Осваивать приемы выполнения техники гжельской росписи посуды.
Создавать композицию росписи в процессе практической творческой работы.
Ход урока.
Эпиграф к уроку.
«Создание каждой вещи – это большая работа.
Именно художник придумывает, как будет выглядеть вещь,
как сделать так, чтобы она радовала и помогала жить».
Б.М.Неменский.
1.Организационный этап (1мин.)
Проверка готовности учащихся к уроку:
- наличие инструментов и материалов (альбомы, карандаш, ластик, вода, синяя краска, 2 кисти).
2. Этап мотивации и актуализации знаний.
Мы продолжаем с вами изучать тему 1 четверти «Искусство в твоём доме».
Русский художник Б.М. Неменский говорил:
«Создание каждой вещи – это большая работа.
Именно художник придумывает, как будет выглядеть вещь,
как сделать так, чтобы она радовала и помогала жить».
Посмотрите на предметы зрительного ряда.
- Кто догадался, о чем пойдет речь?
3. Постановка учебной задачи. (3мин.)
- Как вы думаете, что вам предстоит узнать о посуде?
Сообщение темы и цели урока.
У каждого в доме есть предметы, над которыми трудились художники. И сегодня мы поговорим с вами о посуде. Тема нашего урока так и называется «Посуда у тебя в доме».
4.Открытие обучающимися нового знания. (16 мин.)
Приём “Зигзаг”
Обучающие делятся на 3 группы. Каждой группе предлагается пользуясь учебником и дополнительной справочной литературой, подготовить краткие сообщения о промысле Гжель используя приём «Зигзаг» (Для изучения и систематизации большого по объему материала группе предстоит сначала разбить текст на смысловые отрывки для взаимообучения. Количество отрывков должно совпадать с количеством членов групп. Например, если текст разбит на 5 смысловых отрывков, то в группах (назовем их условно рабочими) - 5 человек).
1 группа – место возникновения промысла
2 группа – предметы посуды
3 группа - изображения
-Это керамическая посуда.
Действительно её делают из глины, затем украшают лепным узором или росписью.
Есть будничная посуда – на каждый день, а есть праздничная посуда.
-Чем отличается праздничная посуда от повседневной посуды? (Праздничная более нарядная, хрупкая, изящная).
- А кто из вас знает, как называется набор посуды?
Я соберу всю посуду, которая перед вами и скажу, что это сервиз. Буду ли я права?
- Сервиз – слово французское, обозначает полный набор посуды, в котором предметы объединены единством образно-декоративного и конструктивного решения.
- Какие бывают сервизы по назначению? (Сервизы бывают столовые, чайные и кофейные).
- Всякую посуду вначале придумывают художники. А в работе всегда участвуют Братья – Мастера.Назовите их (Мастер Изображения, Украшения, Постройки).Мастер Изображения помогает увидеть природный мотив.Мастер Постройки помогает создать форму.Мастер украшения придумывает узор (демонстрируется чайник в форме арбуза).
Стих.
Ах, ребята, верь - не верь,
Есть в России город Гжель.
Привезла я вам оттуда…
Посмотрите, вот так чудо!
В белом небе, словно птицы,
Всем на загляденье
Голубых цветов поляна –
Дивных рук творенье.
Здесь и кружки, и кувшины,
Как весной капель,
С красотою несравненной
Чудо – наша Гжель.
Рассмотрим гжельскую посуду.
Посуда Гжели кажется воздушной – в ней синь рек и неба с облаками. Она лепится из глины и поэтому бывает неожиданной формы и с украшениями.
- Гжелью исстари называлась местность богатая залежами глин, из которых народные умельцы лепили то, что нужно было в быту и мило душе.Вначале посуду расписывали синим, зелёным и жёлтым цветом. Постепенно мастера пришли к росписи изделий только кобальтом – это синий цвет и его оттенки.
- Рассмотрим технику гжельской росписи. Вначале художник придумывает форму предмета посуды, делает эскиз на бумаге, работая карандашом, потом синей краской. Затем по эскизу делает роспись на глиняном изделии.
-Что является излюбленными мотивами росписи у мастеров Гжели? (цветы, травы, птицы).
Цветы можно изобразить, используя оттенки синего цвета, можно использовать технику «капелька» (демонстрируются приемы)
Элементы гжельской росписи – «точки и прямые линии» (демонстрируются приемы).
Элементы гжельской росписи – «бордюры».
- Где лучше нарисовать бордюры, что бы завершить композицию?
(демонстрируются приемы)
4.Первичное закрепление материала.
- Гжельская посуда будничная или праздничная?
-Назовите предметы чайного сервиза
Динамическая пауза.
5. Творческая практическая деятельность. (16 мин).
- Изобразить и украсить
по мотивам гжельской росписи праздничную посуду для чая.
а) Перед учениками право выбора:
Можно воспользоваться шаблоном, можно форму чайной посуды придумать и нарисовать самостоятельно. Затем украсить синей краской без предварительной прорисовки карандашом.
в) Индивидуальная работа с учениками.
-Контроль правильности выполнения рисунка.
-Контроль организации рабочего места.
- Оказание помощи обучающимся, испытывающим затруднения.
Фоном звучит песня в исполнении Леонида Утесова «У самовара»
6. Рефлексия деятельности.(3мин)
А) Выставка работ учащихся.Приём “Рюкзак”
Демонстрация коллективных работ обучающихся. Дети выступают с краткими сообщениями по своей теме: «Я разобрался в теме Гжельский промысел»
И как итог: « Я запомнил, чем он отличаются от других».
Б) Рефлексия.
-Какие 3 мастера участвуют в создании посуды?
-Как называют полный набор посуды?
- Назовите город, где изготавливают бело-синюю глиняную посуду.
- Как называются элементы гжельской росписи?
Закончите фразу:
-Я знаю…
-Я понимаю….
-Для меня было открытием…
-Мне понравилось…
В) Заключительное слово учителя.
Сегодня на уроке мы еще раз убедились, что в каждой вещи, в каждом предмете, который наполняет наш дом, заложен труд художника. А без участия наших Братьев Мастеров не создается никакая посуда, будь то праздничная или повседневная.
Выставление оценок.
Домашнее задание по выбору. 1. Рассмотреть дома посуду. 2.Придумать форму вазы для цветов.