Submitted by Светлана Александровна Растова on Wed, 27/03/2013 - 19:41
Урок истории в 7-м классе по теме: "Промышленный переворот в Англии"
Цель: знакомство с промышленным переворотом в Англии как закономерным процессом назревших потребностей производства
Задачи урока
· Обучающие:
· Продолжить изучение истории Англии
· рассмотреть предпосылки промышленного переворота и связанного с ним аграрного переворота в деревне, выяснить его сущность и общественные последствия;
·
· познакомить учащихся с деятельностью первичных изобретений в Англии в эпоху нового времени.
· Развивающие:
· развитие умения доказательства фактов на конкретном материале;
· развитие умения работы с текстом учебника;
· развитие мыслительно-аналитической деятельности при работе с таблицей; умения систематизировать знания.
· Воспитательные:
· воспитание уважения к достижениям науки и техники как к результатам труда человека.
Планируемые результаты изучения материала
Учащиеся анализируют сущность промышленного переворота и понимают, что в результате этого процесса создаются условия для развития индустриального общества.
Методы обучения и формы организации учебной деятельности
Проблемный или частично поисковый метод.
Варианты проблемных заданий: 1. В Англии в условиях развития промышленного переворота росло движение протеста – разрушителей машин. Чем можно объяснить столь странное, с нашей точки зрения, поведение англичан?
2. Какова сущность понятий - «промышленный переворот» и «индустриальное общество»? Связаны ли эти понятия между собой? Можно ли утверждать о развитии промышленного переворота и индустриального общества в Англии?
Форма урока: комбинированный урок с элементами лабораторной работы.
Приемы деятельности учителя: образное повествование, организация работы класса с таблицей, текстом учебника (условия промышленного переворота), персонификация (изобретатели), эвристическая беседа, обучение учащихся решению учебных проблем и предъявлению результатов самостоятельной деятельности.
Развитие умений учащихся
Анализируют и выделяют главное, , составляют таблицу, учатся доказывать, формируют личностное отношение к содержанию, учатся определять круг необходимых знаний для решения проблемы (что мне надо знать для решения проблемы, что я уже знаю, что мне необходимо узнать), представляют результаты познавательной деятельности
Оборудование:учебник, компьютерная презентация «Промышленный переворот в Англии»,
План урока :
1. Аграрная революция в Англии.
2. Условия ( предпосылки) промышленного переворота. Промышленный переворот.
3. Развитие промышленного переворота и его первые итоги
4. Фабрика в жизни рабочих семей и предпринимателей.
5. Движения протеста. Разрушители машин.
Ход урока
I.Организационный момент.
--- Разминка.
II. Вводная беседа, постановка целей урока.
На примере истории Англии XVIII века мы с вами познакомимся с таким явлением, как промышленный переворот. Промышленный переворот является закономерным процессом для тех стран, в которых формировалось индустриальное общество. Первой на этот путь в 60-70 гг. XVIII века вступила Англия. Поэтому нам с вами очень важно разобраться в предпосылках, сущности и последствиях промышленного переворота. В ходе урока мы попытаемся найти ответы на эти вопросы.
- Вступительная беседа, актуализация знаний.
Промышленный переворот часто называют промышленной революцией.
- А что такое революция?
- А что бы мы назвали промышленной революцией? (Коренные изменения в промышленном производстве).
- Какие виды предприятий существовали в Англии в XVI- XVII веках?
- Что такое мануфактура?
Итак, мануфактура основана на ручном труде, т.о. мы имеем в виду коренной переворот в промышленной сфере, т.е. переход от ручного труда к машинному.
А почему мы с вами изучаем эту тему на примере Англии? (Актуализация знаний)
Какое событиепроизошло в этой стране в XVII веке? (В XVII веке в Англии произошла буржуазная революция, которая уничтожила абсолютную монархию и в стране утвердилась конституционная (парламентская монархия). К власти пришли богатые землевладельцы, купцы и предприниматели. Внутренняя и внешняя политика английского, парламента проводилась в интересах правящих кругов , создавала благоприятные условия для развития капитализма . Т. о. английская революция , установление конституционной монархии углубили кризис традиционного общества и способствовали развитию общества современного( индустриального).
Кроме того, в Англии к сер. XVIII века произошла аграрная революция. ( Начало капиталистических отношений в английской деревне было положено в 16 в. С началом процесса огораживания . К н. 18 в. Феодальные отношения в английской деревне были сломлены окончательно. Исчез мелкий собственник, все земельные владения были сосредоточены в руках лендлорда. Т.о. собственность была в руках лендлорда – землю арендовал фермер- работал на ней крестьянин- батрак( наемный рабочий). Аграрная революция и подготовила промышленный переворот в городе.
III. Этап изучение нового материала
1. Условия ( предпосылки) промышленного переворота. Промышленный переворот.
Для успешного развития промышленного переворота нужны три условия. Какие? (а) накопление богатств, для создания крупных предприятий; б)свободные люди, лишенные средств производства; в) рынок сбыта товаров.) Поработайте с текстом учебника с. 199-200 и найдите доказательства существования в Англии этих предпосылок. ( 1а) В руках у английских предпринимателей и банкиров накопились капиталы, ждущие выгодного использования. Источники накопления: земельные спекуляции внутри страны, ограбление колоний, расцвет банковского дела и торговли, работорговля; б) в результате аграрной революции земли сосредоточились в руках крупных собственников, крестьянство исчезло, в с/ х стали использовать труд арендаторов- фермеров. Лишившиеся земли крестьяне составили огромный рынок свободной рабочей силы; в) рынок сбыта товаров: новые колонии, растущие города и городское население.
Предпосылки промышленного переворота
Наличие этих условий в Англии
Свободные люди
Сложился рынок сбыта товаров
Накопление богатств
Выполнив задания, учащиеся озвучивают их, делая выводы о том, что в Англии к н.18 в . сложились условия для промышленного переворота.
Итак, мы выяснили , что условия для промышленного переворота в Англии были. Пришло время определить сущность данного явления.Попробуйте наоснове известных уже фактов дать определения понятию «промышленный переворот».
После ответа учащиеся делают запись в тетрадь:
Промышленный переворот – это переход от ручного труда к машинному, от мануфактурного производства к фабричному.
2.Развитие промышленного переворота и его первые итоги
Скопившееся огромные капиталы надо было выгодно использовать. Получению максимальной прибыли мешал низкий уровень развития производства. Купцы наводнили Англию дешёвыми и высококачественными тканями – муслинами. Продукция английских прядильщиков и ткачей была более грубой, менее практичной.
-Как можно было устранить конкуренцию индийским тканям?
(повысить качество и снизить цену английских тканей)
-Каким образом можно было организовать производство дешевых тканей?
(внедрить в производство различные изобретения – при помощи машин)
Познакомимся с изобретениямиXVIII века.
1733г. – Джон Кей – прядильный станок с «летучим челноком»
1765г. – Джеймс Харгривс – механическая прялка «Дженни»
1785г. - Эдмунд Картрайт – механический ткацкий станок на основе парового двигателя
– Джеймс Уатт – паровая машина
В 1771г. Ричард Аркрайт построил первую фабрику.
«Важнейшие изобретения в период промышленного переворота».
Более подробно мне бы хотелось, остановиться на человеке чье изобретение было не только великим, но и долгожданным – это Джеймс Уатт именно он является «отцом» паровой машины.
Рассказ о Джеймсе Уатте (или сообщение о нем ученика) может быть дополнен материалом, позволяющим создать представление о типе человека-изобретателя.
Уатт не получил инженерного образования. Болезненный ребенок, он занимался в начальной и средней школе с большими перерывами и слыл среди одноклассников довольно туповатым. Только в 13 лет математические способности позволили ему выйти в число первых учеников, что смутило прежних насмешников.
Находясь в гостях у своего дяди — профессора древних языков университета в Глазго, он начал проводить опыты по химии и физике. Джеймс любил работать один, в тишине, спокойно и неторопливо обдумывать сделанное, проверять свои мысли на опыте.
Так он и рос: тихим, болезненным, начитанным, наблюдательным и аккуратным, любящим размышлять и мастерить. Мальчик умел пользоваться многими инструментами, освоил даже литейное дело.
В 19 лет он отправился в Лондон и там поступил учеником в мастерскую, изготовлявшую навигационные инструменты. Через год юноша вернулся в Глазго, а затем стал мастером-инструментальщиком при университете.
В 1764 г. один из университетских профессоров поручил Уатту отремонтировать модель паровой машины Ньюкомена. Знакомство с этой несовершенной моделью натолкнуло Уатта на мысль создать иную машину, и началась работа.
«Субботний день (1765 г.) был чудесен, и я отправился на прогулку,— вспоминал потом Уатт.— Все мои мысли были сосредоточены на решении занимавшей меня проблемы. Подошел к дому пастуха, и в этот момент в голове у меня мелькнула мысль: поскольку пар является эластичным телом, он ринется в вакуум. Если между цилиндром и выхлопным устройством будет существовать соединение, то пар проникнет туда. Именно там его можно будет конденсировать, не охлаждая при этом цилиндра... Когда я дошел до Гольфхауза, в моей голове сложилось полное представление о том, что необходимо было сделать».
Уатт построил свою модель паровой машины. Вот так, во время прогулки была решена проблема.
А в 1784г. Джеймс Уатт получил патент на паровой двигатель. Это дало серьезный толчок английской промышленности.
Запись в тетради:1784г. - Уатт получил патент на паровой двигатель.
Английские изобретения быстро перенимали и в других странах, которые стремились к постоянному техническому обновлению.
Итак, работу на предприятиях стали выполнять машины. Соответственно изменилось и само предприятие.В 1771г. Ричард Аркрайт построил первую фабрику.
- Что такое фабрика?
Фабрика – крупное капиталистическое предприятие, на котором использовался труд наёмных рабочих и которое основано на машинном производстве.
Выполним задание:
мануфактура
фабрика
Способ труда
Количество рабочих
Производительность труда
Качество продукции
Учащиеся устно заполняют таблицу
Определите итоги промышленного переворота.
В ходе эвристической беседы по ответам учащихся производится запись в тетрадь.
Итоги промышленного переворота:
1. Значительно выросла производительность труда.
2. Облегчился труд человека.
3. Англия укрепила свои политические и экономические позиции в Европе и мире.
4. Были заложены основы новой индустриальной цивилизации.
3.Фабрика в жизни рабочих семей и предпринимателей.
Одним из последствий промышленного переворота было образование новых групп индустриального общества: буржуазии и наемных рабочих. Резко усилилась эксплуатация рабочих. Более прочным, по уровню доходов, было положение крупных промышленников.
Производство машин привело:
К увеличению рабочего дня(12)
Повышению интенсивности труда
Понижению заработной планы
Использовался труд женщин и детей
Массовая безработица
Условия жизни рабочих были весьма тяжелыми. Они не имели гарантии заработка и жилья. Естественно такое положение дел приводило к росту протеста в рабочей среде.
4. Движение протеста. Разрушители машин.
Рабочие изыскивали всевозможные способы борьбы против своих угнетателей. В 1811 г. возникло движение луддитов — разрушителей машин.
Луддизм - движение разрушителей машин
Нед Лудд, по имени которого названо это движение, работал подмастерьем в городе Лестере. Историк пишет: «Как-то раз он не поладил со своим хозяином, тот обратился к полиции, и по ее постановлению несчастного Лудда отодрали плетьми. Рассерженный малый взял тогда молот и разбил свой станок вдребезги». С тех пор у рабочих появилась поговорка: «Поступать, как Нед Лудд», т. е. разбивать станки.
Проблемное задание. В Англии в условиях развития промышленного переворота росло движение протеста – разрушителей машин. Чем можно объяснить столь странное, с нашей точки зрения, поведение англичан?
Рабочие не осознавали истинных виновников своего тяжёлого положения, поэтому действовали такими варварскими методами.
Нужно сказать , что движение приняло столь масштабный характер, что парламент был вынужден объявить о смертной казни.
IV. Закрепление. Подведение итога
К серединеXVIIIвека в Англии сложились все предпосылки для промышленного переворота. Были созданы системы машинного производства – фабрики. Возросли объёмы производства и улучшение качества продукции. Английский народ заплатил дорогую цену за прогресс.
Но к концуXVIII века Англия была первой промышленной странной мира, где наиболее отчетливо проступали черты будущего индустриального общества.
Этапрефлексии.
Учитель: Придумайте вопросы по теме начинающиеся словами