Тема: Население России. Численность населения России.
Цель урока:Сформировать у учащихся представление об определяющем значении обеспеченности людскими ресурсами территории России для ее конкурентоспособности в мире.
Задачи:
1. Познакомить учащихся с основными показателями, характеризующими численность населения России.
2. Познакомить учащихся с основными методами анализа численности населения.
3. Сформировать у школьников представление о демографических кризисах и их роли в изменении численности населения страны.
4. Дать учащимся представление об особенностях соотношения рождаемости и смертности в России.
5. Продолжить формирование у учащихся умения самостоятельно работать с различными источниками информации.
Учебно-наглядный комплекс: учебная презентация, карточки-инструкции, учебник "Природа, население, хозяйство 8-9 кл. Iтом под редакцией В.П. Дронова, политико-административная карта атласа, электронные карты, система интерактивного тестирования, Интернет."
Оборудование: интерактивная доска, ПК, ЛВС.
План урока
1. Актуализация учебной деятельности (3мин.)
2. Самостоятельная работа по карточкам-инструкциям за ПК. (25 мин.)
3. Корректировка и закрепление полученных знаний. (5 мин.)
4. Выполнение сетевого теста. (10 мин.)
5. Комментарии к домашнему заданию. (2 мин.)
Ход урока
I. Мотивация к учебной деятельности.
1. Человеческий потенциал страны.(презентация)
2. Методы изучения населения (Перепись населения). (презентация)
II. Самостоятельная работа по карточкам-инструкциям.
3. Численность населения России.
a. Сравнить современную численность населения России с численностью населения самых крупных по численности населения стран мира. Создать слайд с диаграммой "Место России в мире по численности населения" (приложение 1).
b. Как изменилась численность населения страны, начиная с 1989 года? Создать слайд с диаграммой "Изменение численности населения России с 1989 года (приложение 2).
4. Динамика численности населения России. Почему население страны изменяется?
a. Демографический кризис. Заполни таблицу и ответь на вопросы. Помести определение, таблицу и выводы на слайд (приложение3).
b. Воспроизводство населения.
Почему естественный прирост в России отрицательный?
Потренируйся с данными 2011 года при расчете естественного прироста.
Определи при помощи картосхемы субъекты с максимальным приростом и убылью населения. Помести на слайд формулу расчета естественного прироста и субъекты РФ с максимальным и минимальным ЕП (Приложение 4).
5. Сделай вывод о человеческом потенциале страны и о его влиянии на конкурентоспособность России.
III. Корректировка и закрепление полученных знаний.
Демонстрация учебной презентации.
IV. Выполнение сетевого теста.
1. Какая территория более конкурентоспособна?
- с большой площадью и природными ресурсами
+ с достаточным количеством конкурентоспособного населением
2. Какое место занимает Россия по численности населения?
- 1
- 5
- 7
+ 8
3. Какова численность населения В России (2010г.)?
- 145 млн. чел.
+143 млн. чел.
- 143 тыс. чел.
- 147 млн. чел.
4. Демографический кризис это
- кризис переходного возраста
+ резкое снижение численности населения
- падение демократии
5. сколько демографических кризисов было в России?
- 1
- 10
+ 4
6. Какой кризис самый продолжительный?
- 1
- 2
- 3
+ 4
7. Почему естественный прирост в России отрицательный?
- Низкая смертность
- Низкая рождаемость
+ Низкая рождаемость и высокая смертность
- Высокая рождаемость и низкая смертность
8. Укажи субъект РФ с максимальным естественным приростом
- Мурманская область
+ Дагестан
VI. Комментарии к домашнему заданию.
§ 38.
Закончить презентацию.
И/З:
Узнать кем и для чего используются результаты переписи населения.
Принять участие в викторине по адресу: http://www.perepis-2010.ru/