Этап урока, описание задания
|
Описание деятельности учителя
|
Деятельность ученика
|
Личностные УУД
|
Познавательные УУД
|
Коммуникативные УУД
|
Регулятивные УУД
|
1.Организационный момент, этап освоения новых знаний (дидактическая задача – организовать и направить учебно-познавательную деятельность учащихся, дать учащимся представление о работе с исторической картой).

Слайды 1-2. Запись темы, беседа по вопросам:
Какие карты Вы знаете? В чем особенность исторических карт? - с опорой на материал учебника на Стр. 45 и личный опыт учащихся.
Формулировка, в ходе совместной беседы с учащимися, понятия: «историческая карта - это изображение территории в различные исторические времена».
|
Задает вопросы, комментирует ответы учащихся, помогает обобщить формулировку термина
|
Дают ответы на вопросы, анализируют материал учебника, формулируют понятие
|
оценивание усваиваемого содержания, исходя из личностных ценностей,
смыслообразование
|
поиск и выделение информации;
анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных),
подведение под понятие,
|
инициативное сотрудничество (с одноклассниками и учителем) в поиске и сборе информации
|
Целеполагание
планирование
контроль
|
Слайд 3. На примере карт в учебнике (стр.46-47) отработка навыков находить по исторической карет ответы на вопросы: «Что произошло?», «Где произошло?», «Когда произошло?».

|
Организует работу с исторической картой учебника
|
Отрабатывают навык чтения исторической карты
|
смыслообразование (Зачем мне нужно уметь читать историческую карту? Какую информацию я могу в ней найти?)
|
самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера
|
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
|
Контроль
коррекция
оценка способов действия по чтению исторической карты
|
Слайд 4. Работа с учебником стр. 47. Выделить из текста и выписать «Правила работы с исторической картой»
-
Прочитать название карты.
-
Определить время и исторические события, которые на ней изображены.
-
Изучить условные обозначения – «легенду карты».

|
Организует работу с текстом учебника: учит выделять главное. Искать ответы на поставленные вопросы
|
Анализируют фрагмент текста учебника
|
оценивание усваиваемого содержания, исходя из личностных ценностей,
смыслообразование
|
поиск и выделение информации
установление причинно-следственных связей;
- построение логической цепи рассуждений;
|
инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации
умение выражать свои мысли
|
Целеполагание
планирование
контроль
|
2.Этап практикум.
Слайд 5. На примере исторической карты учебника на стр. 48 найти ответы на вопросы:
1. Какой город был столицей Московского княжества?
2. Какие города были центрами ремесла и торговли?
3. Какие ханства граничили с Московским княжеством?
4. Что происходило с Московским княжеством с XIVв по XVIв?
5. Какова судьба Казанского ханства и Астраханского ханства?

|
Организует практическую работу по чтению исторической карты учебника: поясняет задание, корректирует, отвечает на вопросы, отмечает правильные ответы
|
Выполняют практическую работу, применяя навыки, полученные на предыдущем этапе урока
|
Смыслообразование
|
самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
|
Умение выражать свою точку зрения
сопоставление с ответами одноклассников
|
Планирование
контроль
коррекция
оценка
волевая саморегуляция
|
Слайд 6. Работа с учебником стр. 49-51. Ответ на вопрос: «В чем отличие плана от карты?». Отработка навыков работы с планом: анализируя планы исторических событий в учебнике найти ответы на вопросы:
Кто победил в Марафонской битве?
Какую военную хитрость использовали русские в Ледовом побоище?

|
Объясняет отличие исторического плана от карты
Организует самостоятельную работу
|
Ищут определение исторического плана
отвечают ан вопросы, анализируя изображения планов
|
оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей
смыслообразование
|
самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера
выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов
построение логической цепи рассуждений
|
Умение выражать свои мысли
|
Планирование
контроль
коррекция
оценка
волевая саморегуляция
|
3. Этап закрепления материала (дидактическая задача - установить уровень первичного осмысления нового содержания программного материала, практическое применение новых знаний).
Слайд 7. Придумать свои вопросы к карте на стр. 47.

|
Объясняет задание, помогает тем, кто испытывает трудности
|
Самостоятельно придумывают задания к карте по аналогии с выполненными ранее
|
оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей
смыслообразование
|
самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера
|
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
|
Планирование
контроль
коррекция
оценка
волевая саморегуляция
|