основы научно-исследовательской деятельности. Элективный курс
Submitted by Ольга Жукова on чт, 28/03/2013 - 00:08
пояснительная записка.
Происходящие в современности изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициацией, навыка самостоятельного движения в информационных полях, формирования у обучающегося универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем — профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности. В данной ситуации становится актуален данный элективный курс, который предназначен для учащихся 10-11-х классов, способных заниматься исследовательской деятельностью.
Цель курса:
оказать методическую поддержку учащимся при проведении исследовательских работ и подготовке выступлений (презентаций) на различных научно-практических конференциях и конкурсах школьников.
Основные задачи курса:
Обучить основам научных методов, единых для большинства наук, дать представление о планировании эксперимента.
Дать представление о научной логике и изучить ее основы.
Привить навыки самостоятельной научной работы, развить творческое отношение к исследованию.
Сформировать представление о различных видах письменных научных работ.
Обучить школьников основам оформления работы.
Пробудить интерес школьников к изучению проблемных вопросов.
Научить продуманной аргументации и культуре рассуждения
Формы проведения занятий: консультирование, практические и семинарские занятия, беседы, деловые игры, социологические исследования процессов, лекция, практические занятия, лабораторные занятия, работа в архивах, библиотеках, работа в компьютерном классе.
Требования к ученику:мотивационный выбор темы исследования; интерес к научному познанию, к экспериментальной работе.
Контроль:выполнение зачетной работы (составление плана исследования, представление документации по экспериментальной части работы, составление картотеки по обработке научной литературы и т.д.)
По окончании изучения курса учащиеся должны
знать:
виды различных исследовательских работ;
структуру научно-исследовательской работы;
методы научного исследования.
уметь:
работать с различными источниками информации;
обосновывать актуальность выбранной темы;
уметь составлять индивидуальный рабочий план; библиографический список, анкету, тезисы к работе и т.д.
выполнять компьютерную верстку научно-исследовательской работы.
Выступать с докладом и вести дискуссию по теме своей работы.
Структура курса. Содержание спецкурса охватывает весь процесс научного исследования и разделен на шесть частей.
Во «Введении» рассматриваются основные виды исследовательских работ и дается обзор основных региональных и всероссийских научно-практических конференций и конкурсов школьников.
Вторая часть курса «Методология научного творчества» является исходной теоретической базой для последующей работы. Она включает изучение основных понятий научно-исследовательской работы, общей схемы научного исследования, методов научного познания, способов применения логических законов и правил, методов поиска информации.
В третьей части рассматриваются этапы работы в рамках научного исследования:
Четвертая часть курса посвящена оформлению исследовательской работы.
В заключительной части содержатся рекомендации по представлению результатов исследовательской работы в ходе процедуры ее защиты.
При условии, что школьники быстро усваивают начальные сведения из третьего раздела и готовы их применять к конкретно выбранному исследованию, можно следующие части раздела чередовать с выполнением практической части.