Тема урока: Сложение и вычитание десятичных дробей.
Урок третий по данной теме.
Содержание темы: данная тема по программе действующего учебника по математике из Федерального стандарта первого поколения «Математика,5» авт.Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С.Чесноков, С.И. Шварцбурд. /Учебник для общеобразовательных учебных учреждений-М; Мнемозина, 2006-304 с./ (Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации).
(Выдержка из тематического планирования):
№ урока
Тема
Знания, умения и навыки.
107
108
109
110
111
Сложение и вычитание десятичных дробей.
Правило сложения и вычитания десятичных дробей (правило постановки запятой в результате действия). Свойства сложения и вычитания десятичных дробей.
Усвоение изученного материала в процессе решения задач.
Игровой урок. Закрепление пройденного материала.
Цель урока.Отработка навыков сложения и вычитания десятичных дробей, формирование умений контроля и самоконтроля.
Задачи урока:
Образовательные: обеспечить в ходе урока освоение и закрепление правил сложения и вычитания десятичных дробей, проверить знания учащихся по пройденной теме в познавательно-игровой форме,
нахождение связей данного материала с другими предметами и использование этих связей при закреплении знаний и умений учащихся.
Развивающие: способствовать развитию устойчивого познавательного интереса к предмету; совершенствовать умения работы с источниками ; развивать творческие способности; развивать коммуникативные навыки работы в группах; развивать познавательный интерес к окружающей жизни.
Воспитательные:развивать любознательность и интерес к предмету,коммуникабельность (умение слушать друг друга, учителя);воспитывать аккуратность, терпеливость, упорство в достижении цели, умение вести себя в коллективе.
Тип урока:Совершенствование знаний, умений и навыков, целевого применения усвоенного.
Вид урока: Урок «Эврика».
Методы обучения: практический, частично-исследовательский. словесный, наглядный.
Методы организации и осуществления учебных действий:репродуктивные методы (инструктаж, иллюстрирование, объяснение) при подготовке учащихся помощников -архивариусов для организации работы на уроке (архива́риус (актуариус, архивист; англ. archivist) — хранитель или сотрудник архива (согласно БСЭ))
Формы работы учащихся:Фронтальная, групповая, индивидуальная.
Тема нашего урока: «Сложение и вычитание десятичных дробей».
Урок по этой теме третий. Цель урока: отработка навыков сложения и вычитания десятичных дробей, формирование умений контроля и самоконтроля.
Но! У нас необычный урок. Сегодня я работаю с помощниками это Артём и Лена. Они готовились к уроку заранее. Им придётся нелегко, так как они будут выполнять вместе с вами практические задания по этой теме, но ещё сообщать нам неизвестные факты. Этот урок это нахождение нового и неизвестного.
Урок « Эврика!».
А сейчас давайте вспомним, каким правилам подчиняются действия сложения и вычитания десятичных дробей?
При сложении (вычитании) десятичных дробей надо: 1) при необходимости уравнять количество знаков после запятой;
2) Записать дроби так, чтобы их запятые находились друг под другом. 3) Сложить (вычесть), не обращая внимания на запятую.
4) Поставить запятую в сумме (разности) под запятыми,
в данных дробях.
Молодцы!
Хочу вам сообщить, что ещё вХV веке, самаркандский астроном Каши в трактате «Ключ к арифметике» разработал полную теорию десятичных дробей и подробно изложил правила действий с ними. Труды Каши долгое время были неизвестны европейским ученым. А потребность в упрощении вычислений с десятичными дробями возрастала все больше и больше…
А почему?
Кто из вас может предположить?
А сейчас давайте попросим наших друзей архивариусов рассказать, что они знают об этом (слайд 2).
3.Применение знаний и способов действий.
Вам придётся сейчас доказать себе и мне, что вы можете применять данные правила при выполнении практических работ, тем самым хотелось узнать справились вы, если стали купцами в то далёкое от нас время
1)Устная работа (слайд 3).
2) Математический диктант (теперь работа в парах). Каждый из вас выполняет свой вариант в тетради, и затем проверяете решение вашего напарника.
( презентация 1)
( После открытия ответов на слайде, сразу видны ошибки и у проверяющих)
Оказываются крестьяне не были сильны в десятичных дробях и при подсчётах совершали ошибки, попрошу вас их найти (ответы записываем на приготовленных листах учёта).
Теперь Лена хочет нам сделать открытие ( слайд10,слайд11)).
Задача: Купец Тимофеев до обеда продал 14.12 грамм пряностей, а его сын Фёдор после обеда продал больше на 0,112г .Сколько грамм пряностей продали отец и сын за день?
Архивариус открывает ещё одну страницу истории (слайд12), но удивительно: вместо слов стоят вопросительные знаки. Сколько их? Правильно!
Попробуйте, расшифруйте: Что вывозили на Восток русские купцы? (работа в группах, ответы сравнивают и делают вывод).
1 вариант
ё
л
м
о
н
с
д
1,5+5,42
5,57
6,92
15.43
5,425
1,542
15,97
159,2
6,78-0,22
6,56
6,98
6,92
7,90
5,68
6.7822
7,89
18,98+120.4
148.118
138.58
30.28
3132.42
139,38
13.398
13.938
2 вариант
2,7-0.5
2.3
3,2
2,2
27,5
2.05
2,56
0,27
3,45+12,45
15,90
16,90
49,95
46.95
2,00
2,90
15,45
345.6-11.45
324,45
334.05
324,05
356.105
3.009
33,415
334,15
Вы молодцы! Теперь знаете, какими товарами славилась Русь!
Артёму снова удивляет нас (слайд13, слайд14).
Вам предстоит сейчас сделать краткую запись следующей задачи, а затем решить её (слайд 14).
Русский купец Иванов сделал закупки шелковых тканей. Это 123,45 м одного вида 34,56м другого и 43,112м третьего вида. Сколько метров ткани вёз купец Иванов для продажи?
Спасибо нашим архивариусам за интересную информацию. Но, эврика!
Оказывается, существовал « великий чайный путь», и проходил он совсем рядом с нашим селом. Слово архивариусам (слайд15 и слайд16).
Делаем краткую запись задач в тетрадях (слайды15,16).
5.Домашние задание. Рефлексия. Итог урока.
1) Домашнее задание: п.32,задачи (на слайдах 15 и 16);
Предлагаю вам ещё задание: составить задачу на применение сложения и вычитания десятичных дробей, связав с торговлей на Руси.
2) Провожу анализ работ, выставляю оценки только положительные, но оцениваю каждую работу, делаю комментарий.
3) Ещё римский политический деятель, оратор, философ, писатель Цицерон (Марк Туллий)(106 лет до нашей эры) сказал:
«Без знаний дробей никто не может признаваться знающим арифметику»
( слайд17)
Значит, эти слова относятся к дробям, а какие дроби вы знаете?
Правильно, обыкновенные и десятичные дроби. Значит, мы с вами будем знающими людьми.