Представим, что мы стоим с вами перед огромным зданием со сверкающими буквами “МУЗЫКА”. Множество дверей распахнуто настежь под разными вывесками: “Симфоническая музыка”, “Народная музыка”, “Эстрадная музыка”. У каждого входа народ толпится, – где больше, где меньше.
Как вы думаете, из какой двери доносится эта музыка? («Симфоническая музыка»)
Мы должны непременно попасть туда. А войти в эту дверь непросто – нам нужно заполнить волшебную корзину, которую самый главный враг Музыки Шум опустошил!
Прием «Корзина идей, понятий, имён».(Идет актуализация имеющегося у детей опыта и знаний. На доске нарисован значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают о симфонической музыке).
Что же мы положим в эту корзину? (оркестр, дирижер, скрипка, альт, виолончель, контрабас; флейта, кларнет, гобой, фагот; труба, тромбон, валторна, туба; литавры, барабан, треугольник, тарелки, бич, гонг и т.д.)
Но перед дверью стоит строгий контролёр Скрипичный Ключ, который проверяет ваши знания.
Приём «Шаг за шагом» (блиц-опрос)
Что такое оркестр?
Что такое симфонический оркестр?
Самый главный человек в оркестре?
Перечислите группы симфонического оркестра.
Какие инструменты звучат при вдувании в них воздуха?
Назови самые большие инструменты симфонического оркестра?
Ура! Вы правильно ответили на все вопросы. Для того, чтобы открылась заветная дверь, осталось совсем немного. Нужно разобрать все инструменты по группам.Несмотря на то, что в симфоническом оркестре огромное количество музыкальных инструментов, все они разделены на четыре большие группы.
Дидактическая игра «Кто, где живёт?» Давайте вспомним эти группы и распределим по ним все инструменты. Нам в этом поможет игра «Кто, где живёт?» Правила игры таковы: вы должны выстроить на цветных карточках (это группы симфонического оркестра) цепочку необходимых инструментов (4 учащийся выполняют задание у доски, у каждого своя группа инструментов).
Молодцы! Вы замечательно справились со всеми трудностями, стоящими перед нами. А теперь внимание! Слышите?....
= звучит музыка: Людвиг ван Бетховен - Фрагмент из ''Пасторальной симфонии''
Из открывающейся перед нами двери звучат волшебные звуки музыки симфонического оркестра. Мы заходим в страну симфонической музыки….
Каких только инструментов здесь нет! Все они распределены в строгом порядке. Теперь мы видим, как выглядит симфонический оркестр, какой тут порядок – у каждой группы инструментов своё место. Но ещё есть не разгаданная тайна в этом оркестре!...
3. Открытие новых знаний.
Когда мы слышим игру на каком-нибудь инструменте, музыка пробуждает наши чувства: радость или печаль, тревогу или покой… Не задумывались ли вы над тем, что музыкальные инструменты своим характером, поведением удивительно похожи на людей?!
Каждый из них – важная персона! Они могут быть общительны или замкнуты, говорливы и молчаливы; внешне блестящие, громогласные или невзрачные, с тихими голосами. Одни из них больше любят рассказывать о ярких героических событиях, другие чаще повествуют о тишине лесов и полей…
= звучит музыка Жорж Бизе - Увертюра к опере ''Кармен''
Что же помогает инструментам быть такими разнообразными? (их голоса, размер, материал изготовления)
Что такое тембр инструмента? (Это «голос» инструмента.)
Тембр – это окраска звука, он используется как важное средство музыкальной выразительности. Сегодня на уроке мы будем слушать голоса инструментов симфонического оркестра и попытаемся определить их тембр звучания. Не секрет, что у каждого инструмента, у каждой группы симфонического оркестра есть свой тембр.
= звучит музыка: Антонио Вивальди - Весна(из цикла ''Времена года'')
Струнная группа - фундамент, основа оркестра. Эти инструменты обладают поистине бесценными качествами: мягкостью, напевностью, теплотой и ровностью тембра.
Скрипка— звук ее нежный, легкий и певучий, обладает в то же время удивительной сочностью и компактностью. Скрипке поручаются развернутые сольные партии.
Альт - тон у него матовый, грудной. Солирует альт в оркестре довольно редко.
Виолончель - тембр ее — теплый, сочный, выразительный; «грудное» звучание инструмента часто сравнивают с человеческим голосом.
Контрабас - тембр у контрабаса — густой, «вязкий».
Деревянная духовая группа – она обладает специфическими качествами — силой и компактностью звучания, яркими красочными оттенками.Голоса их очень схожи с человеческими .
Флейта-пикколо - тембр ее пронзительный, резкий.
Флейта – звук легкий и звонкий, а в верхнем регистре - свистящий, холодный.
Гобой - звучит по-разному. Верхние звуки его пронзительны, крикливы, нижние — резки и грубоваты, а средний регистр — сочный, очень выразительный (правда, несколько гнусавого оттенка). На гобое великолепно звучат протяжные лирические мелодии.
Кларнет - звучание теплое, ясное, а в самом верхнем регистре — пронзительное
Фагот — самый низкий по звучанию и самый крупный по величине инструмент в группе деревянных духовых. Тембр фагота мрачный, резкий, чуть хриплый Инструмент звучит то гнусаво, то насмешливо, то несколько «ворчливо», то печально.
Медная духовая группа- она вносит в оркестр новые яркие краски, придаёт звучанию мощь и блеск.
Валторна- тембр её мягкий, певучий, богатый красками.
Труба-окраска тембра яркая, праздничная, звонкая. Трубе часто поручаются четкие военных сигналы.
Тромбон- инструмент низкого регистра и грозного, «массивного» тембра. Звучит мощно и увесисто
Туба— самый низкий по звучанию медный духовой инструмент. Тембр ее очень густой, насыщенный и глубокий.
Итак, современный симфонический оркестр — это гигантский звуковой организм, в котором переплетено множество различных голосов.
= звучит музыка: Н. Римский-Корсаков «Испанское каприччио»
Ребята, вы очень хорошо справились с этим заданием, а по тембру вы сможете узнать инструменты симфонического оркестра? Сейчас мы с вами послушаем звучание некоторых инструментов и постараемся дать характеристику их тембров.
Пластическое интонирование
В этом нам поможет ваше воображение: вы должны жестами, движениями рук показать тот инструмент, звучание которого вы услышите. (звучат музыкальные примеры, учащиеся имитируют игру на них)
1. П. Чайковский Третья сюита для оркестра (скрипка)
2. П. Чайковский Симфония №5.(валторна)
3. К. Сен-Санс «Слон» из сюиты «Карнавал животных» (контрабас)
4. И. С. Бах сюита №2 (флейта)
5. Д. Шостакович симфония №1 IIIч (виолончель)
6. Д.Шостакович симфония №7 Iч (фагот)
7. Л. Бетховен увертюра «Леонора» № 3 (труба)
8. П. Чайковский симфоническая фантазия «Франческа да Римини» (кларнет)
9. М.П. Мусоргский - М.Равель «Быдло» из «Картинок с выставки» (туба)
Молодцы! Теперь я уверена, что в стране симфонической музыки вы не заблудетесь.
5. Вокальная работа.
А сейчас пришло время подкрепить наш материал песней эстонского народа «У каждого свой музыкальный инструмент»
О каких музыкальных инструментах в ней поётся? (волынка, дудка, рожок)
Могут ли они жить в симфоническом оркестре? (Нет)
Почему? (Это народные инструменты)
На что нужно обратить внимание при исполнении данной песни?
( на танцевальный характер)
Выразительное исполнение песни на два голоса.
6.Закрепление знаний и умений учащихся по изучаемому материалу.
Молодцы, ребята! Хорошо справились с работой над песней, а сейчас для того, чтобы закрепить умение слушать и отличать инструменты симфонического оркестра, мы с вами познакомимся с симфонической сказкой Сергея Прокофьева «Петя и Волк». Это повествование о мальчике Пете, который проявляет храбрость и смекалку, спасает своих друзей и захватывает волка
Нам эта пьеса поможет определить различные инструменты, т.к. каждый персонаж в ней представлен определённым инструментом и отдельным мотивом: например, Петя - струнные инструменты , Птичка - флейта в высоком регистре, Утка – гобой, Дедушка – фагот, Кошка – кларнет, Волк – валторна. После ознакомления с представленными инструментами, постарайтесь запомнить, как звучит каждый инструмент.
6. Подведение итогов.
Приём технологии критического мышления.
Подведём итог:
Заполните:
1.Мне понравилось на уроке…
2. Я сегодня узнал…
3.Я хочу ещё послушать…
4.Я хотел бы научится играть на…
Сегодня мы с вами узнали много нового о симфоническом оркестре. Эти знания нам пригодятся, чтобы ещё лучше понимать язык музыки.
Домашнее задание: сравнить свой тембр голоса, своих родственников с тембрами музыкальных инструментов и записать их в тетрадь.