ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ НА ОСНОВЕ КУЛЬТУРНЫХ ТРАДИЦИЙ КУБАНСКОГО КАЗАЧЕСТВА
Submitted by Ольга Жукова on чт, 28/03/2013 - 00:03
Духовно-нравственное воспитание на основе культурных традиций кубанского казачества
МБОУ СОШ №2
Каневской район
На современном этапе реформирования российского общества одним из основных направлений системы образования является духовно-нравственное становление молодежи, формирование гуманистических, социально-значимых ценностей и образцов гражданского поведения, национального, этнического самосознания. Открытие классов казачьей направленности в школах Краснодарского края предполагает создание благоприятной культурной среды для воспитания подрастающего поколения.
Традиции казачества позволяют привить учащимся духовно-нравственный иммунитет против пошлости, в них заключено высокое целомудрие, торжество добра и правды, высокой духовно-нравственной культуры, патриотизма, поиски красоты вечной и непреходящей. На этих позициях учителя, работающие в классах и группах казачьей направленности, стоят и сегодня. В современных социокультурных условиях содержание образования в казачьих классах и группах определяется важнейшей задачей школы и семьи являются раскрытие и сохранение лучших человеческих качеств подлинно народного кубанского характера, таких как: уважение старших, заботливое отношение к детям, больным, слабым, сиротам, обожествление хлеба, земли, трудолюбие, терпение, скромность, гостеприимство и другие.
Каким образом реализуются задачи этнопедагогики в нашей школе?
Через внеурочную деятельность:
- внеклассные мероприятия, часы;
- экскурсии;
- музыкальный фольклор.
В школе функционируют творческие коллективы, в репертуар которых входят казачьи танцы и песни, кубанский пляс, кубанская молодежная, этюды на Кубанскую плясовую и другие.
В течение нескольких лет в школе создан и действует «Клуб казачьей доблести и славы», который объединяет юношей старших классов.
Задачи:
1. Возрождение казачьих традиций.
2. Подготовка к службе в армии.
3. Подготовка к участию в казачьих мероприятиях района, края, запланированных кубанским казачьим войском.
В клубе осуществляются занятия прикладными видами спорта (стрельба, рукопашный бой, проводятся занятия в тренажерном зале).
Клубом проведены мероприятия:
показательные выступления учащихся клуба по военно-прикладным видам спорта;
военно-спортивная эстафета «А ну-ка, парни!».
В программе работы клуба первостепенное – физическое совершенствование, изучение основ православной культуры, истории и традиций казачества, значительная поисковая деятельность, работа с казачатами из классов казачьей направленности. В школьных конкурсах «Лидер здоровья», «Вперед, гардемарины», строя и песни, «Меткий стрелок», эти ребята всегда первые.
Возрождение духовных, исторических и военно-патриотических традиций Кубанского казачества получило признание в классах казачьей направленности, которых в школе шесть. Поэтому к основному содержанию в классах казачьей направленности, отличающему их от прочих общеобразовательных классов, отнесены такие учебные дисциплины как:
- кубановедение,
- основы православной культуры,
- история и традиции кубанского казачества,
- традиционная физическая культура кубанского казачества.
На каждой образовательной ступени решаются актуальные воспитательные задачи по формированию осознания себя частью народной культуры кубанских казаков. Так, в начальной школе осуществляется знакомство и приобщение к культуре, традициям, истории кубанского казачества через примеры казачьего прошлого и настоящего своей семьи, станицы, города, тем самым начинается формирование любви к родной земле, гордости за принадлежность к казачьему роду. В основной школе центральное место в деятельности педагога отводится формированию личности патриота через активное участие школьников в проектировочной, игровой, исследовательской, спортивной деятельности. В старшей школе завершается формирование гражданского сознания выпускника – гражданина России и патриота Кубани, умеющего самостоятельно принимать решения и готового к действенному служению Отечеству.
Большие возможности для формирования патриотизма и гражданственности учащихся классов казачьей направленности дает внеклассная воспитательная работа. В практике работы педагогов, работающих в этих классах, встречаются следующие формы работы:
- приглашение и выступление перед учащимися казаков-наставников;
- экскурсии, встречи с интересными людьми - носителями традиционной культуры;
- беседы, просмотры видеофильмов;
- участие в казачьих парадах, спортивных соревнованиях, творческих объединениях дополнительного образования детей.
Сердцем и душой воспитания гражданина земли Кубанской стал школьный музей, в фондах которого более 1500 экспонатов, материалов, фотографий, предметов быта и интерьера, коллекций, собранных учащимися школы. Вспомогательный фонд составляет материалы по краеведению: «Суворов А.В. на Кубани», и «Кубанский диалект и фольклор», «Из истории школы», «Дом нашего детства…». Казачата– проводники поиска «Они живут рядом» (о знаменитых людях микрорайона школы), инициаторы праздников жителей микрорайона «Казачья ярмарка», «Родословная улиц».
Выставки, музейные уроки, встречи с казаками, поэтами, летописцами, презентации, театрализованные представления, конкурсы, игры, экскурсии, поездки – неполный спектр форм работы в школьном музее под руководством хранительницы музея Гасановой Р.И. Выставки на базе музея привлекают внимание жителей микрорайона (в этом году они организованы по темам: «Старая вышивка», «Интерьер кубанской хаты»).
По традиции первое знакомство со школой начинается со школьного музея, где самые маленькие, дошколята, открывают страницу познаний «Я и мой мир», знакомятся с азбукой своей принадлежности: себе, семье, школе, станице, краю, России.
За прошедшие годы накоплен, обобщен и широко представлен опыт работы коллектива по этнопедагогике, по утверждению традиций, неотъемлемых от казачьих устоев: Это путь от отдельных мероприятий до системы работы, начиная с предшкольной подготовки до выпуска.
Не готовиться к жизни, а жить помогает школьное пространство самоутверждения, великая ответственность перед собой, перед семьей, перед Родиной за свое настоящее и будущее.
XXI век, каким ему быть – во многом зависит от нас, учителей.
Не прием, не метод, а система является ключевым понятием не педагогике будущего, а педагогике сегодняшнего дня.
У детей есть громадный блок психологической защиты, который покоится на трех китах: вере, творчестве, мечте.
В качестве ценностных ориентиров мы принимаем казачьи ценности Истины, Добра, гражданственность, патриотизм, толерантность, здоровый образ жизни, экологическое мышление.
Использование культурных традиций кубанского казачества в процессе обучения и воспитания наших детей – в этом мы видим залог успешного становления современной, региональной, самобытной кубанской школы, ориентированной на воспитание человека, труженика, гражданина и патриота своей Кубани, своей Родины.