Официальный сайт synclub 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Промышленный переворот в Англии

Submitted by Светлана Александровна Растова on Wed, 27/03/2013 - 19:41
Данные об авторе
Автор(ы): 
Растова Светлана Александровна
Место работы, должность: 
МБОУ СОШ №2 им.А.Г.Малышкина р.п.Мокшан,учитель истории и обществознания
Регион: 
Пензенская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Класс(ы): 
7 класс
Предмет(ы): 
История
Цель урока: 

 

Знакомство с промышленным переворотом в Англии как закономерным процессом назревших потребностей производства

 

Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
29
Используемые учебники и учебные пособия: 

А.Я. Юдовская "Новая история"

Используемая методическая литература: 

Методическое пособие по новой истории А.Я.Юдовская

Используемое оборудование: 

 

Компьютерная презентация «Промышленный переворот в Англии»,  

Краткое описание: 
План урока : 1. Аграрная революция в Англии. 2. Условия ( предпосылки) промышленного переворота. Промышленный переворот. 3. Развитие промышленного переворота и его первые итоги 4. Фабрика в жизни рабочих семей и предпринимателей. 5. Движения протеста. Разрушители машин.

 

Урок истории в 7-м классе по теме: "Промышленный переворот в Англии"

Цель: знакомство с промышленным переворотом в Англии как закономерным процессом назревших потребностей производства

 

Задачи урока    

 

·         Обучающие:

·         Продолжить изучение истории Англии

·         рассмотреть предпосылки промышленного переворота и связанного с ним аграрного переворота в деревне, выяснить его сущность и общественные последствия;

·          

·         познакомить учащихся с деятельностью первичных изобретений в Англии в эпоху нового времени.

·         Развивающие:

·         развитие умения доказательства фактов на конкретном  материале;

·         развитие умения работы с текстом учебника;

·         развитие мыслительно-аналитической деятельности при работе с таблицей; умения систематизировать знания.

·         Воспитательные:

·         воспитание уважения к достижениям науки и техники как к результатам труда человека.

Планируемые результаты изучения материала

Учащиеся анализируют сущность промышленного переворота и понимают, что в результате этого процесса создаются условия для развития индустриального общества.

 

Методы обучения и формы организации учебной деятельности

Проблемный или частично поисковый метод.

Варианты проблемных заданий: 1. В Англии в условиях развития промышленного переворота росло движение протеста – разрушителей машин. Чем можно объяснить столь странное, с нашей точки зрения, поведение англичан?

                                                            2. Какова сущность понятий - «промышленный переворот» и «индустриальное общество»? Связаны ли эти понятия между собой? Можно ли утверждать о развитии промышленного переворота и индустриального общества в Англии?

 

Форма урока: комбинированный урок с элементами лабораторной работы.

 

Приемы деятельности учителя: образное повествование, организация работы класса с таблицей, текстом учебника (условия промышленного переворота), персонификация (изобретатели), эвристическая беседа, обучение учащихся решению учебных проблем и предъявлению результатов самостоятельной деятельности.

Развитие умений учащихся

Анализируют и выделяют главное, , составляют таблицу, учатся доказывать, формируют личностное отношение к содержанию, учатся определять круг необходимых знаний для решения проблемы (что мне надо знать для решения проблемы, что я уже знаю, что мне необходимо узнать), представляют результаты познавательной деятельности

 

Основные понятия и термины

Аграрная революция, промышленный переворот, фабрика, луддизм, индустриализация

 

 

Тип: урок изучения нового материала.

Оборудование: учебник, компьютерная презентация «Промышленный переворот в Англии», 

 

       План урока : 


1. Аграрная революция в Англии.

2.   Условия ( предпосылки) промышленного переворота.  Промышленный переворот.

3.  Развитие промышленного переворота и его первые итоги

4. Фабрика в жизни рабочих семей и предприни­мателей.

5. Движения протеста. Разрушители ма­шин.

                                  

 

                   

 

Ход урока

    I.Организационный момент.

--- Разминка.

            II. Вводная беседа, постановка целей урока.

На примере истории Англии XVIII века мы с вами познакомимся с таким явлением, как промышленный переворот. Промышленный переворот является закономерным процессом для тех стран, в которых формировалось индустриальное общество. Первой на этот путь в 60-70 гг. XVIII века вступила Англия.  Поэтому нам с вами очень важно разобраться в предпосылках, сущности и последствиях промышленного переворота. В ходе урока мы попытаемся найти ответы на эти вопросы.

-   Вступительная беседа, актуализация знаний.

Промышленный переворот часто называют промышленной революцией.

- А что такое революция?

- А что бы мы назвали промышленной революцией? (Коренные изменения в промышленном производстве).

- Какие виды предприятий существовали в Англии в XVI- XVII веках?

- Что такое мануфактура?

Итак, мануфактура основана на ручном труде, т.о. мы имеем в виду коренной переворот в промышленной сфере, т.е. переход от ручного труда к машинному.

А почему мы с вами изучаем эту тему на примере Англии? (Актуализация знаний)

Какое событие произошло в этой стране в XVII веке? (В XVII веке в Англии произошла буржуазная революция, которая уничтожила абсолютную монархию и в стране утвердилась конституционная  (парламентская монархия). К власти пришли богатые землевладельцы, купцы и предприниматели.  Внутренняя и внешняя политика английского,  парламента проводилась в интересах правящих кругов , создавала благоприятные условия для развития капитализма . Т. о. английская революция , установление конституционной монархии  углубили кризис традиционного общества и способствовали развитию общества современного( индустриального).

Кроме того, в Англии к сер. XVIII века произошла аграрная революция.  ( Начало капиталистических отношений  в английской деревне было положено в 16 в. С началом процесса огораживания .  К н. 18 в. Феодальные отношения в английской деревне были сломлены окончательно. Исчез мелкий собственник, все земельные владения были сосредоточены в руках лендлорда. Т.о. собственность была в руках лендлорда – землю арендовал фермер- работал на ней крестьянин- батрак( наемный рабочий). Аграрная революция и подготовила промышленный переворот в городе.

III. Этап изучение нового материала

1. Условия ( предпосылки) промышленного переворота.  Промышленный переворот.

Для успешного развития промышленного переворота нужны три условия.  Какие? (а) накопление богатств, для создания крупных предприятий; б)свободные люди, лишенные средств производства; в) рынок сбыта товаров.) Поработайте с текстом учебника с. 199-200 и найдите доказательства существования в Англии этих предпосылок. ( 1а) В руках у английских предпринимателей и банкиров накопились капиталы, ждущие выгодного использования. Источники накопления: земельные спекуляции внутри страны, ограбление колоний, расцвет банковского дела и торговли, работорговля; б) в результате аграрной революции земли сосредоточились в руках крупных собственников, крестьянство исчезло, в с/ х стали использовать труд арендаторов- фермеров. Лишившиеся земли крестьяне составили огромный рынок свободной рабочей силы; в) рынок сбыта товаров: новые колонии, растущие города и городское население.

Предпосылки промышленного переворота

Наличие этих условий в Англии

Свободные люди

 

Сложился рынок сбыта товаров

 

Накопление богатств

 

 

Выполнив задания, учащиеся озвучивают их, делая выводы о том, что в Англии к н.18 в . сложились условия для промышленного переворота.

Итак, мы выяснили , что условия для промышленного переворота в Англии были. Пришло время определить сущность данного явления.Попробуйте наоснове известных уже фактов дать определения понятию «промышленный переворот».

После ответа учащиеся делают запись в тетрадь:

Промышленный переворот – это переход от ручного труда к машинному, от мануфактурного производства к фабричному.

2.Развитие промышленного переворота и его первые итоги

Скопившееся огромные капиталы надо было выгодно использовать. Получению максимальной прибыли мешал низкий уровень развития производства. Купцы наводнили Англию дешёвыми и высококачественными тканями – муслинами. Продукция английских прядильщиков и ткачей была более грубой, менее практичной.

-Как можно было устранить конкуренцию индийским тканям?

(повысить качество и снизить цену английских тканей)

-Каким образом можно было организовать производство дешевых тканей?

(внедрить в производство различные изобретения – при помощи машин)

Познакомимся с изобретениями XVIII века.

 

1733г. – Джон Кей – прядильный станок с «летучим челноком»

1765г. – Джеймс Харгривс – механическая прялка «Дженни»

1785г. -  Эдмунд Картрайт – механический ткацкий станок на основе парового двигателя

–   Джеймс Уатт – паровая машина

В 1771г.  Ричард Аркрайт построил первую фабрику.

 «Важнейшие изобретения в период промышленного переворота».

Выполнив задание,  определите, какие технические изобретения сделали промышленный переворот возможным? Пользуйтесь учебником стр. 200- 201.

Изобретатель

Изобретение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся представляют результаты работы.

Более подробно мне бы хотелось, остановиться на человеке чье изобретение было не только великим, но и долгожданным – это Джеймс Уатт именно он является «отцом» паровой машины. 
Рассказ о Джеймсе Уатте (или сообщение о нем ученика) мо­жет быть дополнен материалом, позволяющим создать представ­ление о типе человека-изобретателя. 
Уатт не получил инженерного образования. Болезненный ребенок, он занимался в начальной и средней школе с большими перерывами и слыл среди одноклассников довольно туповатым. Только в 13 лет математиче­ские способности позволили ему выйти в число первых учеников, что смутило прежних насмешников.

Находясь в гостях у своего дяди — профессора древних языков уни­верситета в Глазго, он начал проводить опыты по химии и физике. Джеймс любил работать один, в тишине, спокойно и неторопливо обдумывать сделанное, проверять свои мысли на опыте. 

Так он и рос: тихим, болезненным, начитанным, наблюдательным и аккуратным, любящим размышлять и мастерить. Мальчик умел пользо­ваться многими инструментами, освоил даже литейное дело.

В 19 лет он отправился в Лондон и там поступил учеником в мас­терскую, изготовлявшую навигационные инструменты. Через год юноша вернулся в Глазго, а затем стал мастером-инструментальщиком при уни­верситете.

В 1764 г. один из университетских профессоров поручил Уатту отре­монтировать модель паровой машины Ньюкомена. Знакомство с этой не­совершенной моделью натолкнуло Уатта на мысль создать иную машину, и началась работа. 

«Субботний день (1765 г.) был чудесен, и я отпра­вился на прогулку,— вспоминал потом Уатт.— Все мои мысли были со­средоточены на решении занимавшей меня проблемы. Подошел к дому пастуха, и в этот момент в голове у меня мелькнула мысль: поскольку пар является эластичным телом, он ринется в вакуум. Если между ци­линдром и выхлопным устройством будет существовать соединение, то пар проникнет туда. Именно там его можно будет конденсировать, не ох­лаждая при этом цилиндра... Когда я дошел до Гольфхауза, в моей голове сложилось полное представление о том, что необходимо было сде­лать». 

Уатт построил свою модель паровой машины. Вот так, во время прогулки была решена проблема. 

А в 1784г. Джеймс Уатт получил патент на паровой двигатель. Это дало серьезный толчок английской промышленности.

 Запись в тетради: 1784г. - Уатт получил патент на паровой двигатель.


Английские изобретения быстро перенимали и в других странах, которые стремились к постоянному техническому обновлению.

 

Итак, работу на предприятиях стали выполнять машины. Соответственно изменилось и само предприятие. В 1771г.  Ричард Аркрайт построил первую фабрику.

- Что такое фабрика?

Фабрика – крупное капиталистическое предприятие, на котором использовался труд наёмных рабочих и которое основано на машинном производстве.

Выполним задание:

 

мануфактура

фабрика

Способ труда

 

 

Количество рабочих

 

 

Производительность труда

 

 

Качество продукции

 

 

 

 Учащиеся устно заполняют таблицу

Определите итоги промышленного переворота.

В ходе эвристической беседы по ответам учащихся производится запись в тетрадь.

Итоги промышленного переворота:

                  1. Значительно выросла производительность труда.

2. Облегчился труд человека.

3. Англия укрепила свои политические и экономические позиции в Европе и мире.

4. Были заложены основы новой индустриальной цивилизации.

3.Фабрика в жизни рабочих семей и предприни­мателей.

Одним из последствий промышленного переворота было образование новых групп  индустриального общества: буржуазии и наемных рабочих. Резко усилилась эксплуатация рабочих. Более прочным, по уровню доходов, было положение крупных промышленников.


Производство машин привело:


  1. К увеличению рабочего дня(12)

  2. Повышению интенсивности труда

  3. Понижению заработной планы

  4. Использовался труд женщин и детей

  5. Массовая безработица


Условия жизни рабочих были весьма тяжелыми. Они не имели гарантии заработка и жилья. Естественно такое положение дел приводило к росту протеста в рабочей среде.


4. Движение протеста. Разрушители машин.

 

Рабочие изыскивали всевозможные способы борьбы против своих уг­нетателей. В 1811 г. возникло движение луддитов — разрушителей ма­шин.

 Луддизм - движение разрушителей ма­шин

Нед Лудд, по имени которого названо это движение, работал под­мастерьем в городе Лестере. Историк пишет: «Как-то раз он не поладил со своим хозяином, тот обратился к полиции, и по ее постановлению не­счастного Лудда отодрали плетьми. Рассерженный малый взял тогда мо­лот и разбил свой станок вдребезги». С тех пор у рабочих появилась поговорка: «Поступать, как Нед Лудд», т. е. разбивать станки.

Проблемное задание. В Англии в условиях развития промышленного переворота росло движение протеста – разрушителей машин. Чем можно объяснить столь странное, с нашей точки зрения, поведение англичан?


Рабочие  не осознавали истинных виновников своего тяжёлого положения, поэтому действовали такими варварскими методами.

Нужно сказать , что движение приняло столь масштабный характер, что парламент был вынужден объявить о смертной казни.


IV. Закрепление. Подведение итога


К середине XVIIIвека в Англии сложились все предпосылки для промышленного переворота. Были созданы системы машинного производства – фабрики. Возросли объёмы производства и улучшение качества продукции. Английский народ заплатил дорогую цену за прогресс.

Но к концу XVIII века Англия была первой промышленной странной мира, где наиболее отчетливо проступали черты будущего индустриального общества.

 

                     Этап рефлексии.

Учитель: Придумайте вопросы по теме начинающиеся словами

-Как?

-Где?

- Почему?

- Кто?

-Зачем?

 

 

 

Д/з: §22, вопр. Выставление оценок

Прикрепленный файл Size
Промышленный переворот в Англии 7 кл.ppt 2.9 MB

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн