Воспитание толерантности
посредством ознакомления с разными национальностями.
Виноградова Лариса Петровна воспитатель МДОУ детский сад комбинированного вида №5 «Умка»
16 ноября с 1995 года ежегодно отмечается международный день толерантности.
По данным последней переписи населения на территории Балаковского района проживает более 105 национальностей. Несмотря на кажущееся благополучие, отношения между представителями разных национальностей далеки от совершенства. И если крупных национальных конфликтов нет, в обычной жизни многие представители национальностей, порой испытывают значительные проблемы, возникающие из-за несформированности у них толерантности. Толерантность – терпимость к чужому мнению и поступкам, к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, идеям, верованиям. Можно выделить следующие признаки нетерпимости:
· амбициозность;
· настороженность в общении;
· раздражение;
· повышенную чувствительность;
· резкие эмоциональные взрывы (негодование, ненависть);
· дискриминирующее поведение;
· тактику запугивания;
· негативные высказывания;
· агрессивную и враждебную позицию.
Умение общаться друг с другом, находить компромисс в создавшейся ситуации люди учатся еще в детстве. В зависимости от того, какие отношения складываются у сегодняшних дошкольников в общении со сверстниками, взрослыми, внешним и внутренним миром, зависит их поведение в обществе и отношение к этому обществу. Именно поэтому сегодня такое большое значение приобретает воспитание толерантности. В этой работе моя главная задача – освещение жизни представителей разных национальностей, утверждение ценностей толерантности и культурного многообразия, ценностей семьи. Мое обращение к проблеме толерантности связано и с тем, что я работаю с детьми, у которых проблемы со зрением. Таких детей немало, и они наиболее уязвимы.-
Дети, воспитанные на традициях миролюбия, интернационализма, любви к людям, приобщенные к истокам народной культуры возьмутся за руки и уверенно пойдут по жизни вместе.
На данном этапе жизни нормой каждого человека – должна стать толерантность. Помочь разным по мировоззрению, непохожим друг на друга людям жить в мире рядом. Правительством России принята Федеральная программа «Формирование установок толерантного поведения и профилактики экстремизма в российском обществе».
Работая с детьми, стараюсь в их сознание внести образы мира, дружбы, сотрудничества, терпимости и доброты. Считаю, что только таким образом можно заложить фундамент нового миролюбивого и созидательного поколения. Понятие «толерантность» должно стать основой новой идеологии, которая включает понятия: личность, семья, гражданство, общество. Формирование толерантности должно стать важнейшим направлением в гуманистическом воспитании.
Интернациональные чувства только зарождаются в раннем возрасте, и хотя они элементарны по своим проявлениям, но важны для дальнейшего формирования личности. В своей работе с детьми взяла за основу следующее содержание:
а) формирование представлений ребенка о себе, как уникальной, неповторимой личности;
б) развитие представлений о других людях на основе сопоставления себя с ними, выделения сходства и различия; формирую понятия о том, что люди не похожи друг на друга, но все они равны;
в) воспитание у детей уважения и терпимости к людям расовой и национальной принадлежности, социальной, внешнего облика и физического недостатка;
г) сообщение знаний об окружающем мире в соответствии с базисной программой (особенности культуры, быта, уклада, семейной жизни);
д) воспитание жизненной позиции: проявление критичности, проявлении терпимости, уважение традиций и культуры других; без конфликтов решать возникшие проблемы.
Основные направления в работе:
а) всестороннее развитие и воспитание ребенка во всех видах деятельности, создание атмосферы добра и взаимопонимания;
б) гармонизация отношений с целью постижения детьми науки жить среди людей;
в) концентрация внимания детей на общности культур разных народов в процессе их знакомства с художественной литературой, фольклором и искусством;
г) взаимодействие с семьей;
д) примеры братства народов, подвигов во имя людей: сегодняшние войны и их последствия (беженцы, гуманитарная помощь) – открывают страницы межнационального родства;
е) организация детских праздников – богатейшего материала для воспитания добра, а также проявления заботы о детях.
Чтобы сформировать личность для последующей успешной жизнедеятельности в условиях неоднородной этнической среды организовала в группе развивающую предметную среду этнокультурной направленности. Собраны материалы: дидактические пособия и игры, что является важным условием формирования этнокультурной осведомленности детей; игровые атрибуты; рукотворный наглядный материал. У детей раннего возраста уже пробуждается чувство симпатии к ребятам других национальностей. Этому способствуют куклы в национальных костюмах . Костюм – явление культуры, тесно связанное с ее духовными, эстетическими, социальными особенностями. Через знакомство с костюмом вполне можно представить образ человека, того времени. Исторический костюм связан с религиозными представлениями, многовековой обрядовой традицией .
Предметная среда выполняет две функции: информативную и развивающую. За основу создания предметно-пространственной среды взяла следующие принципы:
- принцип творчества и активности в деятельности;
- принцип разнообразия (сказки народов, рассматривание картин и иллюстраций, выставка детских работ, костюмы, куклы в национальных костюмах, образцы национальных костюмов, открытки, фотографии, орнаменты элементов национальных костюмов для сюжетно ролевых игр, предметы быта, вышитые и вязаные салфетки, рушники, народные игры и шапочки для них, наборы для вышивания).
Наладила связь с Балаковским центром народного творчества, который находится по адресу: Н.Леонова 64, директор – Шмелева Татьяна Васильевна.
Была приглашена группа представителей разных национальностей (русские, татары, башкиры, украинцы, немцы) во главе с заведующей отделом национальной культуры Соловьевой Ларисой Владимировной.
Гости приветствовали детей на своем родном языке и подробно рассказали о своем национальном костюме. Дети с азартом откликались на просьбы гостей, примеряли с удовольствием, внимательно рассматривали элементы костюмов. Дружно водили хоровод под русскую народную песню и пытались подпевать. Играли в народную украинскую игру «Жмурки», предварительно выбрав считалкой на украинском языке водящего. Услышали татарскую и немецкую песни, увидели башкирскую пляску. Потом отправились на самолете в Германию на ярмарку, где увидели связанные салфетки, оплетенные бисером яйца, игрушку-памятник Бременским музыкантам. Встреча закончилась общим большим хороводом с такими словами: «Так давайте устроим большой хоровод, чтобы люди земли с нами встали в него. Чтоб повсюду звучал только радостный смех, пусть без слов станет песня понятна для всех.» Таким образом дети включены в окружающее социокультурное пространство, дающее возможность познакомить с работой общественных организаций .
Для формирования знаний основ культуры других народов в учебно-воспитательном процессе использую разные формы. В первую очередь занятия, включающие различные виды деятельности:
1) познавательную: Например: чтение сказок и былин, рассматривание картин и иллюстраций, отгадывание загадок о предметах быта, знакомство с пословицами и приметами; составлений рассказов «Письмо другу или бабушке», беседы «Мы все разные, но мы все равны», «Я, ты, он, она – вместе дружная семья», «Разноцветная планета», «Вместе жить и работать легче», «Родина моя – бескрайняя Россия» .
На примере сказок решаем проблемные ситуации.
Ситуация 1.
В сказке «Золушка» мачеха и сестры не взяли Золушку на бал с собой, потому что она была у них служанка. Как бы ты поступил на месте мачехи?
Варианты ответов:
- не взял, так как Золушка ходила в старом и грязном платье;
- не хватило на нее приглашения;
- взял бы с собой, потому что все люди равны.
Ситуация 2.
Обитатели птичьего двора в сказке «Гадкий утенок» обижали утенка за то, что он был некрасивым, никто с ним не дружил. Как бы ты поступил?
Варианты ответов:
- я поступил также;
- не дружи, но не обижай;
- несмотря на разную внешность, все равны, дружил бы.
Ситуация 3.
В сказке «Сивка-бурка» старшие братья не взяли Иванушку с собой в город, потому что его считали маленьким и глупым.
Варианты ответов:
- также как братья;
- взял бы с собой Иванушку;
- оставил бы дома, но сказал: «Остаешься за хозяина».
- художественно-изобразительную: рисование «Моя семья», лепка по сказке «Три медведя», аппликация «Коврик», рисование «Кукла в национальном костюме», «Кремлевская башня», лепим матрешек, разрисовывание яиц, знакомство с народным промыслом.
- музыкальную: участие в проведении народных праздников, пение песен народов, слушание мелодий, разучивание элементов народных танцев, игра на народных инструментах.
- ручной труд: изготовление обрядовой русской куклы, подарков, пряников из соленого теста, конструирования жилья.
- развлекательную: «Осенняя ярмарка», «Масленица», «Новый год», «Пасха», «Весела была беседа» (традиции русского народа) .
6) игровую: разучивание народных игр, в сюжетно-ролевой игре «Почта» развивает интерес к людям живущим в разных уголках России и мира, в «Ателье» шьют костюмы, в сюжетно-ролевой игре «Путешествие» продолжает знакомить с традициями народностей.
Детская игра «Старинное - нестаринное» по типу «Съедобное - несъедобное» направлена на дифференциацию предметов быта и одежды. Например: лапти, косоворотка, прялка – это старинные вещи, а стиральная машина, футболка – современные. Или «Отбери нужное», игра «Чем мы похожи». Например: «Игорь, выйди, пожалуйста ко мне, потому что мы живем на одной улице», или «у нас с тобой один цвет глаз». Игра с перфокартой. Тема «Особенности быта народов России» .
Задание 1. Скажи, что нарисовано на картинках, и каким народам принадлежат эти предметы.
Задание 2. Объедини в одну группу жилища - синим карандашом, средства передвижения – красным, изделия народных мастеров – зеленым.
Задание 3. Соедини предметы, принадлежащие русскому народу; предметы, используемые на Кавказе; предметы Севера.
Игра «Разложи картинки на 2 группы»
В 1-ую все то, что можно отнести к русской культуре (вещи, предметы быта, кулинарные блюда, сказочные герои), а во 2-ую все то, что относится к нерусским культурам.
(терем, сарафан, ларец, балалайка, Василиса Прекрасная)
( сакля, гондола, лаваш, гитара, красная Шапочка)
2)Беседы: «Что такое семья?», «Мой край», «Портрет Земли», «Письмо бабушке».
3)Концерты, встречи, театрализованные представления по знакомым сказкам, инсценировки приема гостей, посиделки.
4)Экскурсии на культурные объекты, прогулки на которых проверяет знания народных примет, загадывает загадки.
Представления детей о Родине, особенностях быта, труда, искусства разных народов нашей страны не только уточняются во всех видах деятельности, закрепляются в игре, но и обогащаются, творчески перерабатываются и в последствии должны стать основой поведения и убеждений.
В дальнейшей своей работе планирую использовать метод моделирования и конструирования и заполнение карты. Заполнение карты России (есть на группе), а в последующем и мира будет являться обобщением знаний детей об этнической культуре. Дети должны отразить символами, схематично особенности культуры. Например: ваза, фейерверк как знаки того, что именно в Китае изобрели порох и фарфор или рис – традиционная пища китайцев.
Рисование на карте символов новогодних традиций других народов. Например, на Кубе, когда часы бьют 12 раз, жители с каждым ударом часов съедают по виноградинке (виноград, циферблат). В Италии под Новый год выбрасывают старые вещи из окон (окно, разбитая тарелка). В Венгрии обязателен на столе новогоднем жареный или шоколадный поросенок (плитка шоколада, поросенок).В Иране – должны быть семь блюд с едой, начинающей на букву С ( 7 тарелок с буквой С). Соседний народ Дагестана встречает Новый год весной в день весеннего равноденствия (между 21 и 23 марта). В этот день прыгают через костры, готовят пшеничную кашу и пельмени. В России – символы елка, часы, свечи, фейерверк, серпантин.
В конце года посетили с детьми Балаковский центр народного творчества, чтобы познакомиться с национальными предметами быта, костюмами, с традициями встречи Нового года народами Поволжья.
Реализуя намеченный план, повысит уровень и качество сформированности этнокультурной осведомленности. Дети, соприкасаясь с народным искусством и традициями, становятся участниками в праздниках. Воспитывая чувство симпатии, уважения и дружеского отношения к другим народам духовно обогащается ребенок.
В дальнейшем буду стараться ориентировать детей на деятельную любовь к людям, на доброжелательность, терпимость к недостаткам и ошибкам окружающих; на уважение личности и чужого мнения; на способность просить прощение и прощать; не отвечать злом на зло; проявлять заботу и сострадание.
За многие годы проживания народов на одной территории, в одном государстве, произошло взаимопроникновение культур этих народов. Поэтому некоторые праздники совпадают и по времени , и по смыслу. Детям дошкольного возраста, может быть, еще трудно понять их смысл, но они уже в состоянии почувствовать его торжественность, наполненность добротой и любовью, заинтересоваться его истоками.
«Народ, который не знает своей культуры и истории,- презрен и легкомыслен» - писал Н.М.Карамзин.
Успешность социализации подрастающего поколения с учетом полиэтнического характера среды зависит от многих факторов, в том числе и от моей профессиональной подготовки. Поэтому буду продолжать изучать психоло-педагогическую, научно-популярную и нормативно-правовую литературу; своевременно посещать курсы повышения квалификации.
|