Submitted by Nikiforowa88 on Wed, 03/04/2013 - 21:01
Тип урока: изучение нового материала.
Цели: воспитание духовной культуры; знакомство с картиной Рембрандта ванн Рейна «Возвращение блудного сына».
Дидактическая: формирование представления о церковной архитектуре.
Развивающая: развивать художественные способности, наблюдательность, умение видеть прекрасное.
Воспитывающая: воспитывать любовь к людям.
Оборудование и материалы: альбом, карандаши, краски, палитра, ПК, интерактивная доска.
Актуализация знаний.
Прихожане приходят в храмы, церкви, соборы и молятся там о спасении души, об исцелении, о счастье и свете. Но мало кто задумывается о различии понятий «храм» и «церковь». Если оно есть, в чем это отличие?
(Презентация. )
Изучение нового материала.
Учащиеся делятся на 4 группы. Группам предлагается пользуясь дополнительной справочной литературой, подготовить краткие пояснения о церковных сооружениях.
Храм
Монастырь
В чем отличие колокольни от звонницы?
Колокольня
Звонница
Часовня
Лавра
Пустынь
Скит
В.Сколько в области храмов?(В области 120 Православных храмов, девять монастырей.)
В. Как вы думаете: делает ли Церковь человека лучше?
( верующий человек может осознать многие свои ошибки, избавиться от плохих черт характера. Стать спокойнее, мягче, добрее.)
Прежде чем мы продолжим работу я попрошу вас мысленно ответить на несколько моих вопросов. Я прошу вас быть честными перед собой, ведь ответов никто не услышит.
- Случалось ли вам, громко хлопнув дверью, выйти из дома, оставив за спиной скучные нотации родителей, их ненужные, пустые нравоучения?
- Может быть, шурша под ногами осенней листвой, вы шли по холодным улицам, тая в душе обиду на весь взрослый мир? Вы спешили не домой, а туда где ждет вас абсолютная свобода, и нет никаких обязательств.
- Случалось ли так, что «заблудившись» в самом себе, в своих мыслях, желаниях, надеждах, ошибках, вы не могли найти выхода из сложных жизненных проблем, и, сгибаясь под их тяжестью, хотя бы мысленно просили помощи тех, кого вы оставили, раскаиваясь за свою беспечность?
- Если хоть на один из этих вопросов вы ответили утвердительно, значит, вам надо посмотреть притчу о блудном сыне
- Какой смысл мы вкладываем в слово «блудный»?
(заблудившийся, заблудший, потерявшийся, сбившийся с дороги, утративший верное направление).
Сюжет евангельской притчи прост, но глубок.
ПРИТЧА (просмотр)
Наедятся ли сын на прощение отца?
- Как встретил отец блудного сына?
- Простили отец сына?
Евангельская притча о блудном сыне описывает историю человеческого падения и покаяния. Это некая схема пути, по которому проходит каждый из нас.
В мировом искусстве эта тема является одной из самых востребованных. Сотни живописных полотен посвятили художники раскрытию евангельской притчи.
Да и в литературе эта тема встречается часто.
Назовите произведения, в которых раскрывается противостояние детей отцовской воле.
Но нет во всем мировом искусстве произведения, которое по своей глубине, по своему философскому строю и звучанию производило на зрителей такое впечатление как картина «Возвращение блудного сына» Рембрандта ванн Рейна. В чем же ее притягательная сила?
Слайд
И эта картина гениального художника таит немало загадок.
- Переосмысление жененных установок произошло после горьких событий жизни. Смерти детей, двух жен, любимого сына и невестки, нужды и забвения.
Рембрандту близки все образы картины. Не случайно в изображении брата и отца есть портретное сходство с самим автором. Но художник в этой картине видит себя именно сыном, изображая главного персонажа картины спиной к зрителю. Именно этот образ духовно падшего, заблудшего, несовершенного, потерянного человека выражает состояние души Рембрандта в последний год его жизни.
Картина «Блудный сын» - это последняя работа художника. Его духовное завещание новым поколениям. Его исповедь. Его покаяние.
И самое тяжелое для многих из нас – это просить прощения и прощать.
Я спокоен и уверен –
Встанет солнце в свете дня,
И тернистая дорога
К Храму выведет меня.
Мы продолжим свою работу по теме «Дорога к храму» с отрывка из стихотворения Евгения Вольфа, в котором поэт зовёт всех идти к Храму разума и света, ведь Храм - это образ преображённого мира, созидаемого по законам красоты и гармонии.
Дорога к храму нелегка. У каждого она своя. Длинная, но длина её измеряется не километрами и даже не днями, а душевной работой, потому что дорога к храму - это не только физический путь, но и духовное возрастание, преодоление зла в себе.
Давайте сейчас нарисуем дорогу к своему храму, по которой вы хотели бы пройти. Это может быть цветущий луг, поле с колосьями пшеницы, или березовая роща с поющими птицами. (Слайды)
Практическая работа.
Рефлексия.
Выставка работ. (обучающиеся вывешивают свою работу и берут лучик солнца на котором написаны высказывания и пословицы, они объясняют их смысл. После всех объяснений над рисунками появляется солнце)
Пример: (Хорошими людьми становятся больше от упражнения, чем от природы. (Демокрит)
Кто стремится к великой цели, уже не должен думать о себе. (И.С.Тургенев)
Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное. (Платон) и т.д).
Поймите, что истинное счастье заключено в вас самих. Не тратьте времени и усилий в поисках довольства, радости и душевного спокойствия в окружающем мире. Помните, счастлив не тот, кто получает, но лишь тот, кто даёт. Протягивайте руку помощи. Делитесь. Улыбайтесь. Обнимайтесь. Счастье - это бальзам, который вы не можете преподнести другим, не пролив несколько капель на самого себя.