Официальный сайт openclass 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



компетентностные-ориентированные тесты к уроку

Фото пользователя Галина Николаевна Аванесова
Submitted by Галина Николаевна Аванесова on Fri, 29/03/2013 - 21:12
Данные об авторе
Автор(ы): 
Аванесова Галина Николаевна
Место работы, должность: 

МБОУ СОШ № 1 г. Радужный Владимирской области, учитель химии

Регион: 
Владимирская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
среднее (полное) общее образование
Класс(ы): 
9 класс
Предмет(ы): 
Химия
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
конспект урока (занятия)
Краткое описание ресурса: 
<p> Работа по тексту &quot;Фосфор&quot;, составление тестов и т.д.</p>

СПЕЦИФИКАЦИЯ

тестовой работы по химии

для учащихся  9  классов по теме «Фосфор» .

 

 

Назначение тестовой работы

°        Оценить сформированность предметных достижений учащихся по теме «Фосфор»

°        Оценить  сформированность общепредметных умений

°        Оценить уровень деятельности

°        Оценить  сформированность метапредметных результатов

Документы, определяющие содержание экзаменационной работы:

-       Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Приказ № 1897)

-Примерная программа по учебным предметам.Химия.8- 9 классы: проект.- М.: Просвещение,2010.-48С.-(Стандарты второго поколения) 

-УМК  О.С.Габриелян для 9 класса

Условия применения

Работа рассчитана на учащихся 9 класса базового уровня общеобразовательных школ с 2-мя часами в неделю по учебно-методическому комплексу О.С.Габриелян, рекомендованному Министерством образования и науки Российской Федерации.

 

Структура тестовой работы

Работа призвана диагностировать:

- тематические результаты (умение характеризовать элемент по положению его в ПСХЭ, связывать зависимость свойств фосфора от строения его атома, знания областей применения фосфора);

- предметные результаты (нахождение степени окисления по формулам веществ, составление уравнений происходящих реакций, вычисления по химическим уравнениям, знание классификации веществ и т.д.);

- уровни деятельности ,

- метапредметные результаты (умение учащихся анализировать текст, выявлять основные проблемы, поставленные в нём, делать сравнение, различия, структуировать материал, делать выводы и заключения, объяснять, доказывать своё мнение, проводить расчеты, использовать математические приёмы и правила и т.д.)

 

 

 

 

 

Распределение заданий по основным диагностируемым показателям:

4.1 Распределение заданий по проверяемому содержанию темы

Проверяемое тематическое содержание

№ заданий

Количество заданий

Процент общего числа

 
 

Строение атома фосфора и его степени окисления

А1

 

1

 

7,5 %

 

Физические свойства фосфора

А9 В3

2

16 %

 

Аллотропные модификации фосфора и их строение и свойства

 

А2 А3 А7 А8

 

4

 

31 %

 

Химические свойства фосфора

А4 А5 А6 В2

4

31 %

 

Применение фосфора, основанное на его свойствах

В1

 

1

 

7,5 %

 

Задача расчетная

С1

 

7,5 %

 

 

 

 

 

 

ВСЕГО

1

13

100 %

 

 

 

4.2. Распределение заданий по диагностируемым предметным результатам

Проверяемые предметные результаты

№ заданий

Количество заданий

Процент общего числа

 
 

Умение составлять схему атома и электронную формулу по положению элемента в ПСХЭ, определять СО элементов

 

А1

 

 

1

 

 

7,5 %

 

Умение составлять формулы веществ по СО элементов

А1 А4  А5 А9 В1 В2 С

 

7

 

53,8 %

 

Умение составлять уравнения химических реакций, расставлять коэффициенты

 

А5 В1 В2 С

 

4

 

31 %

 

Умение определять массовую долю примесей в веществе

 

С

 

1

 

7,5 %

 

Умение находить количество вещества

С

1

7,5 %

 

Умение определять мольные отношения в реакции

 

С

 

1

 

7,5 %

 

Знание основных законов химии (закон Авогадро)

 

С

 

1

 

7,5 %

 

Умение классифицировать вещества

А4 А6

2

16 %

 

ВСЕГО

 

 

 

 

 

4.3. Распределение заданий по диагностируемым уровням деятельности

Уровни деятельности

№ заданий

Количество заданий

Процент общего числа

 
 

Информированность

А3 А4 А7 А8

4

31 %

 

Осознанность

А1 А2 А6 А9

4

31 %

 

Функциональная грамотность

А5

1

7,5 %

 

Частично-поисковый

В1 В2 В3

3

23 %

 

Исследовательский

С

1

7,5 %

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.4. Распределение заданий по диагностируемым метапредметным результатам

Проверяемые метапредметные результаты

№ заданий

Количество заданий

Процент общего числа

 
 

Умение работать с текстом, использование различных источников для получения химической информации

 

А1 А3 А4 А7 А8 В1 В3

 

 

7

 

 

54 %

 

Использование основных интеллектуальных операций:анализ, синтез, сравнение , обобщение, систематизация и т.д.

 

 

А2 А6 В2

 

 

3

 

 

23 %

 

Умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации

 

В1 В2 В3 С

 

3

 

23 %

 

Использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применение основных методов познания (системно-информационный анализ, моделирование)

 

 

 

 

С

 

 

 

 

1

 

 

 

 

7,5 %

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Время выполнения работы – 40 минут

 Система оценивания выполнения отдельных заданий и работы в целом

Задания  А1-А9 оцениваются по 1 баллу при правильном решении

Задания В1 – В3 оцениваются по 2 балла

Задание С оценивается 5 баллами при правильном решении. Это задание с политомической оценкой:

Составлено условие задачи –          1 балл

Написано уравнение реакции –       1 балл

Определены количества веществ – 1 балл

Определена чистая масса вещества по массовой доле примесей- 1 балл

Произведены вычисления и дан ответ- 1 балл

 

Дополнительные материалы и оборудование:

ü  Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева

ü  Таблица растворимости кислот, оснований, солей.

ü  Калькулятор

ü  Электрохимический ряд напряжений металлов

ü  Учебник О.С.Габриелян «Химия – 9»

ü  Бланки для ответов

 

№ п/п

Обозначение в работе

Тематические результаты

Предметные результаты

Уровень задания

Метапредметные результаты

Форма задания

Максимальный балл

Примерное время

1

А1

 

Строение атома СО

осознанность

 

Закрытый тест

1

1 мин

2

А2

 

 

осознанность

 

Закрытый тест

1

1 мин

3

А3

 

 

информационный

 

Закрытый тест

1

1 мин

4

А4

 

 

информационный

 

Закрытый тест

1

1 мин

5

А5

 

 

функциональная грамотность

 

Закрытый тест

1

1 мин

6

А6

 

 

осознанность

 

Закрытый тест

1

1 мин

7

А7

 

 

информационный

 

Закрытый тест

1

1 мин

8

А8

 

 

информационный

 

Закрытый тест

1

1 мин

9

А9

 

 

осознанность

 

Закрытый тест

1

1 мин

10

В1

 

 

частично-поисковый

 

Открытый тест

2

4 мин

11

В2

 

 

частично-поисковый

 

Открытый тест

2

3 мин

12

В3

 

 

частично-поисковый

 

Открытый тест

2

3 мин

13

С1

 

 

исследовательский

 

Творческое задание

5

10 мин

План теста

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Фосфор-элемент жизни и мысли»

(А.Е.Ферсман-академик)

 

В 1669 Хеннинг Бранд при нагревании смеси белого песка и выпаренной мочи получил светящееся в темноте вещество, названное сначала «холодным огнём».

 

Вторичное название «фосфор» происходит от греческих слов:

«фос» -свет, «феро»- несу.

 

Phosphorus- Светоносный.

 

Лавуазье  определил  фосфор, как новый химический элемент!

 

 

The_Alchemist_by_mouldiwarp

 

Фосфор – довольно распространенный химический элемент, содержание его в земной коре составляет 0,12 %. Из-за своей активности в свободном состоянии фосфор не встречается, а бывает только в виде соединений.

Фосфор содержится в костях, крови, мозге человека и животных, входит в состав растений. В организме взрослого человека около 1 кг фосфора.

Фосфор образует несколько аллотропных видоизменений. Важнейшие из них-белый, красный и черный фосфор. Имея на внешнем энергетическом уровне три неспаренных р-электрона, фосфор во всех своих модификациях образует по три химические связи за счет перекрывания р - орбиталей. Р- орбитали могут перекрываться так, что образуется молекула Р4  в форме правильной треугольной пирамиды, или тетраэдра, - это белый фосфор.

 

кристал бел

Красный и черный фосфор не имеет молекулярной структуры, для них характерна пространственная атомная решетка. Этим объясняется малая летучесть и плохая растворимость красного и черного фосфора по сравнению с белым.

Белый фосфор - ядовитое, бесцветное твердое кристаллическое вещество, почти нерастворимое в воде, но хорошо растворимое в органических растворителях, имеющее резкий чесночный запах. Белый фосфор химически чрезвычайно активен. Уже на воздухе при обычной температуре он медленно взаимодействует с кислородом. Это взаимодействие сопровождается свечением. При нагревании до 500 С белый фосфор воспламеняется.

 

 

 

Chemiluminiscence_by_BrownEyed_Girl

Если белый фосфор нагревать без доступа воздуха, он превращается в красный фосфор.

Красный фосфор представляет собой красно-бурый порошок и по свойствам резко отличается от белого фосфора. Он ядовит, ни в чем не растворяется. На воздухе окисляется медленно, загорается только при температуре 2600 С. При сильном нагревании красный фосфор, не плавясь, улетучивается. При охлаждении его паров образуется не красный, а белый фосфор.

В результате сгорания красного и белого фосфора образуется оксид фосфора (V)

4Р   +   5О2   =   2Р2О5

Черный фосфор образуется из красного при нагревании его до 3500 С под высоким давлением.

 Фосфор реагирует с металлами образуя фосфиды, проявляя при этом степень окисления -3.

3 Na  +  P  =  Na3P

Аналогично азоту фосфор образует с водородом соединение РН3, но непосредственно с водородом не реагирует. Фосфин РН3 очень ядовитый газ получается косвенным путем из фосфидов:

Са3Р2  +  6НСl  =  3СаСl2  +  2РН3

Смесь красного фосфора с бертолетовой солью воспламеняется при самом слабом трении или нажиме:

6Р  +  5КСlО3  =  5КСl  +  3Р2О5

Поэтому красный фосфор используется главным образом в спичечном производстве вместо ранее применявшегося белого фосфора.

 

 

   (Химия: Справочник для школьника / Сост. М.П.Александрова.-Д.:Сталкер, 1998)

 

 

Тест  по теме «Фосфор»

Часть 1.

К каждому из заданий А1-А9  даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Выбери правильный ответ и заполни в бланке ответов таблицу.

А1 Степень окисления  фосфора  в оксиде:

1)  + 4

2)  + 5

3)  + 1

4)   -  1

А2  Тип кристаллической решетки белого фосфора:

1) ионная;

2) молекулярная;

3) металлическая;

4) атомная

А3  У фосфора аллотропных модификаций:

1) две;

2) три;

3) четыре;

4) пять

А4 Соединения фосфора с металлами называются:

1) фосфиды;

2) сульфаты;

3) фосфаты;

4) фосфориды

А5 Коэффициет перед фосфором в уравнении реакции взаимодействия его с кислородом равен:

1) 2;

2) 3;

3) 4;

4) 5

А6 Характер оксида фосфора (V):

1) амфотерный;

2) нейтральный;

3) основный;

4) кислотный

А7 Красый фосфор превращается в белый:

1) при сгорании;

2) при нагревании в потоке воздуха;

3) при нагревании без доступа воздуха;

4) при освещении

 

А8 Охарактеризуйте белый фосфора:

1) ядовитый газ;

2) твердое вещество с неприятным запахом;

3) светящаяся жидкость;

4) бесцветное кристаллическое вещество

А9 Степень окисления фосфора в фосфине:

1) -2

2) -1

3) -3

4) -5

Часть 2

В1 Пользуясь текстом определите свойства фосфора и запишите соответствующее уравнение химической реакции:

В 1867 г. от ожогов скончалась итальянская эрцгерцогиня Матильда, которая случайно наступила на спичку, – ее платье было мгновенно охвачено пламенем. В те времена спички были весьма опасны: мало того, что зажигались они очень легко, а порой и неожиданно, в них содержался сильно ядовитый белый фосфор.

 

В2 В цепочке превращений Р  →  X   → РН3   определите вещество Х :

1) водород

2) кислород

3) оксид фосфора (V)

4) фосфид кальция

5) оксид  кальция

В3 Пользуясь текстом стихотворения, напишите свойство фосфора, о котором идет речь:  ___________________________________

В руках алхимиков впервые

В подвале мрачном засиял.

И чудесами всех факиров

Он многие века снабжал.

Тот светоносец знаменитый

Приходит чрез века опять,

Не для того чтобы светиться.

 Чтоб урожаи поднимать.

Он стал фосфористою бронзой,

Дает отличное литье,

Питает фосфор клетки мозга

И входит в спичек коробок.

Он назван элементом жизни,

Но в этом парадокс, друзья:

Есть фосфор в каждом организме.

Но белый фосфор есть нельзя!.

Часть 3

С1 Придумайте и решите задачу используя уравнение реакции горения фосфора, в которой необходимо было бы найти объем кислорода затраченного на реакцию, если дана масса фосфора вступающего в реакцию, имеющая какую-то массовую долю

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Бланк для ответов

 

Фамилия _______________________ Имя_________________ Класс______

 

А1

А2

А3

А4

А5

А6

А7

А8

А9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В1

Уравнение реакции____________________________________________________

 

В2

Вещество X_________________________________________________

 

 

В3       Свойства: _________________________________________

 

С3________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы к тесту по теме «Фосфор»

 

А1

 

А2

А3

А4

А5

А6

А7

А8

А9

2

 

2

2

1

3

4

3

1

3

 

 

 

 

 

 

 

 

В1

Уравнение реакции:          6Р  +  5КСlО3  =  5КСl  +  3Р2О5

 

 

В2

Вещество X                        Фосфид кальция

 

 

 

 

В3       Свойства: свечение, ядовитость, химическая активность, полезность для растений, способность давать соединения.

 

С3________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

 

СПЕЦИФИКАЦИЯ

тестовой работы по химии

для учащихся  9  классов по теме «Фосфор» .

 

 

Назначение тестовой работы

°        Оценить сформированность предметных достижений учащихся по теме «Фосфор»

°        Оценить  сформированность общепредметных умений

°        Оценить уровень деятельности

°        Оценить  сформированность метапредметных результатов

Документы, определяющие содержание экзаменационной работы:

-       Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Приказ № 1897)

-Примерная программа по учебным предметам.Химия.8- 9 классы: проект.- М.: Просвещение,2010.-48С.-(Стандарты второго поколения) 

-УМК  О.С.Габриелян для 9 класса

Условия применения

Работа рассчитана на учащихся 9 класса базового уровня общеобразовательных школ с 2-мя часами в неделю по учебно-методическому комплексу О.С.Габриелян, рекомендованному Министерством образования и науки Российской Федерации.

 

Структура тестовой работы

Работа призвана диагностировать:

- тематические результаты (умение характеризовать элемент по положению его в ПСХЭ, связывать зависимость свойств фосфора от строения его атома, знания областей применения фосфора);

- предметные результаты (нахождение степени окисления по формулам веществ, составление уравнений происходящих реакций, вычисления по химическим уравнениям, знание классификации веществ и т.д.);

- уровни деятельности ,

- метапредметные результаты (умение учащихся анализировать текст, выявлять основные проблемы, поставленные в нём, делать сравнение, различия, структуировать материал, делать выводы и заключения, объяснять, доказывать своё мнение, проводить расчеты, использовать математические приёмы и правила и т.д.)

 

 

 

 

 

Распределение заданий по основным диагностируемым показателям:

4.1 Распределение заданий по проверяемому содержанию темы

Проверяемое тематическое содержание

№ заданий

Количество заданий

Процент общего числа

 
 

Строение атома фосфора и его степени окисления

А1

 

1

 

7,5 %

 

Физические свойства фосфора

А9 В3

2

16 %

 

Аллотропные модификации фосфора и их строение и свойства

 

А2 А3 А7 А8

 

4

 

31 %

 

Химические свойства фосфора

А4 А5 А6 В2

4

31 %

 

Применение фосфора, основанное на его свойствах

В1

 

1

 

7,5 %

 

Задача расчетная

С1

 

7,5 %

 

 

 

 

 

 

ВСЕГО

1

13

100 %

 

 

 

4.2. Распределение заданий по диагностируемым предметным результатам

Проверяемые предметные результаты

№ заданий

Количество заданий

Процент общего числа

 
 

Умение составлять схему атома и электронную формулу по положению элемента в ПСХЭ, определять СО элементов

 

А1

 

 

1

 

 

7,5 %

 

Умение составлять формулы веществ по СО элементов

А1 А4  А5 А9 В1 В2 С

 

7

 

53,8 %

 

Умение составлять уравнения химических реакций, расставлять коэффициенты

 

А5 В1 В2 С

 

4

 

31 %

 

Умение определять массовую долю примесей в веществе

 

С

 

1

 

7,5 %

 

Умение находить количество вещества

С

1

7,5 %

 

Умение определять мольные отношения в реакции

 

С

 

1

 

7,5 %

 

Знание основных законов химии (закон Авогадро)

 

С

 

1

 

7,5 %

 

Умение классифицировать вещества

А4 А6

2

16 %

 

ВСЕГО

 

 

 

 

 

4.3. Распределение заданий по диагностируемым уровням деятельности

Уровни деятельности

№ заданий

Количество заданий

Процент общего числа

 
 

Информированность

А3 А4 А7 А8

4

31 %

 

Осознанность

А1 А2 А6 А9

4

31 %

 

Функциональная грамотность

А5

1

7,5 %

 

Частично-поисковый

В1 В2 В3

3

23 %

 

Исследовательский

С

1

7,5 %

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.4. Распределение заданий по диагностируемым метапредметным результатам

Проверяемые метапредметные результаты

№ заданий

Количество заданий

Процент общего числа

 
 

Умение работать с текстом, использование различных источников для получения химической информации

 

А1 А3 А4 А7 А8 В1 В3

 

 

7

 

 

54 %

 

Использование основных интеллектуальных операций:анализ, синтез, сравнение , обобщение, систематизация и т.д.

 

 

А2 А6 В2

 

 

3

 

 

23 %

 

Умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации

 

В1 В2 В3 С

 

3

 

23 %

 

Использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применение основных методов познания (системно-информационный анализ, моделирование)

 

 

 

 

С

 

 

 

 

1

 

 

 

 

7,5 %

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Время выполнения работы – 40 минут

 Система оценивания выполнения отдельных заданий и работы в целом

Задания  А1-А9 оцениваются по 1 баллу при правильном решении

Задания В1 – В3 оцениваются по 2 балла

Задание С оценивается 5 баллами при правильном решении. Это задание с политомической оценкой:

Составлено условие задачи –          1 балл

Написано уравнение реакции –       1 балл

Определены количества веществ – 1 балл

Определена чистая масса вещества по массовой доле примесей- 1 балл

Произведены вычисления и дан ответ- 1 балл

 

Дополнительные материалы и оборудование:

ü  Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева

ü  Таблица растворимости кислот, оснований, солей.

ü  Калькулятор

ü  Электрохимический ряд напряжений металлов

ü  Учебник О.С.Габриелян «Химия – 9»

ü  Бланки для ответов

 

№ п/п

Обозначение в работе

Тематические результаты

Предметные результаты

Уровень задания

Метапредметные результаты

Форма задания

Максимальный балл

Примерное время

1

А1

 

Строение атома СО

осознанность

 

Закрытый тест

1

1 мин

2

А2

 

 

осознанность

 

Закрытый тест

1

1 мин

3

А3

 

 

информационный

 

Закрытый тест

1

1 мин

4

А4

 

 

информационный

 

Закрытый тест

1

1 мин

5

А5

 

 

функциональная грамотность

 

Закрытый тест

1

1 мин

6

А6

 

 

осознанность

 

Закрытый тест

1

1 мин

7

А7

 

 

информационный

 

Закрытый тест

1

1 мин

8

А8

 

 

информационный

 

Закрытый тест

1

1 мин

9

А9

 

 

осознанность

 

Закрытый тест

1

1 мин

10

В1

 

 

частично-поисковый

 

Открытый тест

2

4 мин

11

В2

 

 

частично-поисковый

 

Открытый тест

2

3 мин

12

В3

 

 

частично-поисковый

 

Открытый тест

2

3 мин

13

С1

 

 

исследовательский

 

Творческое задание

5

10 мин

План теста

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Фосфор-элемент жизни и мысли»

(А.Е.Ферсман-академик)

 

В 1669 Хеннинг Бранд при нагревании смеси белого песка и выпаренной мочи получил светящееся в темноте вещество, названное сначала «холодным огнём».

 

Вторичное название «фосфор» происходит от греческих слов:

«фос» -свет, «феро»- несу.

 

Phosphorus- Светоносный.

 

Лавуазье  определил  фосфор, как новый химический элемент!

 

 

The_Alchemist_by_mouldiwarp

 

Фосфор – довольно распространенный химический элемент, содержание его в земной коре составляет 0,12 %. Из-за своей активности в свободном состоянии фосфор не встречается, а бывает только в виде соединений.

Фосфор содержится в костях, крови, мозге человека и животных, входит в состав растений. В организме взрослого человека около 1 кг фосфора.

Фосфор образует несколько аллотропных видоизменений. Важнейшие из них-белый, красный и черный фосфор. Имея на внешнем энергетическом уровне три неспаренных р-электрона, фосфор во всех своих модификациях образует по три химические связи за счет перекрывания р - орбиталей. Р- орбитали могут перекрываться так, что образуется молекула Р4  в форме правильной треугольной пирамиды, или тетраэдра, - это белый фосфор.

 

кристал бел

Красный и черный фосфор не имеет молекулярной структуры, для них характерна пространственная атомная решетка. Этим объясняется малая летучесть и плохая растворимость красного и черного фосфора по сравнению с белым.

Белый фосфор - ядовитое, бесцветное твердое кристаллическое вещество, почти нерастворимое в воде, но хорошо растворимое в органических растворителях, имеющее резкий чесночный запах. Белый фосфор химически чрезвычайно активен. Уже на воздухе при обычной температуре он медленно взаимодействует с кислородом. Это взаимодействие сопровождается свечением. При нагревании до 500 С белый фосфор воспламеняется.

 

 

 

Chemiluminiscence_by_BrownEyed_Girl

Если белый фосфор нагревать без доступа воздуха, он превращается в красный фосфор.

Красный фосфор представляет собой красно-бурый порошок и по свойствам резко отличается от белого фосфора. Он ядовит, ни в чем не растворяется. На воздухе окисляется медленно, загорается только при температуре 2600 С. При сильном нагревании красный фосфор, не плавясь, улетучивается. При охлаждении его паров образуется не красный, а белый фосфор.

В результате сгорания красного и белого фосфора образуется оксид фосфора (V)

4Р   +   5О2   =   2Р2О5

Черный фосфор образуется из красного при нагревании его до 3500 С под высоким давлением.

 Фосфор реагирует с металлами образуя фосфиды, проявляя при этом степень окисления -3.

3 Na  +  P  =  Na3P

Аналогично азоту фосфор образует с водородом соединение РН3, но непосредственно с водородом не реагирует. Фосфин РН3 очень ядовитый газ получается косвенным путем из фосфидов:

Са3Р2  +  6НСl  =  3СаСl2  +  2РН3

Смесь красного фосфора с бертолетовой солью воспламеняется при самом слабом трении или нажиме:

6Р  +  5КСlО3  =  5КСl  +  3Р2О5

Поэтому красный фосфор используется главным образом в спичечном производстве вместо ранее применявшегося белого фосфора.

 

 

   (Химия: Справочник для школьника / Сост. М.П.Александрова.-Д.:Сталкер, 1998)

 

 

Тест  по теме «Фосфор»

Часть 1.

К каждому из заданий А1-А9  даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Выбери правильный ответ и заполни в бланке ответов таблицу.

А1 Степень окисления  фосфора  в оксиде:

1)  + 4

2)  + 5

3)  + 1

4)   -  1

А2  Тип кристаллической решетки белого фосфора:

1) ионная;

2) молекулярная;

3) металлическая;

4) атомная

А3  У фосфора аллотропных модификаций:

1) две;

2) три;

3) четыре;

4) пять

А4 Соединения фосфора с металлами называются:

1) фосфиды;

2) сульфаты;

3) фосфаты;

4) фосфориды

А5 Коэффициет перед фосфором в уравнении реакции взаимодействия его с кислородом равен:

1) 2;

2) 3;

3) 4;

4) 5

А6 Характер оксида фосфора (V):

1) амфотерный;

2) нейтральный;

3) основный;

4) кислотный

А7 Красый фосфор превращается в белый:

1) при сгорании;

2) при нагревании в потоке воздуха;

3) при нагревании без доступа воздуха;

4) при освещении

 

А8 Охарактеризуйте белый фосфора:

1) ядовитый газ;

2) твердое вещество с неприятным запахом;

3) светящаяся жидкость;

4) бесцветное кристаллическое вещество

А9 Степень окисления фосфора в фосфине:

1) -2

2) -1

3) -3

4) -5

Часть 2

В1 Пользуясь текстом определите свойства фосфора и запишите соответствующее уравнение химической реакции:

В 1867 г. от ожогов скончалась итальянская эрцгерцогиня Матильда, которая случайно наступила на спичку, – ее платье было мгновенно охвачено пламенем. В те времена спички были весьма опасны: мало того, что зажигались они очень легко, а порой и неожиданно, в них содержался сильно ядовитый белый фосфор.

 

В2 В цепочке превращений Р  →  X   → РН3   определите вещество Х :

1) водород

2) кислород

3) оксид фосфора (V)

4) фосфид кальция

5) оксид  кальция

В3 Пользуясь текстом стихотворения, напишите свойство фосфора, о котором идет речь:  ___________________________________

В руках алхимиков впервые

В подвале мрачном засиял.

И чудесами всех факиров

Он многие века снабжал.

Тот светоносец знаменитый

Приходит чрез века опять,

Не для того чтобы светиться.

 Чтоб урожаи поднимать.

Он стал фосфористою бронзой,

Дает отличное литье,

Питает фосфор клетки мозга

И входит в спичек коробок.

Он назван элементом жизни,

Но в этом парадокс, друзья:

Есть фосфор в каждом организме.

Но белый фосфор есть нельзя!.

Часть 3

С1 Придумайте и решите задачу используя уравнение реакции горения фосфора, в которой необходимо было бы найти объем кислорода затраченного на реакцию, если дана масса фосфора вступающего в реакцию, имеющая какую-то массовую долю

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Бланк для ответов

 

Фамилия _______________________ Имя_________________ Класс______

 

А1

А2

А3

А4

А5

А6

А7

А8

А9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В1

Уравнение реакции____________________________________________________

 

В2

Вещество X_________________________________________________

 

 

В3       Свойства: _________________________________________

 

С3________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы к тесту по теме «Фосфор»

 

А1

 

А2

А3

А4

А5

А6

А7

А8

А9

2

 

2

2

1

3

4

3

1

3

 

 

 

 

 

 

 

 

В1

Уравнение реакции:          6Р  +  5КСlО3  =  5КСl  +  3Р2О5

 

 

В2

Вещество X                        Фосфид кальция

 

 

 

 

В3       Свойства: свечение, ядовитость, химическая активность, полезность для растений, способность давать соединения.

 

С3________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

 

СПЕЦИФИКАЦИЯ

тестовой работы по химии

для учащихся  9  классов по теме «Фосфор» .

 

 

Назначение тестовой работы

°        Оценить сформированность предметных достижений учащихся по теме «Фосфор»

°        Оценить  сформированность общепредметных умений

°        Оценить уровень деятельности

°        Оценить  сформированность метапредметных результатов

Документы, определяющие содержание экзаменационной работы:

-       Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Приказ № 1897)

-Примерная программа по учебным предметам.Химия.8- 9 классы: проект.- М.: Просвещение,2010.-48С.-(Стандарты второго поколения) 

-УМК  О.С.Габриелян для 9 класса

Условия применения

Работа рассчитана на учащихся 9 класса базового уровня общеобразовательных школ с 2-мя часами в неделю по учебно-методическому комплексу О.С.Габриелян, рекомендованному Министерством образования и науки Российской Федерации.

 

Структура тестовой работы

Работа призвана диагностировать:

- тематические результаты (умение характеризовать элемент по положению его в ПСХЭ, связывать зависимость свойств фосфора от строения его атома, знания областей применения фосфора);

- предметные результаты (нахождение степени окисления по формулам веществ, составление уравнений происходящих реакций, вычисления по химическим уравнениям, знание классификации веществ и т.д.);

- уровни деятельности ,

- метапредметные результаты (умение учащихся анализировать текст, выявлять основные проблемы, поставленные в нём, делать сравнение, различия, структуировать материал, делать выводы и заключения, объяснять, доказывать своё мнение, проводить расчеты, использовать математические приёмы и правила и т.д.)

 

 

 

 

 

Распределение заданий по основным диагностируемым показателям:

4.1 Распределение заданий по проверяемому содержанию темы

Проверяемое тематическое содержание

№ заданий

Количество заданий

Процент общего числа

 
 

Строение атома фосфора и его степени окисления

А1

 

1

 

7,5 %

 

Физические свойства фосфора

А9 В3

2

16 %

 

Аллотропные модификации фосфора и их строение и свойства

 

А2 А3 А7 А8

 

4

 

31 %

 

Химические свойства фосфора

А4 А5 А6 В2

4

31 %

 

Применение фосфора, основанное на его свойствах

В1

 

1

 

7,5 %

 

Задача расчетная

С1

 

7,5 %

 

 

 

 

 

 

ВСЕГО

1

13

100 %

 

 

 

4.2. Распределение заданий по диагностируемым предметным результатам

Проверяемые предметные результаты

№ заданий

Количество заданий

Процент общего числа

 
 

Умение составлять схему атома и электронную формулу по положению элемента в ПСХЭ, определять СО элементов

 

А1

 

 

1

 

 

7,5 %

 

Умение составлять формулы веществ по СО элементов

А1 А4  А5 А9 В1 В2 С

 

7

 

53,8 %

 

Умение составлять уравнения химических реакций, расставлять коэффициенты

 

А5 В1 В2 С

 

4

 

31 %

 

Умение определять массовую долю примесей в веществе

 

С

 

1

 

7,5 %

 

Умение находить количество вещества

С

1

7,5 %

 

Умение определять мольные отношения в реакции

 

С

 

1

 

7,5 %

 

Знание основных законов химии (закон Авогадро)

 

С

 

1

 

7,5 %

 

Умение классифицировать вещества

А4 А6

2

16 %

 

ВСЕГО

 

 

 

 

 

4.3. Распределение заданий по диагностируемым уровням деятельности

Уровни деятельности

№ заданий

Количество заданий

Процент общего числа

 
 

Информированность

А3 А4 А7 А8

4

31 %

 

Осознанность

А1 А2 А6 А9

4

31 %

 

Функциональная грамотность

А5

1

7,5 %

 

Частично-поисковый

В1 В2 В3

3

23 %

 

Исследовательский

С

1

7,5 %

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.4. Распределение заданий по диагностируемым метапредметным результатам

Проверяемые метапредметные результаты

№ заданий

Количество заданий

Процент общего числа

 
 

Умение работать с текстом, использование различных источников для получения химической информации

 

А1 А3 А4 А7 А8 В1 В3

 

 

7

 

 

54 %

 

Использование основных интеллектуальных операций:анализ, синтез, сравнение , обобщение, систематизация и т.д.

 

 

А2 А6 В2

 

 

3

 

 

23 %

 

Умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации

 

В1 В2 В3 С

 

3

 

23 %

 

Использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применение основных методов познания (системно-информационный анализ, моделирование)

 

 

 

 

С

 

 

 

 

1

 

 

 

 

7,5 %

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Время выполнения работы – 40 минут

 Система оценивания выполнения отдельных заданий и работы в целом

Задания  А1-А9 оцениваются по 1 баллу при правильном решении

Задания В1 – В3 оцениваются по 2 балла

Задание С оценивается 5 баллами при правильном решении. Это задание с политомической оценкой:

Составлено условие задачи –          1 балл

Написано уравнение реакции –       1 балл

Определены количества веществ – 1 балл

Определена чистая масса вещества по массовой доле примесей- 1 балл

Произведены вычисления и дан ответ- 1 балл

 

Дополнительные материалы и оборудование:

ü  Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева

ü  Таблица растворимости кислот, оснований, солей.

ü  Калькулятор

ü  Электрохимический ряд напряжений металлов

ü  Учебник О.С.Габриелян «Химия – 9»

ü  Бланки для ответов

 

№ п/п

Обозначение в работе

Тематические результаты

Предметные результаты

Уровень задания

Метапредметные результаты

Форма задания

Максимальный балл

Примерное время

1

А1

 

Строение атома СО

осознанность

 

Закрытый тест

1

1 мин

2

А2

 

 

осознанность

 

Закрытый тест

1

1 мин

3

А3

 

 

информационный

 

Закрытый тест

1

1 мин

4

А4

 

 

информационный

 

Закрытый тест

1

1 мин

5

А5

 

 

функциональная грамотность

 

Закрытый тест

1

1 мин

6

А6

 

 

осознанность

 

Закрытый тест

1

1 мин

7

А7

 

 

информационный

 

Закрытый тест

1

1 мин

8

А8

 

 

информационный

 

Закрытый тест

1

1 мин

9

А9

 

 

осознанность

 

Закрытый тест

1

1 мин

10

В1

 

 

частично-поисковый

 

Открытый тест

2

4 мин

11

В2

 

 

частично-поисковый

 

Открытый тест

2

3 мин

12

В3

 

 

частично-поисковый

 

Открытый тест

2

3 мин

13

С1

 

 

исследовательский

 

Творческое задание

5

10 мин

План теста

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Фосфор-элемент жизни и мысли»

(А.Е.Ферсман-академик)

 

В 1669 Хеннинг Бранд при нагревании смеси белого песка и выпаренной мочи получил светящееся в темноте вещество, названное сначала «холодным огнём».

 

Вторичное название «фосфор» происходит от греческих слов:

«фос» -свет, «феро»- несу.

 

Phosphorus- Светоносный.

 

Лавуазье  определил  фосфор, как новый химический элемент!

 

 

The_Alchemist_by_mouldiwarp

 

Фосфор – довольно распространенный химический элемент, содержание его в земной коре составляет 0,12 %. Из-за своей активности в свободном состоянии фосфор не встречается, а бывает только в виде соединений.

Фосфор содержится в костях, крови, мозге человека и животных, входит в состав растений. В организме взрослого человека около 1 кг фосфора.

Фосфор образует несколько аллотропных видоизменений. Важнейшие из них-белый, красный и черный фосфор. Имея на внешнем энергетическом уровне три неспаренных р-электрона, фосфор во всех своих модификациях образует по три химические связи за счет перекрывания р - орбиталей. Р- орбитали могут перекрываться так, что образуется молекула Р4  в форме правильной треугольной пирамиды, или тетраэдра, - это белый фосфор.

 

кристал бел

Красный и черный фосфор не имеет молекулярной структуры, для них характерна пространственная атомная решетка. Этим объясняется малая летучесть и плохая растворимость красного и черного фосфора по сравнению с белым.

Белый фосфор - ядовитое, бесцветное твердое кристаллическое вещество, почти нерастворимое в воде, но хорошо растворимое в органических растворителях, имеющее резкий чесночный запах. Белый фосфор химически чрезвычайно активен. Уже на воздухе при обычной температуре он медленно взаимодействует с кислородом. Это взаимодействие сопровождается свечением. При нагревании до 500 С белый фосфор воспламеняется.

 

 

 

Chemiluminiscence_by_BrownEyed_Girl

Если белый фосфор нагревать без доступа воздуха, он превращается в красный фосфор.

Красный фосфор представляет собой красно-бурый порошок и по свойствам резко отличается от белого фосфора. Он ядовит, ни в чем не растворяется. На воздухе окисляется медленно, загорается только при температуре 2600 С. При сильном нагревании красный фосфор, не плавясь, улетучивается. При охлаждении его паров образуется не красный, а белый фосфор.

В результате сгорания красного и белого фосфора образуется оксид фосфора (V)

4Р   +   5О2   =   2Р2О5

Черный фосфор образуется из красного при нагревании его до 3500 С под высоким давлением.

 Фосфор реагирует с металлами образуя фосфиды, проявляя при этом степень окисления -3.

3 Na  +  P  =  Na3P

Аналогично азоту фосфор образует с водородом соединение РН3, но непосредственно с водородом не реагирует. Фосфин РН3 очень ядовитый газ получается косвенным путем из фосфидов:

Са3Р2  +  6НСl  =  3СаСl2  +  2РН3

Смесь красного фосфора с бертолетовой солью воспламеняется при самом слабом трении или нажиме:

6Р  +  5КСlО3  =  5КСl  +  3Р2О5

Поэтому красный фосфор используется главным образом в спичечном производстве вместо ранее применявшегося белого фосфора.

 

 

   (Химия: Справочник для школьника / Сост. М.П.Александрова.-Д.:Сталкер, 1998)

 

 

Тест  по теме «Фосфор»

Часть 1.

К каждому из заданий А1-А9  даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Выбери правильный ответ и заполни в бланке ответов таблицу.

А1 Степень окисления  фосфора  в оксиде:

1)  + 4

2)  + 5

3)  + 1

4)   -  1

А2  Тип кристаллической решетки белого фосфора:

1) ионная;

2) молекулярная;

3) металлическая;

4) атомная

А3  У фосфора аллотропных модификаций:

1) две;

2) три;

3) четыре;

4) пять

А4 Соединения фосфора с металлами называются:

1) фосфиды;

2) сульфаты;

3) фосфаты;

4) фосфориды

А5 Коэффициет перед фосфором в уравнении реакции взаимодействия его с кислородом равен:

1) 2;

2) 3;

3) 4;

4) 5

А6 Характер оксида фосфора (V):

1) амфотерный;

2) нейтральный;

3) основный;

4) кислотный

А7 Красый фосфор превращается в белый:

1) при сгорании;

2) при нагревании в потоке воздуха;

3) при нагревании без доступа воздуха;

4) при освещении

 

А8 Охарактеризуйте белый фосфора:

1) ядовитый газ;

2) твердое вещество с неприятным запахом;

3) светящаяся жидкость;

4) бесцветное кристаллическое вещество

А9 Степень окисления фосфора в фосфине:

1) -2

2) -1

3) -3

4) -5

Часть 2

В1 Пользуясь текстом определите свойства фосфора и запишите соответствующее уравнение химической реакции:

В 1867 г. от ожогов скончалась итальянская эрцгерцогиня Матильда, которая случайно наступила на спичку, – ее платье было мгновенно охвачено пламенем. В те времена спички были весьма опасны: мало того, что зажигались они очень легко, а порой и неожиданно, в них содержался сильно ядовитый белый фосфор.

 

В2 В цепочке превращений Р  →  X   → РН3   определите вещество Х :

1) водород

2) кислород

3) оксид фосфора (V)

4) фосфид кальция

5) оксид  кальция

В3 Пользуясь текстом стихотворения, напишите свойство фосфора, о котором идет речь:  ___________________________________

В руках алхимиков впервые

В подвале мрачном засиял.

И чудесами всех факиров

Он многие века снабжал.

Тот светоносец знаменитый

Приходит чрез века опять,

Не для того чтобы светиться.

 Чтоб урожаи поднимать.

Он стал фосфористою бронзой,

Дает отличное литье,

Питает фосфор клетки мозга

И входит в спичек коробок.

Он назван элементом жизни,

Но в этом парадокс, друзья:

Есть фосфор в каждом организме.

Но белый фосфор есть нельзя!.

Часть 3

С1 Придумайте и решите задачу используя уравнение реакции горения фосфора, в которой необходимо было бы найти объем кислорода затраченного на реакцию, если дана масса фосфора вступающего в реакцию, имеющая какую-то массовую долю

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Бланк для ответов

 

Фамилия _______________________ Имя_________________ Класс______

 

А1

А2

А3

А4

А5

А6

А7

А8

А9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В1

Уравнение реакции____________________________________________________

 

В2

Вещество X_________________________________________________

 

 

В3       Свойства: _________________________________________

 

С3________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы к тесту по теме «Фосфор»

 

А1

 

А2

А3

А4

А5

А6

А7

А8

А9

2

 

2

2

1

3

4

3

1

3

 

 

 

 

 

 

 

 

В1

Уравнение реакции:          6Р  +  5КСlО3  =  5КСl  +  3Р2О5

 

 

В2

Вещество X                        Фосфид кальция

 

 

 

 

В3       Свойства: свечение, ядовитость, химическая активность, полезность для растений, способность давать соединения.

 

С3________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

 


Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн