«Изобразительное искусство» под редакцией Б.М. Неменского, Л.А.
Неменская, Н.А. Горячева, А.С. Питерский -М : Просвещение 2011 г.
Цели урока:
- формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.
- расширение понятийнойбазы за счет включения в нее новых элементов
- развитие речи, памяти, мышления, творческое воображение, художественно-эстетические навыки учащихся, глазомер и внимание,
- познакомить учащихся с понятием и языком декоративно-прикладного искусства, открыть содержательный смысл художественного образного языка декоративно-прикладного искусства, его связь с явлениями жизни.
Задачи:
- Личностные :самоидентификация; самоуважение и самооценка
Формирование художественного вкуса учащихся, осмысление места декоративного искусства в жизни общества, осознание своей причастности к судьбам культуры, проявление уважительного, бережного отношения к культурному наследию наших предков.
- Метапредметные управление своей деятельностью; контроль и коррекция; инициативность и
- Предметные: Учащиеся научатся понимать значение древних корней народного искусства; умело пользоваться языком декоративного искусства в практической деятельности; понимать условно-символический характер народного декоративного искусства.
Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения, осознанно строят речевые высказывания, рефлексия своих действий Исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения
5
3
3 этап Моделирование
Организует пробную работу на шаблонах, обсуждение составленных моделей
Организует учебное исследование для выделения понятия.
Воспринимают ответы обучающихся. Проводят коллективное исследование, конструируют новый способ действия
2
5
5 этап
Построение логической цепи
Диагностическая работа, оценивание выполнения каждой операции
Участвуют в обсуждении содержания материала. Осуществляют работу по выполнению отдельных операций
3
6
6 этап
Творческая практическая деятеньность
Организует практическую работу, самостоятельную коррекционную работу
Осуществляют самоконтроль Выполняют работу, анализируют и оценивают результат.
15
7
7этап
Контроль
Контрольно-оценивающая деятельность
Осуществляют пошаговый контроль по результатау. Рефлексия своих действий
5
Вопросы учителя :
- Посмотрите, ребята на картинки (Слайд № 2), и скажите, что может их объединять?
В процессе ответов учащиеся приходят к выводу о теме урока – будем
расписывать пасхальные яйца.
- А знаете ли вы, откуда пошла традиция, расписывать яйца? (Слайд № 3-4)
Согласно преданию, первое пасхальное яйцо Святая Мария Магдалина преподнесла римскому императору Тиберию. Когда Мария пришла к Тиберию и объявила о Воскресении Христа, император сказал, что это так невозможно, как и то, что куриное яйцо будет красным, и после этих слов куриное яйцо, которое он держал, стало красно. - Почему именно яйцо, а не яблоко или груша?
Яйцо, как священная эмблема, каждого народа на Земле. Откуда этот вселенский символ? - Для человека разумного яйцо было известно, как наиболее удачно изображающее начало и тайну Бытия. Постепенное развитие невидимого зародыша внутри скорлупы, превращение этого зародыша в живое существо, которое разбивало свою оболочку, всегда должно было казаться постоянным чудом, т.е. яйцо сотворение мира, начало мира. Яйцо – символ возрождения природы и бесконечности жизни, не могло быть обделено вниманием и любовью народа. Его старались украсить, т.е расписать.
- Почему славяне считали яйцо символом Вселенной?
Дети с учителем формулируют вопрос- проблему, на который нужно ответить. (Слайд № 5)
Способов украшать яйца очень много, от самых простых до самых сложных.
А вот как это делали, мы сейчас с вами и догадаемся:
Слайд № 6
- А как вы думаете, почему этот способ украшения яйца называется «Крашенка»?
Открывается текст
Крашенка – это обычно просто окрашенное в определённый цвет яичко. Делается это к Пасхе и Проводам. Их освещали, после чего они считались святым подарком. С крашенкой связано немало легенд и обрядов. Считается, если утром в Светлое воскресенье, девушка положит в воду красное яичко, и умоется этой водой, то красивой будет весь год. На праздник Красная горка парни и девицы крашенки с горы скатывают.
Слайд № 7
-А как вы думаете, почему этот способ украшения яйца называется «Крапанка»?
Открывается текст
Крапанка – это ещё один вид расписного яичка. Делалось оно так. Яйцо окрашивалось в какой-то цвет. А дальше зажигали восковую свечку, и капали на яичко воск. Он застывал, и яйцо делали дети. Так матери приучали дочек к работе с яйцом и воском для более сложной росписи в дальнейшем. Яички раскрашивались сырым, и поэтому с ними нужно было быть бережными. Иначе быть ему разбитым
Слайд № 8
- А от какого слова произошло это название?
Открывается текст
Малёванка – это более сложный вид. Используется воск и специальные кистки или же просто кисточки, которыми разрисовывалось яичко. Женщина или дети рисовали на яичке всё, что захочется.
Слайд № 9,10
- Почему такое странное название?
Открывается текст
Дряпанка– это яичко, которое царапают, таким образом, по одноцветной краске нанося орнамент. Царапают обычно с помощью какого-то металлического острия. Есть и ещё так называемая «прорезная роспись» - это когда из цельной скорлупы вырезают ажурное изделие.
Слайд № 11,12
-Писанки с мережками
Стали обережками,
В них мечта записана –
Зло сбивает писанка
- Почему такое странное название?
Открывается текст
Писанка – самый сложный и самый древний вид росписи. Узоры и орнаменты строго передавались из поколения в поколение. Писанки –это обереги. В Красном Углу избы всегда лежали эти чудесные яички. Ими лечили, оберегали скот от сглаза. Писанку закапывали в поле по весне. Их писали на рождение детей. С Писанками существовало много обрядов, но ими никогда нельзя было навредить. Если мастерица берётся писать Писанку, при этом она злая и недовольная, ничего не выйдет.
-Какие основные цвета орнамента Писанок? (Слайд № 13)
Основные цвета орнамента Писанок – белый, жёлтый, красный и чёрный.
Слайд № 14
- Из чего ещё делались пасхальные яйца?
Открывается текст
Деревенские умельцы готовили к Пасхе деревянные Писанки. В кондитерских продавали шоколадные и сахарные яйца.
Слайд № 15
- А это что за странное название?
Открывается текст
Изготовление изысканно украшенных пасхальных яиц было в России традицией и старинным ремеслом. Но только мастера фирмы Фаберже сумели довести искусство изготовления ювелирных пасхальных яиц до непревзойденного мастерства и изящества
Пробная работа учащихся
На маленьких шаблонах выполняется пробная роспись яйца.
По завершению работы дети прикрепляют на зафиксированную, на доске корзину.
Проводим обсуждение «Что получилось, а что нет?»
Практическая работа учащихся.
На листе А4 учащиеся выполняют эскиз расписного яйца.
1. Эскиз можно сделать на листе с помощью большого шаблона.
2. Нарисовать яйцо самостоятельно.
3. Нарисовать на большом шаблоне
Учащиеся выполняют работу, контролируют и оценивают результат.
Учитель устно выставляет оценки.
Выставка работ учащихся и обсуждение
Несколько учеников выходят к доске и рассказывают о своей работе.
Вот и закончилась наша работа. Молодцы! Посмотрите, какие замечательные эскизы у вас получились.
- Закончите фразу:
Я знаю…
Для меня стало открытием…
У меня получилось…
- Поставьте оценки в дневники.
Домашнее задание: Подобрать иллюстративный материал русских народных сказок с изображением людей или животных в образах людей.