Официальный сайт ysaa 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Мастер - класс "Воспитание доброты".

Submitted by Галина Александровна Гусева on вс, 07/04/2013 - 16:04

 

Мастер – класс (выступление перед родителями)

Учитель: Гусева Г. А.

Тема: ВОСПИТАНИЕ ДОБРОТЫ.

Самой трудной и самой значительной деятельностью учителя я считаю воспитательную.

На наших глазах коренным образом меняется школа: меняются содержание образования, цели, средства.

Утрата обществом идеалов больно ударила по школе и семье. Педагогическая практика показала, что иные родители стремятся дать своим детям установку – приспосабливаться к «обстановке момента», к сегодняшним реалиям жизни. «Сейчас выживают дельцы и циники, - откровенно заявляют они учителям, - а вы настраиваете наших детей на абстрактную  доброту и гуманность». И вот родители меняют свою «воспитательную стратегию». Их внимание концентрируется не на том, что ребёнок узнал в школе, насколько интересными оказались знания, полученные на уроках. Их больше беспокоит отметка. «Что мне твои знания. Ты хорошие отметки добывай. Любой ценой» - можно услышать от некоторых родителей. Иногда в ход пускаются грубость, брань, оскорбления. Не секрет, что сегодня общение в семье буквально зациклилось на материальном. И это можно понять. Жизнь семьи очень трудна, и речь порой идёт о её выживании. Но есть и сомнение. Дело в том, что подобные разговоры ведутся большей степенью в семьях, где имеется немалый достаток. А рядом дети, они дышат тем же воздухом, черпают образцы подражания, как правило, из взрослых разговоров, поступков, стиля той жизни, которую наблюдают в семье и начинают «заболевать» теми же «болезнями», которыми страдают взрослые.

Возникает вопрос: « Как воспитывать детей, когда общество больно, когда утрачены идеалы, чувства уважения к людям, нравственные ценности?» Об этом – вольно или невольно – задумываются сегодня и учителя, и родители, и сами дети.

Вот поэтому нравственное воспитание учащихся – одна из важнейших задач школы. Развивать в каждом ученике неповторимую человеческую индивидуальность, ориентировать их на высокие нравственные ценности, активную гражданственность, социальное творчество – всегда было главной заботой классного руководителя.

Что же такое нравственные ценности? На мой взгляд, нравственные ценности – это те ценности, которые действуют в любом обществе: это доброта, милосердие, готовность помочь попавшему в беду, скромность, мужество, справедливость, а отсюда вытекают более глобальные нравственные ценности: Жизнь, Красота, Человек, Труд, Познание, Добро. Способность радоваться жизни и умение мужественно переносить трудности закладывается в раннем детстве. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает, а достичь им нужно многое. Чтобы стать добрым к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня.

Каким будет завтрашний день наших детей, зависит во многом от взрослых. Очень хочется, чтобы детство наших детей было счастливым. Взгляните на детские рисунки. Там всегда нарисовано большое оранжевое солнце, синее-синее небо, густая зелёная трава. Удивительное восприятие мира у наших детей! И нам, взрослым, важно найти гармонию между нашей взрослой успокоенностью и ребячьей взволнованностью, чтобы не погасли искорки доверия и взаимопонимания в глазах наших детей.

Поэтому, анализируя современное состояние общественной жизни, посчитала самым важным в своей работе – воспитание доброты у детей. Детским душам (да и взрослым тоже) сейчас так не хватает доброты и милосердия. Личность человека открыта и добру, и злу. Силы добра в ней требуют раскрытия. Соединение личности с добром и составляет основную цель процесса воспитания.

Цель данной воспитательной работы: воспитать в ребёнке чувства доброты, отзывчивости, сострадания, научить радоваться успехам своих товарищей, достойно переживать свои неудачи и быть рядом, когда неудача у другого.

Существуют различные пути формирования нравственных ценностей в воспитательном процессе: через учебное содержание, методы, формы организации учебной работы (парная, групповая, индивидуальная; урок, экскурсия, опыты, игры и т.д.), через характер общения учителя и учащихся, через общение детей между собой, через организацию внеклассной работы.

(Здесь перечисляются формы и методы работы учителя с учениками в школе)

Все ориентировочные мероприятия исходят из детских желаний, предложений, советов. Я ничего насильно не навязываю детям, каждое моё предложение обсуждается совместно и если оно одобряется, то я включаю его в свою программу. Основные направления моей программы: «Я, моя семья, мои друзья», «Я, мы и природа», «Мой край родной», «Воспитание здорового образа жизни», «Патриотическое воспитание».

Мне хотелось бы подробнее остановиться на первом направлении «Я, моя семья, мои друзья». Ведь семья – самое главное в жизни для каждого из нас. Семья – это близкие и родные люди. Те, кого мы любим, с кого берём пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе, уважению и добру. Ласковое прикосновение, нежный голос матери, состояние физического комфорта, удобства, вкусная пища, совместное участие в игре с близкими, их улыбка, одобрение… - это всё создаёт ощущение защищенности, надёжности, спокойствия, доброго расположения ко всем, уверенности в собственной нужности. Отсутствие отрицательных эмоций даёт возможность закрепиться положительным и пробуждает желание поделиться ими с другим.

Мне хотелось бы сегодня с вами немного поговорить о доброте и добрых делах, и рассказать о некоторых путях ориентации младших школьников на нравственные ценности. Что такое добро? Это всё доброе, хорошее, положительное, красивое, всё, что является благом для другого. Весна, солнце, улыбка, мама, учитель.

Что же есть зло? Это нечто противоположное добру: это беда, несчастье, всё плохое. Мы с вами живём на планете Земля. Коль существует на нашей планете добро и зло, значит, люди могут творить и добрые, и злые дела.

Ваши дети задавали вам вопрос, да и вы сами задумывались над таким вопросом «Зачем я появился на свет?». А. М. Горький сказал «Необходимо, чтобы человек понимал, что он творец и господин жизни, что на нём лежит ответственность за все несчастия на земле и, что ему принадлежит слава за всё доброе, что есть в жизни». Народная мудрость гласит «Посади дерево, вырасти ребёнка, построй дом». В простоте этой истины сокрыто глубинное понимание духовности и дан ответ на поставленный вопрос.

«Посади дерево»- сохрани, люби и обнови природу – живой организм, внутри и благодаря которому человек живёт и без которого просто погибнет.

«Вырасти ребёнка»- сотвори дух тебе подобный, несущий в мир любовь, добро и красоту, а для этого:

«Построй дом»- не жилище, а храм своей души – выпусти на волю то божественное начало, которое в тебе заложено от рождения, не загуби его алчностью, невежеством, эгоизмом, ненавистью, завистью, злостью.

- Не это ли добро?

Знаете ли вы историю слова «ДОБРО»? Это слово является исконно русским. Доброжелательность всегда ценилась русским народом. Об этом  мы можем судить по огромному количеству пословиц и поговорок. Вы слышали такие выражения, как «Дать добро» и «Получить добро».

«Дать добро»- это дать согласие, разрешение, одобрение.

«Получить добро»- получить одобрение, разрешение, согласие.

Давайте поиграем «Собери пословицу» (две команды)

«Человек живёт век, а доброе дело – два».

«Не одежда красит человека, а его добрые дела».

Научите детей любить животных и природу. Любить – значит, прежде всего, жалеть. Любовь без жалости не любовь, а только желание иметь, обладать. Коли не жалеет, значит не любит. И доброта и безжалостность воспитываются с самого раннего детства. Ребёнок не родится добрым или злым и не наследует гены доброты или злобы. Таких генов не существует. Существуют гены темперамента, но они могут создать и героя, и бандита. Воспитывает всё, с чем соприкасается растущий человек: и люди, и быт, и сумма жизненных обстоятельств. Надо знать, что перевоспитывать куда труднее, чем воспитывать.

Многие родители часто жалуются, что они работают, заняты и им некогда заниматься воспитанием ребёнка.  Чтобы убедиться, сколько времени в течение дня у родителей приходится на воспитание, лучше всего пронаблюдать один день жизни ребёнка в семье. Начать его нужно с пробуждения.  Во многих семьях оно проходит по будильнику. Вот здесь последует первая рекомендация: исключить будильник из каждодневного пользования им. Как утверждают учёные, каждый звонок будильника – это значительный стресс для организма. Возникает вопрос, как поступить, чтобы без будильника встать вовремя, не проспать. Здесь вступает в силу обычная логика: мы ежедневно встаём в одни и те же часы. Следовательно, пусть выполняют свою функцию биологические часы. Пусть организм привыкает сам просыпаться в одно и то же время. Но для этого надо вовремя ложиться спать. Это «вовремя» для каждого индивидуально. Каждому человеку для ночного отдыха нужна своя продолжительность сна.

Вторая рекомендация связана с тем, кто первым встаёт в семье (задать вопрос родителям). На этот вопрос многие дети отвечают: «Мама», иногда «Бабушка». Для нравственного здоровья детей, для обеспечения жизнедеятельности семьи должны вставать поочерёдно, то мама, то папа. Такая семейная традиция наглядно позволит детям наблюдать и убеждаться, что папа любит, бережёт и жалеет маму. Он делит с ней тяжёлый труд по обслуживанию семьи, тем более, что учёными зафиксировано: бытовой труд в семье по затрачиваемой энергии равен труду каменщика. Подключение папы к бытовому труду обязывает детей тоже принимать в нём посильное участие. Наступает время будить детей. Очень важно, чтобы родители вспомнили все ласковые слова, которые они когда-то говорили своим маленьким детям. К ласковым словам нужно добавить поцелуй. От того, с каким настроением проснётся ребёнок, зависит весь его день.

Сколько раз в день вы целуете или обнимаете своего ребёнка? Боязнь избаловать, вытеснила родительскую ласку, а призывы относиться к детям как к равным воспринимаются слишком буквально. Известный американский хирург Роберт Мак сказал: «Для того чтобы просто существовать, ребёнку требуется четыре объятия в день, для нормального же развития – двенадцать».

(Коротко о моментах утренних гигиенических процедур и завтраке)

Очень важно как прощаются дети и другие члены семьи, уходя в школу и на работу. Нередко, уходят из дома молча,  хлопнув дверью. А ведь, сколько добрых слов: «В добрый час», «В добрый путь», «Всего доброго» или «Добро пожаловать». Почему не ввести их в семейную традицию. Вернуть в семейный обиход поцелуй, сделать его обязательным, традиционным. Это утреннее общение. Оно длится, максимум 1ч – 1,5ч. Затем совместная дорога в школу. Это тоже общение, разговор по душам, ненавязчивые советы, родительские оценки поведения собственного ребёнка и его друзей.

Родителям надо научиться правильно встречать детей после уроков. Мы задаём традиционный вопрос: «Какие оценки получил?», а лучше спросить: «Как прошёл день?», «Что хорошего в школе?». В вечерние часы приобщить детей к бытовому домашнему труду. Вместе отдохнуть, поужинать. И конечно, день должен закончиться для ребёнка, как и начаться утро – ласковыми словами, поцелуем, пожеланием доброго сна, хорошего отдыха. Именно эти условия оказываются трудными для выполнения самими родителями, так как выключить телевизор и создать в квартире условия для отдыха детей подчас выше родительских сил.

 Итак, учёные посчитали, что на воспитание остаётся 17 минут. Но это время, которое родители тратят на нотации, а они малоэффективны. Родители воспитывают детей не только во время своего присутствия, но и отсутствия. Если родители поздно возвращаются домой в связи с работой, то возникает гордость за родителей. В другом случае – обида за то, что семью и детей променяли на друзей. Поэтому семейное воспитание – это не морали и нотации, а весь образ жизни и образ их мыслей, это постоянное общение с детьми при условии соблюдения правил поведения, общения и морали. Воспитывают иногда даже молчанием, взглядом мимикой, шуткой или грустью.  «Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому: родители пример тому!» (Раздаются тесты родителям, которые они могут взять домой)

А теперь я расскажу вам о некоторых приёмах, которые прививают доброту. Их можно использовать дома.

Большую воспитательную роль выполняет художественная литература. Это произведения о природе и животных К. Д. Ушинского, К. Паустовского, Г. Скребицкого, И. Тургенева, В. Бианки, которые выполняют свою роль косвенными путями. Через переживания, соучастие.  Учитель спросит ученика: «Что ты понял из прочитанного? А мама с сыном заплачут на последних страницах «Белого пуделя», прижмутся друг к другу, и ни о чём не надо будет говорить. И, может, воспоминания об этом горько-сладком миге останутся с сыном надолго, уйдут с ним во взрослую жизнь и будут волновать сердце внезапной тёплой волной до седин. А память это сохранит и через десятилетия произведёт в точности ощущение мягких, но надёжных маминых рук, прижимающих и ласкающих. Большие возможности для нравственного воспитания содержат произведения В. Осеевой.

 Необычайна глубина сказок – о дружбе, о семье, о благородстве, о взаимопомощи. Главной темой русских народных сказок всегда была тема  добра и зла. В сказках встречаются добрые и злые герои. Сейчас мы поиграем в игру. Я буду называть сказочного героя, а вы будете отвечать, добрый он  или злой. Если добрый, вы радостно хлопаете в ладошки, а если злой – закрываете лицо ладошками. (Иван-царевич, Кощей Бессмертный, Золотая рыбка, Дюймовочка, Карабас-Барабас, Красная Шапочка, Водяной, Баба-Яга, Золушка, Морозко, Мальвина.)

А можно организовать дома «Театр-экспромт». В пьесе должно быть много сменяющихся действий, чтобы развитие событий было неожиданным и в итоге весёлым и чуть смешным. Сюжет не должен быть известен ни детям, ни зрителям, ни актёрам. Действующими лицами являются и люди, и звери, и растения, и вещи, и природные явления, такие, как ветер, светила, облака. Давайте разыграем такой спектакль. С помощью прописной буквы обозначаем персонажей этого представления. «…Ночь. Завывает Ветер. Раскачиваются деревья. Между ними пробирается вор, он ищет конюшню, где спит Конь… Вот и конюшня. Спит Конь, ему что-то снится, он слегка перебирает копытами и тоненько ржёт. Недалеко от него пристроился на жердочке Воробей, он дремлет, иногда открывает, то один, то другой глаз, на улице на привязи спит Пёс… Деревья шумят, из-за шума не слышно, как вор пробирается в конюшню. Вот он хватает Коня за уздечку… Воробей зачирикал тревожно… Пёс заливается лаем. Выбежала из дома хозяйка, заохала, закричала. Она зовёт мужа. Выскочил с ружьём в руках хозяин… Вор убегает. Хозяин ведёт Коня в стойло. Пёс прыгает от радости. Воробей летает вокруг. Деревья шумят, и Ветер продолжает завывать… Хозяин гладит коня, бросает ему сена. Всё успокаивается. Спит Пёс. Дремлет Воробей на своём прежнем месте. Стоя засыпает Конь, он изредка вздрагивает и тихо ржёт…Занавес.

Можно провести деловую игру «За круглым столом». Одни участники защищают хищников, другие обвиняют. Одна группа утверждает, что волки полезны, они уничтожают больных животных. Лисицы имеют прекрасную шкурку и т. д. Другая группа говорит, что хищников надо уничтожать, они истребляют всё живое, даже нападают на человека. В итоге приходим к выводу: в природе всё взаимосвязано, уничтожение в цепочке одного звена приведёт к гибели всей жизни. Земля – общий дом человечества.

Игра «Колодец желаний» не только развивает у детей воображение, фантазию, помогает разобраться в своих чувствах, но и показывает, что у них есть большое желание приносить людям радость, делать добрые дела. Предлагаете детям вообразить, что они находятся у колодца, где загадываются желания. Дети должны по очереди дополнять следующие желания: «Если бы я был животным, то я бы был…, потому что…»

Например: «Если бы я была цветком, я была бы розой, потому что она красивая и радует всех»,

«Если бы я была цветком, я была бы ромашкой, я бы накормила всех пчёлок» ,

«Если бы я был цветком, то я был бы кактусом, потому что его никто не может обидеть»,

«Я бы был крапивой, потому что она всех лечит».

Беспокоят такие ответы детей, которые мечтают стать цветком росянкой, который поедает насекомых, потому что он никого не боится, а его боятся все.

Старайтесь на праздники, дни рождения и т.д. изготовить игрушки, подарки, открытки своими руками. Это тоже воспитывает в детях доброту, щедрость души, умение наслаждаться окружающим миром.

 

 

 

 

 

 

 

 

Надо отметить те фразы, которые наиболее часто употребляете в общении с детьми.

1.     Сколько раз тебе повторять! (2)

2.     Посоветуй мне, пожалуйста. (1)

3.     Не знаю, что бы я без тебя делал(а)! (1)

4.     И в кого ты только уродился! (2)

5.     Какие у тебя замечательные друзья! (1)

6.     Ну на кого ты похож(а)!(2)

7.     Я в твоё время! (2)

8.     Ты моя опора и помощник(ца)!(1)

9.     Ну что за друзья у тебя! (2)

10.           О чём ты только думаешь! (2)

11.           Какая ты у меня умница!(1)

12.           А ты как считаешь, сыночек (доченька)? (1)

13.           У всех дети как дети, а ты? (2)

14.           Какой ты у меня сообразительный(ая)! (1)

Теперь подсчитайте общее количество баллов и найдите ответ. Конечно, вы понимаете, что наша игра лишь намёк на действительное положение дел, ведь какой вы родитель, не знает никто лучше вас самих.

 

7 – 8 баллов.Вы живёте с ребёнком душа в душу. Он искренне любит и уважает вас. Ваши отношения способствуют становлению его личности.

9 – 10 баллов.Непоследовательны в общении с ребёнком. Он уважает вас, хотя и не всегда с вами откровенен. Его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств.

11 – 12 баллов.Вам необходимо быть к ребёнку повнимательнее. Вы пользуетесь у него авторитетом, но, согласитесь, авторитет не заменит любви, развития вашего ребёнка.

13 – 14 баллов.Вы и сами чувствуете, что идёте по неверному пути. Между вами и ребёнком существует недоверие. Пока не поздно, постарайтесь уделять ему больше внимания, прислушайтесь к его словам!

 

Тест «Детей воспитывают родители. А родителей?»

А) Могу и всегда так поступаю. (3 балла)

Б) могу, но не всегда так поступаю. (2 балла)

В) Не могу. (1 балл)

 

Можете ли вы:

1. В любой момент оставить все свои дела и заняться ребёнком?

2. Посоветоваться с ребёнком, невзирая на его возраст?

3. признаться ребёнку в ошибке, совершенной по отношению к нему?

4. Извиниться перед ребёнком в случае своей неправоты?

5. сохранить самообладание, даже если поступок ребёнка вывел вас из себя?

6. Поставить себя на место ребёнка?

7. Поверить хотя бы на минуту, что вы добрая фея (прекрасный принц)?

8. Рассказать ребёнку поучительный случай из детства, представляющий вас в невыгодном свете?

9. Всегда воздерживаться от употребления слов и выражений, которые могут ранить ребёнка?

10. Пообещать ребёнку исполнить его желание за хорошее поведение?

11. Выделить ребёнку один день, когда он может делать, что желает, и вести себя, как хочет, и ни во что не вмешиваться?

12. Промолчать, если ваш ребёнок ударил, грубо оттолкнул или просто незаслуженно обидел другого ребёнка?

13. Устоять против детских просьб и слёз, если уверены, что это каприз или просто прихоть?

 

От 30 до 39 баллов.Ребёнок – самая большая ценность в вашей жизни. Вы стремитесь не только понять, но и узнать его, относитесь к нему с уважением, придерживаетесь наиболее прогрессивных принципов воспитания и постоянной линии поведения. Другими словами, вы действуете правильно и можете надеяться на хорошие результаты.

 

От 16 до 30 баллов.Забота о ребёнке для вас вопрос первостепенной важности. Вы обладаете способностями воспитателя, но на практике не всегда применяете их последовательно и целенаправленно. Порой вы чересчур строги, кроме того склонны к компромиссам, которые ослабляют воспитательный эффект. Вам следует серьёзно задуматься над своим подходом к воспитанию ребёнка.

 

Менее 16 баллов. У вас серьёзные проблемы с воспитанием ребёнка. Вам недостаёт либо знаний, либо желания и стремления сделать ребёнка личностью, а возможно, того и другого. Советуем обратиться за помощью к педагогу и психологу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Доброе слово человека, что дождь в засуху»

«Спешите делать добро»

«Будь добрым с тем, кто от тебя зависит»

«Доброта лучше красоты»

«Доброта – язык, на котором немые могут говорить, а некоторые глухие слышать»

«Кто слишком долго думает о том, чтобы делать добро, тому нет времени быть добрым»

«Доброе слово лечит, злое калечит»

«Злой не верит, что есть добрый»

«Добрая слава лежит, а худая бежит»

«Доброго чтут, а злого жалуют»

«Добряк добро творит, быть может, и, не зная, что от этого болит душа у негодяя»

 

Человек живёт век, а доброе дело – два.

Не одежда красит человека, а его добрые дела.

Н  В  Д  Д  Д  В  К  К 

 

В  П  Х  Х

 

 

«Ничто не обходится нам так дёшево и не ценится так дорого, как вежливость и доброта»

Мигель Сервантес

«Истинная доброта заключается в благожелательном отношении к людям»

Жан Жак Руссо

«Чтобы оценить доброту в человеке, надо иметь некоторую долю этого качества в самом себе»

Вильям Шекспир

«Знания должны увеличиваться с добротой»

Фазиль Искандер

 

«Чем человек умнее и добрей, тем больше он замечает добро в людях»

Блез Паскаль

«Лучшее, что храню в себе, это живое чувство к добрым людям»

Михаил Пришвин

 

 

 

«Доброта. Вот качество, которое я желаю приобрести больше всех других»

Лев Толстой

 

 

 

 

 

 

 

 

 


»  Tags for document:

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн