Н.В. Гоголь основные этапы жизни и творчества. Поэма «Мертвые души». История замысла. Построение поэмы.
Урок литературы в 9-м классе по творчеству Н.В. Гоголя
Тема: Н.В. Гоголь основные этапы жизни и творчества. Поэма «Мертвые души». История замысла. Построение поэмы.
Цели урока: Знакомство (обзорное) с жизнью и судьбой Гоголя, обобщение ранее изученного (викторина); история создания поэмы «Мертвые души»; построение поэмы и система образов.
Методические приемы: Рассказ учителя с элементами беседы, викторина.
Словарная работа: поэма, система образов.
Ход урока.
Оргмомент. Сообщение темы урока и целей.
Викторина по произведениям Н.В. Гоголя, изученным ранее.
В начале нашего урока я хочу провести небольшую викторину, которая станет реализацией вашего домашнего задания и подготовит к восприятию новой темы. Итак, вопросы викторины.
Викторина.
Где и когда родился Н. В. Гоголь?
Какое образование получил гоголь?
Как назывались гимназические литературные журналы, организатором и участником которых был Гоголь?
Какую женскую роль играл гоголь в ученическом спектакле?
Назовите первое опубликованное произведение Гоголя, каким псевдонимом оно было подписано?
В каком театре впервые была поставлена пьеса Гоголя «Ревизор»?
Кому принадлежат слова, сказанные после первого представления «Ревизора»: «Ну и пьеска! Всем досталось, а мне более всех!»?
Какую поговорку взял Гоголь эпиграфом к комедии «Ревизор»?
Обсуждение результатов викторины.
Рассказ учителя о жизни писателя.
Н. В. Гоголь… О творчестве и жизни русского писателя Николая Васильевича Гоголя известно многое, но очень малое известно о духовной жизни писателя.
Проникновение во глубину души потенциально доступно многим, однако лишь единицы устремляются от внешней жизни в иную “сторону”, точнее: в точку пересечения линий времени и пространства, за грань известного, изученного и будто бы ставшего законом для направления мысли. Возможно ли глубокое понимание творчества Гоголя сегодня?
Будущий писатель получил строго религиозное воспитание, что уже в детстве он проникся очарованием фольклора и истории. Обучаясь в Полтаве и Нежине, он мечтает о государственной службе, где мог бы бороться за справедливость. Однако в Петербурге его ждет крушение иллюзий и ряд неудач. Чиновничья столица ценит только деньги, средств для жизни не хватает, романтическая поэма «Ганц Кюхельгартен» встречена насмешками критики, в актерском поприще отказано, служба в Департаменте уделов принесла лишь разочарование. Только публикация в 1830 годуповести «Басаврюк, или Вечер накануне Ивана Купала» вводит его в пушкинский круг писателей.
Ранний Гоголь — писатель‑романтик с сильным религиозным уклоном. Он убежден, что поприще писателя обязывает его вести борьбу с современной жизнью, которая обезличивает души. Оружие в этой борьбе — смех, а сам он проповедник, пророк, несущий миру Слово Божье. Но этому Слову только тогда поверят, когда писатель пропустит через свое сердце страдания человеческие. Такое высокое представление о миссии писателя Гоголь сохранил на всю жизнь.
«Мертвые души».Замысел, история создания. Обзор содержания. Особенности жанра и композиции
Создание «Мертвых душ» Гоголь осознавал как главное дело своей жизни, к которому он долго готовился и которое обязан был выполнить, так как это предначертание Божье.
Уже с самых ранних лет в переписке писателя мелькают замечания о его будущем поприще и предназначении:
1) «Я сделаюсь человеком известным...» — пытается поступить в театр.
2) «Меня ожидает просторный круг действий» — служба в государственном Департаменте уделов.
3) «Я сделаю даже что‑то для общего добра» — чтение лекций по всеобщей истории в Петербургском университете.
4) «Назначение человека — служить, и вся жизнь есть служба... но как только я почувствовал, что на поприще писателя могу служить также службу государственную, я бросил все: и прежние должности, и Петербург, и общество близких мне людей, и самую Россию, затем чтобы вдали и в уединенье от всех обсудить, как это сделать, как произвести таким образом свое творение, чтобы показало оно, что я был также гражданин земли своей и хотел служить ей» — рождение замысла «Мертвых душ».
Если говорить о содержании, то следует обратить внимание на простоту сюжета поэмы, не стоит недооценивать обманную задумку Чичикова. На следующих уроках мы с вами будем говорить о том, почему его план покупки мертвых душ и получение за них денег в Опекунском совете сорвался.
Особенности жанра и композиции
Н. В. Гоголь задумал свою поэму благодаря А. С Пушкину, которого считал своим учителем. Он часто бывал у него (представить картину художника), часто перечитывал ему свои рукописи и советовался с поэтом. Ценителем творчества гоголя являлся также А. Жуковский.
Когда рукопись впервые была прочтена гоголем Пушкину и Жуковскому, один из них воскликнул «Боже, как грустна наша Россия!»
Поэма– лироэпический жанр, стихотворное повествовательное произведение с развернутым сюжетом и ярко выраженной лирической оценкой того, о чем повествуется.
В 11‑й главе «Мертвых душ» Гоголь замечает, что он не хочет ссориться со своим героем, ибо «еще немало пути и дороги придется им пройти вдвоем рука об руку; две большие части впереди — это не безделица». «Две большие части впереди» — о чем это?
Сообщение учителя
Поэма была задумана в трех томах, подобно «Божественной комедии» Данте, а по широте охвата действительности и пафосу должна быть подобна эпическим поэмам Гомера. «Божественная комедия» Данте состояла из трех частей: «Ад», «Чистилище», «Рай». Именно этой дорогой (1‑й том — ад, 2‑й том — чистилище, 3‑й том — рай) Гоголь решил провести своих героев, потому что верил в духовное возрождение каждого. Он был убежден, что этот путь открыт всем, даже плюшкиным, «если они захотят».
Но Гоголь переосмыслил сюжет поэмы Данте, создавая произведение о возрождении человеческого духа. Поэтому герои поэмы Гоголя должны были совершить духовный путь по кругам ада именно для того, чтобы очистить себя страданиями и раскаянием и стать идеальными.
Цель поэмы Гоголь считал воспитательной. Он желал показать всем путь преображения порочных героев в положительных, указав тем самым всему человечеству дорогу спасения от дьявола, сеющего зло.
«Мертвые души» задуманы как произведение колоссального масштаба и общечеловеческого смысла, но у писателя не было жизненного образца положительного героя, который мыслился Гоголем только как отвлеченная религиозно‑нравственная идея, поэтому замысел поэмы с самого начала был невыполним. Жанр поэмы включал в себя и эпический размах, и лирическое начало, которое по ходу повествования должно было усиливаться, превращая произведение в пророчество, поучение, мораль, религиозно‑мистическое прозрение.
Работа с опорной схемой. Построение поэмы «Мертвые души». Система образов.
Система образов- совокупность литературных героев в художественном произведении, их взаимодействие между собой, а также их роль в сюжете произведения и раскрытии авторского замысла.
Представление учителем опорной схемы. Построение поэмы «Мертвые души». Система образов.
Россия… Как много она значит для многих из нас! Как бы в дальнейшем ни складывалась наша жизнь, всегда в уголке нашего сердца, нашей души будет она с нами. Чувство Родины, России… Что оно значит для нас? Россия — это и наш дом, и мама, и та улица, на которой мы выросли, и наш русский хлеб с солью. Русская душа — такая широкая, прямая, эмоциональная. Помните у Гоголя: «Не так ли и ты, Русь, что бойкая, необгонимая тройка, несешься?»? Тройка — это не только Русь, но и вся ее природа, ее села и города, это все русское.
Вся Русь явилась в этом произведении. Вместе с авантюристом Чичиковым, цель которого была купить умерших крепостных крестьян, «мертвые души», мы увидели Россию XIX века с ее недостатками, пороками, с ее острыми социальными проблемами и противоречиями, помещичий и чиновничий мир, мир «мертвых душ», всю трагедию народа.
Многие страницы поэмы непосредственно посвящены Родине, России, ее будущему.
Вот царство чиновников, которое мы увидели во время путешествия Чичикова по России. Не случайно город, где остановился герой Гоголя в начале своего путешествия, автор назвал город N. Эта буква N означает, что во времена писателя таких обезличенных городов было много, все они были похожи друг на друга. Царство чиновников объято мертвым сном. Толкуя о привычках городских жителей, Гоголь делает замечание, позволяющее отнести символический смысл названия «Мертвые души» к городу: «Все те, которые прекратили давно уже всякие знакомства и знались только, как выражаются, с помещиками Завалишиным да Полежаевым (знаменитые термины, произведенные от глаголов полежать и завалиться, которые в большом ходу у нас на Руси)».
Мы видим ленивую Русь не только в образе помещиков, но и в облике самого города: «Он заглянул и в городской сад, который состоял из тоненьких дерев, дурно принявшихся, с подпорками внизу, в виде треугольников, очень красиво выкрашенных зеленою масляною краскою». Для городских жителей зеленая краска заменяет зелень деревьев. Гоголь издевательски сравнивает «дурно принявшиеся, тоненькие» деревца с их роскошным описанием в газетах. Да, раболепие царило в России и среди ее сентиментальных жителей.
А как же помещичья Россия? Путешествуя вместе с Чичиковым по страницам поэмы, видим, что реально существующие помещики на самом деле являются «мертвыми душами». Поместье Манилова — парадный фасад России. Внутри дома пусто, грязно, краски серые, а рядом уживается расточительная праздность.
Без всякой цели существования прожигает жизнь Ноздрев. Скупость Плюшкина обратилась в расточительство. Жизнь Коробочки — это олицетворение скопидомства в России. Получается, нет «живых душ» в городе N и в его округе? Что же, нет их и на Руси, вымерла она? А как же крестьяне? Герцен говорил, что в поэме Гоголя проступают «позади мертвых душ — души живые».
Все гоголевские помещики ― характеры яркие, индивидуальные, запоминающиеся. Но при всем их внешнем разнообразии суть остается неизменной: владея живыми душами, сами они давно превратились в души мертвые.
Простой русский народ талантлив, а Чичиков этого не замечает на протяжении всего своего путешествия, потому что он сам — «мертвая душа». «Проницательный же читатель» обязательно это заметит. Каретник Михеев, плотник Степан Пробка — их талантливость открывается в их сноровистости, в широте и щедрости души, в ярости и безудержном веселье… «Веселится бурлацкая ватага, прощаясь с любовницами и женами, высокими, стройными, в монистах и лентах; хороводы, песни, кипит вся площадь…» Живая сила народа подчеркнута и нежеланием крестьян терпеть гнет. Доказательство тому — убийство заседателя Дробяжкина, массовое бегство от помещиков.
Искажаются высокие и добрые качества в царстве «мертвых душ», гибнут крестьяне, доведенные до отчаяния. «Эх, русский народец! не любит умирать своею смертью!»
Итог урока
Свой великий труд Гоголь посвящает России, Родине, а отсюда тот утверждающий пафос, горячее лирическое чувство, которыми проникнуто все повествование: «Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несешься?.. <...> И, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства». Над второй частью поэмы писатель бился до изнеможения, но в 1845 году уже написанный второй том был сожжен. В 1848 году снова началась работа над вторым томом
«Мертвых душ», и вновь он был сожжен. Почему? Гоголь решил, что пророческого слова правды не получилось, что он не сможет более ничего дать России, и отказался не только от продолжения поэмы — отказался и от жизни. Он отвергал лекарства и пищу и умер4 марта 1852 года. «Второй том „Мертвых душ“ стал для Гоголя „подвижнической кельей“, где он бился и страдал до тех пор, пока не вынесли его бездыханным из нее», — говорил один из его ближайших друзей П. В. Анненков.
Размещено вс, 10/05/2015 - 10:45 пользователем Ivan Vasilevich Ivanov.
Сочинение на тему Живые и мёртвые души в поэме Н. В. Гоголя
Жизнь и смерть — две величайшие земные тайны. Связующим звеном между ними является душа человека, несущая ему радость и страдание, дающая ему величие и низость, смелость и трусость. Человек жив, пока живёт его душа. Но душа понимается нами не только как синоним биологической жизни, но и как внутренний мир человека. Духовностью ценен и интересен человек, а бездуховность несёт ему смерть при жизни.
Почти все крупные русские писатели XIX века обращались к проблеме «живой» и «мёртвой» души, воплощая её в размышлениях о нравственных страданиях человека. Эстафету подхватили современные художники слова. «Солнце мёртвых» И. Шмелёва, «Живи и помни» В. Распутина, «Котлован» А. Платонова — книги, дающие возможность обнаружить новые глубины и сложные переплетения этой проблемы. Давайте же обратимся к одному из этих произведений, чтобы ещё раз осмыслить, что стоит за словами «живые» и «мёртвые» души.
Мертвенность, уродливость, бессмысленность — таковы характеристики мира, в котором живут и действуют герои. Каковы же эти герои? Чего они хотят? К чему стремятся?
«Вощев сложил вещи в мешок и вышел с ним наружу, чтобы на воздухе лучше понять своё будущее». Использованное автором придаточное предложение цели помогает нам ощутить тему встречи героя с собой, осмысление им себя в жизни и самой жизни. Вощев мучительно ищет истину «среди общего темпа труда». Истина для него вещественна, осязаема и воспринимается им как вполне конкретный предмет. Может быть, поэтому герой полагает, что истина должна храниться «в веществе другого, ближнего человека». И волнует Вощева вопрос: «Каждое ли производство жизненного материала даёт добавочным продуктом человеческую душу?» Герой осознаёт бессмысленность своего труда: «Глина хороша для кирпича, для нас же она мала». И не может он «жить среди бездушных обстоятельств», когда «начало всему забыто и конец неизвестен, осталось лишь направление». Он ощущает внутреннюю пустоту, причина которой кроется в отсутствии смысла существования, и, наверное, поэтому смотря на Млечный путь, томится ожиданием: «Когда же там будет вынесена резолюция о прекращении вечности времени…» Разгадку истины Вощев видит в смерти.
Очень часто в «Котловане» трудно прочертить грань между живыми и мёртвыми. Автор общепролетарского дома инженер Прушевский убеждён, что дом должен быть населён людьми, а люди наполнены теплотой жизни, которая однажды была названа душой. Душа для него — непременное проявление жизни. Однако Прушевский не может «предчувствовать устройство души поселенцев общего дома» и потому мучается. «Мне никто не рад», — считает герой и ищет смерти.
Смертоносная идея овладевает даже маленькой Настей: «Надо плохих людей убивать, а то хороших очень мало». Но перед смертью душа девочки оживает. Настя хочет узнать, где «четыре времени года», стремится к умершей матери… На пороге смерти маленькая девочка возвращается к живым истокам бытия.
Хотя Вощев, Прушевский и Настя говорят о смерти, но души их живы. Герои ищут смысл жизни, и в этом можно видеть знак их духовного воскресения…
Героям, сумевшим сохранить живую душу, в повести противопоставлены «мёртвые» души. По воле автора перед нашим мысленным взором возникает множество персонажей — «мертвецов». Это Сафронов — исполнитель приказов и директив, который считает, что пролетариат «живёт для производительности труда», и деревенский активист, и строители котлована. Как же иначе можно понять их состояние, когда «никто не видел снов и не разговаривал с воспоминаниями, каждый существовал без излишка жизни…»
Повесть А. Платонова производит сильное впечатление. Читая текст, в котором часто присутствует гротеск, мы понимаем, что причина напряжения языка и его особенности кроются в том, что писатель почувствовал: с Россией, с душой её народа происходит что-то неладное. А почувствовав неладное, Платонов решил помочь человеку сохранить «живую» душу.
Что же по мнению Платонова, необходимо человеку, чтобы жить достойно? Труд, память, забота живущих друг о друге и, конечно, любовь! Именно об этом писатель говорит в своём произведении.
На: Н.В. Гоголь основные этапы жизни и творчества. Поэма «Мертвы
Сочинение на тему Живые и мёртвые души в поэме Н. В. Гоголя
Жизнь и смерть — две величайшие земные тайны. Связующим звеном между ними является душа человека, несущая ему радость и страдание, дающая ему величие и низость, смелость и трусость. Человек жив, пока живёт его душа. Но душа понимается нами не только как синоним биологической жизни, но и как внутренний мир человека. Духовностью ценен и интересен человек, а бездуховность несёт ему смерть при жизни.
Почти все крупные русские писатели XIX века обращались к проблеме «живой» и «мёртвой» души, воплощая её в размышлениях о нравственных страданиях человека. Эстафету подхватили современные художники слова. «Солнце мёртвых» И. Шмелёва, «Живи и помни» В. Распутина, «Котлован» А. Платонова — книги, дающие возможность обнаружить новые глубины и сложные переплетения этой проблемы. Давайте же обратимся к одному из этих произведений, чтобы ещё раз осмыслить, что стоит за словами «живые» и «мёртвые» души.
Мертвенность, уродливость, бессмысленность — таковы характеристики мира, в котором живут и действуют герои. Каковы же эти герои? Чего они хотят? К чему стремятся?
«Вощев сложил вещи в мешок и вышел с ним наружу, чтобы на воздухе лучше понять своё будущее». Использованное автором придаточное предложение цели помогает нам ощутить тему встречи героя с собой, осмысление им себя в жизни и самой жизни. Вощев мучительно ищет истину «среди общего темпа труда». Истина для него вещественна, осязаема и воспринимается им как вполне конкретный предмет. Может быть, поэтому герой полагает, что истина должна храниться «в веществе другого, ближнего человека». И волнует Вощева вопрос: «Каждое ли производство жизненного материала даёт добавочным продуктом человеческую душу?» Герой осознаёт бессмысленность своего труда: «Глина хороша для кирпича, для нас же она мала». И не может он «жить среди бездушных обстоятельств», когда «начало всему забыто и конец неизвестен, осталось лишь направление». Он ощущает внутреннюю пустоту, причина которой кроется в отсутствии смысла существования, и, наверное, поэтому смотря на Млечный путь, томится ожиданием: «Когда же там будет вынесена резолюция о прекращении вечности времени…» Разгадку истины Вощев видит в смерти.
Очень часто в «Котловане» трудно прочертить грань между живыми и мёртвыми. Автор общепролетарского дома инженер Прушевский убеждён, что дом должен быть населён людьми, а люди наполнены теплотой жизни, которая однажды была названа душой. Душа для него — непременное проявление жизни. Однако Прушевский не может «предчувствовать устройство души поселенцев общего дома» и потому мучается. «Мне никто не рад», — считает герой и ищет смерти.
Смертоносная идея овладевает даже маленькой Настей: «Надо плохих людей убивать, а то хороших очень мало». Но перед смертью душа девочки оживает. Настя хочет узнать, где «четыре времени года», стремится к умершей матери… На пороге смерти маленькая девочка возвращается к живым истокам бытия.
Хотя Вощев, Прушевский и Настя говорят о смерти, но души их живы. Герои ищут смысл жизни, и в этом можно видеть знак их духовного воскресения…
Героям, сумевшим сохранить живую душу, в повести противопоставлены «мёртвые» души. По воле автора перед нашим мысленным взором возникает множество персонажей — «мертвецов». Это Сафронов — исполнитель приказов и директив, который считает, что пролетариат «живёт для производительности труда», и деревенский активист, и строители котлована. Как же иначе можно понять их состояние, когда «никто не видел снов и не разговаривал с воспоминаниями, каждый существовал без излишка жизни…»
Повесть А. Платонова производит сильное впечатление. Читая текст, в котором часто присутствует гротеск, мы понимаем, что причина напряжения языка и его особенности кроются в том, что писатель почувствовал: с Россией, с душой её народа происходит что-то неладное. А почувствовав неладное, Платонов решил помочь человеку сохранить «живую» душу.
Что же по мнению Платонова, необходимо человеку, чтобы жить достойно? Труд, память, забота живущих друг о друге и, конечно, любовь! Именно об этом писатель говорит в своём произведении.
http://gizmolord.ru/zhivye-i-myortvye-dushi-v-poemu-n-v-gogolya/