"Конструкция и декор предметов народного быта. Прялка".
Submitted by Ольга Ивановна Чепракова on чт, 04/04/2013 - 00:40
Тема урока: "Конструкция и декор предметов народного быта. Прялка".
Цель: сформировать навыки создания единого художественного образа в конструкции и декоративном оформлении предмета.
Задачи:
обучающая: расширить знания о прялке;
развивающая: развивать художественно-эстетические способности, творческую активность и самостоятельность, повышать уровень мотивации и познавательного интереса обучающихся;
воспитательная: воспитывать интерес к истории своего народа.
Зрительный ряд: учебник по ИЗО для 5 класса, презентация по теме урока.
Оборудование и материалы: кисти, краски, баночка для воды, карандаши, листы формата А3, А4, ПК, проектор, экран.
Ход урока
1. Оргмомент (1 мин)
Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.
Мы за парты дружно сели
И на доску поглядели...
2. Начало урока ( 2 мин)
Прием "Отсроченная отгадка"
- Попробуйте отгадать, о каком предмете идет речь?
"... В избушке распевая, дева
Прядет, и зимних друг ночей,
Трещит лучинка перед ней,"- писал А.С.Пушкин
- Итак, тема нашего урока... (выводят дети, учитель направляет)
- Правильно, речь идет о прялке.
3. Актуализация знаний (3 мин)
Прием "Я беру тебя с собой"
- На предыдущих уроках мы знакомились с внешним и внутренним убранством русской избы. А теперь подумаем,какие предметы помогали крестьянину в его повседневной жизни? (ковш, ложки, короб, лукошко, сундук, прялка)
4. Изучение нового материала ( 15 мин)
а) составление таблицы ЗХУ
Знаю
Хочу узнать
Узнал
Дети делятся на 3 группы: резчики по дереву, мастера росписи, летописцы
Каждая группа заполняет 1-2 колонку в соответсвии со своим профилем относительно темы урока.
б) просмотр презентации
в) после просмотра ответить на вопросы, ответы занести в таблицу ( 3 колонка):
1) Какую роль играла прялка в жизни русского человека?
2) Что такое прялка?
3) Сколько мастеров выполняли прялку?
4) Какие типы и виды прялок существуют?
5) Назовите составляющие прялки
Особое место в доме занимала прялка, непременная спутница русских женщин.Среди многих работ, которые выполняли крестьянки, прядение и ткачество были самыми трудоемкими. напрясть и наткать надо было на всю семью, да еще и подати уплатить холстом. Вот и сидела женщина за прялкой долгие зимние ночи.
Прялка - орудие ручного прядения - состояла из вертикального стояка с лопаской, к которой привязывалась кудель для прядения, и донца - горизонтального сидения для пряхи.
Многие поэты воспели прялку как олицетворение русской крестьянки, сумевшей, несмотря на тяжелую долю, сохранить в себе силу духа, свободолюбие, доброту, терпение.
Над прялкой трудились два мастера: один вырезал ее из дерева, другой украшал росписью. Форма и отделка показывают, что резчик по дереву был таким же талантливым художником, как и живописец.
5. Решение учебных задач (15 мин)
Задание: выполнить свой эскиз прялки
6. Контроль знаний (5 мин)
Проверка записей в таблице
7. Рефлексия (4 мин)
Демонстрация выполненных работ детей.
- Давайте посмотрим на ваши работы!
- Похоже у вас нет одинаковых. Видимо это потому, что вы, как старые мастера, постарались вложить в свою работу частичку своей души. Молодцы!