Submitted by Татьяна Владимировна Лопатина on вс, 31/03/2013 - 13:05
Организационный момент
Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке:
Карандаш, альбом и краски.
Проверили? Садитесь.
С усердием трудитесь!
Ход урока.
1. Начало урока (3 мин)
Прием «Отсроченная отгадка»
Мы на ярмарке бывали
И подарки выбирали.
Принесли вам сундучок –
Позолоченный бочок.
Сундучок тот не простой,
И товар в нем расписной.
Вынимаем напоказ
И ведем про них рассказ.
- Вы, конечно, догадались, почему наш урок начался с этой старинной русской песни. (Обращаю внимание на короб) Чем же может быть наполнен такой короб? Конечно, старинными русскими вещами. Открою вам тайну. Короб наполнен игрушками. Но игрушки, что здесь лежат, очень знаменитые в мире и денег стоят немалых. А особенность их в том, что, как и сам короб, они созданы руками народных русских мастеров. Итак, откроем короб? Я вижу замечательную игрушку. Угадайте какую?
Алый шелковый платочек
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может 3, а может 6.
Кукла первая толста, а внутри она пуста,
Разнимается она на две половинки.
В ней живет еще одна кукла в серединке.
Разрумянилась немножко
Наша русская (матрешка).
2. Актуализация знаний (4 мин)
Прием "Шаг за шагом"
Предлагаю детям по очереди рассказать все что они знают о матрешке. Добавить к ним не произнесенные факты.
У матрешки дед – японец. Первая русская матрешка
Матрешка – символ материнства
Матрешка – символ русского народного искусства.
Традиционные матрешки и их отличительные особенности
Матрешка – обобщенный образ русской красавицы и т.д.
3. Изучение нового материала (7 мин)
Работа с презентацией. Составление конструктора «Событие»
Было
Стало
Изменилось
+
+
?
Какие были первые матрешки?
Какими стали современные матрешки?
Что изменилось? Что сохранилось?
4. Обсуждение и решение проблем(5 мин)
Представление результатов работы групп может быть проведено в виде стратегии «Фишбоун»:
Разбиваю детей на 3 группы, каждая вытягивает какую матрешку они будут «собирать» (Семеновская матрешка, Полхов-майданские матрешки, Сергиевская (загорская) матрешка )
Голова рыбы - выбор типа матрешки
Верхние косточки – детали прорисовки: лицо, руки, платок и т.д.
Нижние косточки – узоры росписи матрешки – ее особенности.
Хвост – набор цветов используемые именно в этом варианте росписи матрешки.
5. Решение учебных задач(5 мин)
Прием «цепочка признаков»
сейчас поиграем в игру “ Угадай матрешку” (по презентации с матрешками)
Дети угадывают тип матрешки, объясняя свой выбор главными признаками.
Матрёшку всегда любили дети. Очень интересно собирать и разбирать детали:
“Я с таинственной игрушкой
заигралась допоздна,
Разбираю, собираю,
то их восемь, то одна”.
6.Самостоятельная работа (15 мин)
И мы с вами, ребята, создадим свою матрёшку, непохожую на другие. Раздаю заготовки из листов в форме матрешки.
7. Контроль знаний и обратная связь (5 мин)
По окончании занятия дети располагают свои работы на коллективном панно. Дети вместе с учителем проводят анализ работ: что получилось, а что нет?
8. Рефлексия (1 мин)
Предложить детям подарить свои матрешки близким людям – родителям, бабушке или дедушке, а может быть друзьям…
…Прекрасный мир
Вещей накоплен был веками.
Хранит их каждый дом, а может быть – музей.
Умейте рисовать и сотворять руками
Все то, что может радовать друзей.
Путь творчества людей прекрасно бесконечен,
В нем место есть всегда для наших малышей.
Желаю вам удач и говорю: “ До встречи, милые друзья!”