Здравствуйте, рада всех видеть. Садитесь, пожалуйста. Итак, урок русского языка. Оформляем тетрадь.
1. Начнем урок с чистописания.
нл нд нед дел
дело неделимый неделя
2. Итак, тетрадь оформлена. Тема: Повторение. Чтобы озвучить цели нашего урока, вспомним, что делали на прошлых уроках.
( Ответы детей: повторяли сложные предложения и однородные члены предложения, постановку запятых в сложном и в простом предложениях, разбирали слова фонетически, морфологически, познакомились с терминами: синтаксис, пунктуация, словообразование) Стряпченко
3. Какой последний раздел мы изучали? (пунктуация).
Озвучьте цели сегодняшнего урока.
( Тренироваться в расстановке запятых в сложных предложениях; в простых предложениях, усложненных однородными членами предложения. Разбирать слова и предложения. Вспомнить некоторые теоретические вопросы.)
А какое практическое применение наших знаний? (стать грамотней)
4. При помощи каких средств мы достигнем целей урока? (учитель расскажет, поработаем с доской, учебником, выполним занимательные задания, послушаем ответы товарищей)
5. Ну что ж РАЗМИНКА. Включаемся в урок русского языка.
-Антоним выражению «В час по ложке» (быстро)
-В каком слове 40 гласных? (сорока)
-В каком слове половина буквы К? (полка)
- Слово терра по латыни ? (земля) Назовите слова, начинающиеся с терра.
- Какая по счету буква Р во втором месяце весны? (апрель 3)
- Неизменяемая часть речи (наречие)
- Какие предложения бывают по интонации? (восклицательные, невосклицательные)
- Главные члены предложения?
- Назовите три основных союза (и, а, но)
- Антоним к слову «финал» (начало, старт)
7. Сегодня на уроке Егор презентует нам результаты своего небольшого исследования. Он проведет словарную работу по теме «Дни недели» в рамках индивидуального проекта «Традиции русского народа».
( Я провел параллель между названием дней недели и традициями русского народа. Дни недели названы так не случайно. Само слово «НЕДЕЛЯ» означает неделимый. Например, как вы думаете называется день недели, если корень ПОН означает «понятие», «осмысление», «понимание», «планирование».Корень ДЕЛ в объяснении не нуждается.
Корень НИК означает «силу духа» (примеры: возник, проник, сник, поник, никнет). Слайд.Прочитав название дня недели с учётом значения составляющих его корней, получаем инструкцию для этого дня – планирование дел силы духа.
А сейчас: корень ЧЕТ означает «чета», «чётность», «парность» «супружество» (символ семейных уз).
Но не только сами супруги составляют пару (чету), но и предки человека всегда парные (отец и мать).
Корень ВЕР означает «надежда», «упование», «духовная связь».Слайд.
Таким образом, название этого дня будет иметь смысл – ДУХОВНАЯ СВЯЗЬ С ПРЕДКАМИ, что указывает на необходимость именно в этот день помянуть родителей. При этом, перед обрядом почитания
и славления предков, человек должен очиститься (сходить в баню).
Словосочетание «чистый четверг» дошло до нашего времени.
А сегодняшнему дню соответствуют эти пословицы. Слайд.
Зачитать на слайде:Берись за то, к чему ты годен;
Каждое дело любовью освящается;
Всякое уменье трудом даётся;
Дела словом не заменишь;
Вразумись здраво, начни рано, исполни прилежно.
И теперь наша семья планирует свою неделю в соответствии с традициями предков, и мы все успеваем и живем дружно и весело.
8.Спасибо, Егор. На следующих уроках вернемся к твоему проекту. И как результат – выступление на НПК в школе вместе со старшеклассниками.
Задание. Спишите 2 предложение.
Каждое дело любовью и терпеньем освящается.
Выполняем синтаксический разбор.
( По цели высказывания это предложение повествовательное, т.к. содержится простое сообщение; по интонации – невосклицательное , т. к эмоционально не окрашено; полное, двусоставное, простое, осложнено однородными дополнениями, распространенное, т.к. есть второстепенные члены предложения.) + Схема
Слово ДЕЛО разбираем по схеме, (у доски)
1. Труд
2. Ударение, слоги, транскрипция
3. Деловой, деловитый
4. Что? Сущ., ср.р, неодуш., ед.ч.
5. В предложении – подлежащее.
Так, какие разделы языкознания нам пришлось вспомнить, чтобы сделать разбор слова и предложения? (ответы давать с полным определением).
9. Физкультминутка. ( на осанку, ритм)
10. Продолжаем работу. Почему в предложении нет запятой, ведь оно осложнено однородными второстепенными? Чем еще, кроме союзов могут соединяться однородные члены предложения? Чем отличается сложное предложение от простого? Обязательна ли запятая в сложном предложении? Тесты. ( двухвариантные) Отвечают дети, учитель отмечает на доске.
11. Ну что ж. Теперь, повторив теорию, можно и попробовать расставить запятые в тексте. ( Заполни пропуски – 2) Списывают, объясняют по очереди.
12. Перед тем, как самостоятельно работать, выполним еще одно задание. Найди лишнее, (дети к доске)