Развитие творческих способностей детей 2-3 лет посредством аппликации в технике бумагопластики
Submitted by Татьяна Михайловна Григорьева on Sat, 06/04/2013 - 12:18
Воспитание творческого отношения к делу (умение видеть красоту в обыденных вещах, испытывать чувство радости от процесса труда, желание познать тайны и законы мироздания) – одна из наиболее сложных и интересных задач современной педагогики. И хотя в народе говорят: «Век живи - век учись», важно не пропустить тот период в жизни ребёнка, когда формируются основные навыки и умения, среди которых центральное место отводится воображению, фантазии, интересу к новому. Ели эти качества не развивать в дошкольном периоде, то в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции, а значит, обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, к творческой деятельности.
В настоящий момент педагогу необходимо так организовать образовательный процесс, чтобы он полно отвечал возрастным и индивидуальным особенностям детей, способствовал развитию творческих способностей дошкольника. Для этого важно подобрать наиболее эффективные средства обучения и воспитания на основе современных педагогических технологий.
Анализируя воспитательно-образовательную работу в первой младшей группе дошкольного учреждения, мы пришли к выводу, что реализация программных задач в области «Художественное творчество», а именно в таких видах детской деятельности, как рисование и лепка, в недостаточной мере способствует развитию творческого потенциала ребенка. Поэтому в работе с детьми раннего дошкольного возраста мы решили использовать технику «бумагопластика».
Бумажная пластика – это синтез разных видов изобразительной деятельности: аппликации, рисования и конструирования из бумаги.
Бумагопластика открывает детям волшебный мир бумаги, ведь ребенок знакомится с бумагой как материалом раньше, чем с любым другим. Занятия бумагопластикой превращают детей в маленьких волшебников, умеющих создавать чудесные изделия из простого листа бумаги.
Новизна и отличительная особенность техники заключается в интеграции оригами, как ведущей техники, с другими видами бумагопластики. (квиллингом, конструированием, аппликацией, мозаикой, сминанием бумаги).
Бумагопластика помогает проявить детям самые разные способности: и творческие, и конструктивные, и изобразительные, и оформительские, и даже организаторские.
Выполнение практических действий с бумагой происходит в процессе обыгрывания сюжета и сопровождается непрерывным разговором с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, а в дальнейшем организует настоящий диалог с игрушечным персонажем или с взрослым. Близкие жизненному опыту ребенка сюжеты позволяют уточнять уже усвоенные им знания, расширять их, применять первые варианты обобщения. Можно сказать, что занятия «бумагопластикой» - это особая ситуация, которая стимулирует развитие коммуникативной функции речи, способствует расширению активного и пассивного словаря детей.
Кроме того в процессе работы с бумагой дети получают знания о цвете, величине, форме, количестве предметов и их пространственном расположении, учатся координировать движения рук, развивают мелкую моторику пальцев.
В процессе занятий малыши осваивают различные приёмы, необходимые для работы с бумагой:
скатывание из нее «комочков»: сминание бумаги, сжимание бумаги в кулачке, придавливание ладонями, зажимание пальцами, раскатывание бумажного «комочка» между ладонями, придание нужной формы;
смачивание «комочка» в клее;
прикладывание «комочка» к основе.
Обучение технике создания бумагопластики проводится поэтапно:
Расположение бумажных «комочков» в определенном месте (указанные кружочки).
Расположение бумажных «комочков» по контуру.
Расположение бумажных «комочков» не только по контуру, но и внутри «закрашивание»
По мере того как основные навыки детей формируются, им предлагается больше возможностей для самостоятельной работы, то есть определённая свобода выбора вариантов при изготовлении аппликации. Например, выбор бумаги разных цветов, или различные элементы украшений. Такой подход позволяет развивать воображение, творческое начало личности ребёнка уже с раннего дошкольного возраста.
Все работы, выполненные на занятии, аккуратно складываются в одном месте, организуется небольшая выставка, а затем дети уносят их домой. Очень важно, чтобы дети чувствовали уважение к своим творениям. Ведь детям раннего возраста необходимо постоянное внимание значимого взрослого (воспитателя, мамы), его похвала и одобрение. Ожидание детьми такого внимания является одним из самых сильных психологических мотивов, побуждающих детей к деятельности и достижению результата. Поэтому на каждом занятии необходимо хвалить маленьких творцов и радоваться вместе с ними каждой новой поделке.
Таким образом, во время создания аппликации в технике бумагопластики решаются как практические, так и воспитательно-образовательные задачи, что в целом позволяет всесторонне развивать личность ребенка, его творческие способности, умение общаться с другими людьми.
Мы надеемся, что такое отношение сегодня позволит им чувствовать себя компетентными и уверенными в себе людьми в будущем.