, т.е. каждый раз добавляя нечто новое в её звучание.
С помощью сказки вы научились слушать и понимать музыку, быть внимательнее и добрее по отношению друг к другу, и мне кажется, что мы должны сказать сказке сегодня «спасибо» за то, что она нас многому научила. А что может быть лучше, чем песня в вашем исполнении?Прием "До и после" Исполняется песня «Свирель да рожок» Учитель: Спасибо всем ребятам за замечательное исполнение песни. За урок ставлю всем пятерки. Домашнее задание: нарисовать любой русский народный инструмент. Наш урок окончен. До новых встреч со сказкой! Примечание: Дети выходят из класса под музыку в исполнении оркестра русских народных инструментов. Приложение: Свирель да рожок. Композитор: Чичков Ю. Автор слов: Синявский П. 1 куплет. Жили – были пастух да пастушка,
Жили – были свирель да рожок.
На свирели играла подружка,
На рожке откликался дружок. Припев: От напевов рожка и свирели
Земляничкины щечки алели,
Были речки синей, а березки светлей,
Колокольчик звенел веселей.
Были речки синей, а березки светлей,
Колокольчик звенел веселей. 2 куплет. Выходили грибы на опушку,
Выбегали цветы на лужок,
Где гуляли пастух да пастушка,
Где играли свирель да рожок. Припев: 3 куплет. То малиновкой в роще звенели,
То летели стрижом в облака
Камышовые трели свирели
И кленовые песни рожка