Проблема истинной человечности в рассказе Паустовского «Телеграмма»
Размещено: Ольга Владимировна Жмурова (Жеглова) - пт, 05/04/2013 - 17:09
Проблема истинной человечности в рассказе Паустовского «Телеграмма»
1. Стадия вызова.
Работа с высказываниями ( написать на доске) 5 мин.
Люди, будьте человечны! Это ваш первый долг. Будьте такими для всех состояний, для всех возрастов, для всего, что не чуждо человеку. Руссо (19 век)
Быть человеком означает то же самое, что и нести ответственность А.Сент-Экзюпери (20 век)
Лишь способность любить делает нас людьми. Из форума Интернет
Какая мысль объединяет эти высказывания?
Давайте выделим ключевые слова в них.
Как перекликаются эти высказывания с произведением, которое вы прочитали дома?
Формулируем тему урока . А я Вам помогу….
Проблема истинной человечности в рассказе Паустовского «Телеграмма»
Откройте тетради, запишите тему урока, а в качестве эпиграфа выберите понравившееся вам высказывание.
Сформулируем ключевой вопрос урока.
Какой смысл вкладывает автор в понятие «истинная человечность» ?
Что необходимо сделать, чтобы ответить на этот вопрос ( рассмотреть ключевые эпизоды рассказа, проанализировать образы, выявить авторскую позицию)
Стадия осмысления.
Ассоциативный ряд. С чем ассоциируется у вас слово Человек ( 1 мин)
Человек – семья - дом. Сегодня мы с вами тоже поострим дом, крышей которого является понятие «истинная человечность», а кирпичиками этого дома будут является качества, которые это понятие составляют.
В) написать эпилог к рассказу ( 2 пары) Аня+Яна, Лиза+Алина
2.3. Работа с классом ( 15 мин)
1) анализ пейзажа, ( начало)
2) интерьер ( начало)
3) интерьер мастерская
2.4. Мотивы очага, тепла.
1. Давайте откроем первые страницы рассказа. Выразительно причитаем 4 абзаца.
Как называется изображение природы в худ. произведении ( пейзаж)
Почему автор начинает рассказ с пейзажа?
Какое время года изображено? С чем ассоциируется у вас осень? ( увядание, омертвение, жизнь застыла в ожидании печали) ?
Давайте прочтем следующий абзац, и выясним, какие детали свидетельствуют о том, что жизнь замерла не только в природе? ( нетопленая печь, давно не чищенный самовар, пыльный журнал, темнота как в глазах Е.П., так и в квартире)
Как называется описание помещения в худ произведении ( интерьер)
Как соответствует безотрадная картина природы и интерьера внутреннему состоянию К.П. ( передают душевное состояние –печаль, увядание, одиночество)
Читаем дальше. Стр. 82 Как проходят вечера в доме Е.П.?
Работаем с мотивом огня, тепла ( какие символы из прочитанных эпизод олицетворяют этот мотив)
Читаем дальше. Эпизод « Выставка» Прочитаем выразительно.
Какие символы огня вы здесь увидели ? ( электричество «Мертвый свет» - Свечи
Читаем дальше. Стр. 88 весёлый огонь
Какой первый кирпич будет заложен в нашем доме? Что необходимо людям , чтобы они не чувствовали себя одинокими?
Физминутка. Музыка «Одинокий пастух». Давайте представим, что мы находимся в деревенском доме, где топится печь, весело трещат поленья. Вы сидите у огня, ваша спинка прямая и расслабленная. Протяните вперед руки, чтобы почувствовать тепло домашнего очага. Попробуйте взять частику этого тепла себе в руки. Прижмите его к груди, почувствуйте, как это тепло согревает ваше сердце. А теперь поднимите руки вверх и передайте теплоту своих сердец окружающим. Повернитесь направо, повернитесь налево. Почувствуйте тепло других людей и сохраните его в своем сердце. Глаза открываем, продолжаем работать. ( 1 мин)
Когда похожий весёлый огонь уже горел в этом доме ( как при Насте).
Есть ли на страницах рассказа подробное описание внешности Насти? ( нет, только детали) . А как называется описание внешности героя в литер. произведении?
Портрет . Читаем стр. 83 запись на доске. Итак, мы познакомились с некоторыми особенностями портрета Насти, а об её характере нам расскажут герои рассказа.
Выступают «артисты» ( 3 минуты).
Учитель обращает внимание на принцип построения записей урока.
Как называется прием противопоставления литературе ( антитеза)
По итогам выступления дети делают записи в тетради самостоятельно ( 1 мин).
Какой кирпичик истинной человечности Вы бы заложили в наш дом? ( доброта, любовь, забота о близких)
Вы уже поняли, что один из ведущих авторских приемов рассказа – это антитеза. Скажите, пожалуйста, есть ли в рассказе героиня, которая противопоставлена Насте?
Какой кирпич мы можем заложить в наш дом? ( умение сострадать)
Кто из героев говорит об этом умении сострадать? ( Тихон) Зачитаем.
Выступают со словарной работой. ( 2 минуты)
В словах Тихона мы встретились с незнакомым словом ( пустельга). Но корме этого слова, мы сегодня узнали ещё несколько не совсем знакомых нам слов. Ребята работали с этими словами и подготовили нам небольшое выступление.
Подсолнечник
Телеграмма
Пустельга
Какой кирпичик Вы бы заложили в наш дом ( ответственность за близких)
Давайте вернемся к словам Тихона. Только ли Тихон говорит об умении на добро отвечать добром? ( автор) Это и есть главная авторская мысль . Я предлагаю вам написать Сочинение –миниатюру«Как я понимаю слова «За добро плати добром. Не будь пустельгой» ( 7 минут)
Слово учителя: «Не будь пустельгой - ….».
Как вы думаете, осталась ли Настя пустельгой?
Какой эпизод рассказа говорит о том, что совесть Насти все же пробудилась?
Чтение последних 2-х абзацев.( 2 минуты)
Итак, Настя все-таки раскаялась. А что помешало ей приехать сразу? ( оправдывала себя трудной дорогой, нежеланием видеть слезы матери, не решилась бросить важное для неё дело)
Какой кирпич мы можем заложить в наш дом? (умение отделять главное от второстепенного)
Слово: ребята, Вы, наверное, обратили внимание, что дальнейшая судьба Насти автором не рассказывается. Рассказ приглашает читателя поразмыслить, что произошло с Настей в будущем. Это попыталась сделать группа ребят.
Выступает группа с сочинением-эпилогом. ( 3 минуты)
Вернёмся к ключевому вопросу нашего урока ( открываешь его).
Оценки и отметки ( 1 минута)
Рефлексия ( 3 минуты)
Ответили ли мы на ключевой вопрос урока? Вернуться к дому, озвучить «кирпичи» ( попросить ученика) . Можно ли сказать, что эта проблема сегодня также актуальна, как и 65 лет назад?). Посмотрите внимательно на высказывания.
«Погода в доме» Его определяет наше настроение. ( Упражнение «Цвет настроения)
Домашнее задание ( 1 мин)
Индивидуальное «Какие «зарубки на сердце» оставил у Вас этот рассказ?
Ответить на вопрос ( устно) «Почему рассказ называется «Телеграмма»?
Сообщение об А.Т.Твардовском
Задания для групп.
Словарная работа.
Создать презентацию (3-4 слайда).
Дать определение и подобрать иллюстрацию к следующим словам: подсолнечник, телеграмма, пустельга.
Подумать, от какого слова образовано слово «подсолнечник» и как это связано с рассказом, указать это в презентации.
Посмотреть в учебнике переносное значение слова «пустельга», внести в презентацию.
Подготовить выступление, используя получившуюся презентацию.
Группа «артисты».
Выступить от имени Тихона (5-7 предложений).
В своем выступлении передать отношение Тихона к Насте.
Как давно я знаком с семьей Насти?
Как отношусь к Катерине Петровне?
Почему я послал телеграмму от имени Насти?
Как я отношусь к Насте?
Внимательно поработать с текстом: начало рассказа («Тихон был тогда мальчишкой…»), середина рассказа («…Тихон пришел на почту…»). Обратить внимание на слова «за добро плати добром».
Выступить от имени скульптора Тимофеева (5-7 предложений).
В своем выступлении передать отношение скульптора к Насте.
Какое отношение имеет ко мне Анастасия Семеновна?
Как она относится к Союзу художников?
Что примечательного говорит Першин о ней на выставке и почему?
Внимательно поработать с текстом: начало рассказа («После работы Насте надо было пойти в мастерскую…»), середина рассказа (выступление Першина).
Эпилог к рассказу.
Написать продолжение рассказа. Предположить дальнейшую судьбу Насти, поразмыслить, что произошло с Настей в будущем.