Типология учебных телекоммуникационных проектов
Телекоммуникационный проект – это совместная деятельность преподавателя и студента, направленная на решение поставленной проблемы, которая требует планирования и выполнения определенных действий с опорой на жизненный опыт и самостоятельный поиск обучающихся, для нахождения конструктивного решения и получения конечного продукта, в условиях использования компьютерных телекоммуникаций как доминирующего вида технологии. При проведении телекоммуникационного проекта на занятиях немецкого языка обучающиеся коммуницируют письменно с ровесниками. Коммуникация происходит по определенным темам и в установленное время. Тексты, написанные на компьютере отсылаются партнерам по электронной почте.
При использовании приемов обучения, построенных на обмене информации с помощью электронной почты, меняется роль преподавателя иностранного языка. Он должен быть, прежде всего, организатором обучения, обмена информацией с помощью компьютерных сетей, стимулировать и направлять коммуникативную учебную деятельность, готовить обучающихся к письменному общению с носителями языка, корректировать и исправлять коммуникативные ошибки, помогать преодолевать психологические и культурологические барьеры общения.
По доминирующему в проекте методу или виду деятельности автор различает: исследовательские, творческие, ролево-игровые, информационные и практико-ориентированные телекоммуникационные проекты. Исследовательские проекты требуют продуманной структуры проекта, обозначенных целей, актуальности проекта для всех участников, социальной значимости, продуманных методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов. Творческие проекты, для которых важным является оформление результатов, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности. Они подчиняются интересам участников проекта и связаны с постановкой какой-либо проблемы. Ролево-игровые проекты это проекты, в которых участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта и имитируют социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Результаты подобных проектов могут намечаться или в начале проекта, или вырисовываться к его концу. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролево-игровая, приключенческая. Информационные проекты, направлены на сбор информации о каком-то объекте, ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Они требуют хорошо продуманной структуры, которая включает: цель проекта, предмет информационного поиска, источники информации, способы обработки информации; результат информационного поиска; презентация. Практико-ориентированные, затрагивают интересы самих участников проекта, требуют хорошо продуманной структуры и организации координационной работы в плане поэтапных обсуждений, корректировки совместных и индивидуальных усилий, в организации презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, организация систематической внешней оценки проекта.
ОСНОВНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Знание типологии проектов, используемых в сетях или в обычном учебном процессе, может оказать существенную помощь педагогам при разработке этих проектов, их структуры , при координации деятельности учащихся в группах. Прежде всего определимся с типологическими признаками. Таковыми, с нашей точки зрения, могут быть:
Доминирующий в проекте метод: исследовательский, творческий, приключенческий, ролево-игровой, практико-ориентированный, пр.
Доминирующий в проекте содержательный аспект: литературное творчество, естественно-научные исследования, экологические, языковые (лингвистические), культурологические (страноведческие), ролево-игровые, спортивные, географические, исторические, музыкальные;
Характер координации проекта: непосредственный ( жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта).
Характер контактов (среди участников одной школы, класса, города, региона, страны, разных стран мира).
Количество участников проектов (индивидуальные, парные, групповые); по продолжительности проведения: краткосрочные, долгосрочные, эпизодические.
В соответствии с первым признаком можно наметить следующие типы проектов:
Исследовательские. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры проекта, обозначенных целей, актуальности проекта для всех участников, социальной значимости, продуманных методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов; творческие Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры, она только намечается и далее развивается, подчиняясь логике и интересам участников проекта. В лучшем случае можно договориться о желаемых, планируемых результатах ( совместной газете, сочинении, видеофильме, спортивной игре, экспедиции, пр.);
приключенческие, игровые. В таких проектах структура также только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Результаты таких проектов могут намечаться в начале проекта, а могут вырисовываться лишь к его концу. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролево-игровая, приключенческая;
информационные проекты. Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты также, как и исследовательские требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы над проектом. Структура такого проекта может быть обозначена следующим образом: Цель проекта--- результат (статья, реферат, доклад, видео, пр.)
предмет информационного поиска -- поэтапность поиска с обозначением промежуточных результатов -- аналитическая работа над собранными фактами -- выводы -- корректировка первоначального направления (если требуется) -- дальнейший поиск информации по уточненным направлениям -- анализ новых фактов -- обобщение --- выводы, и так далее до получения данных, удовлетворяющих всех участников проекта -- заключение, оформление результатов (обсуждение, редактирование, презентация, внешняя оценка);
практико-ориентированные. Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности участников проекта. Причем этот результат обязательно носит четко ориентированный на социальные интересы ,интересы самих участников результат ( газета, документ, видеофильм, звукозапись, спектакль, программа действий, проект закона, справочный материал, пр.).
Такой проект требует хорошо продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, четкие выходы и участие каждого в оформлении конечного продукта. Здесь особенно важна хорошая организация координационной работы в плане поэтапных обсуждений, корректировки совместных и индивидуальных усилий, в организации презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, организация систематический внешней оценки проекта.
По второму признаку - доминирующему содержательному аспекту проекты могут быть:
литературно-творческими Это наиболее распространенные типы совместных проектов. Дети разных возрастных групп, разных стран мира, разных социальных слоев, разного культурного развития, наконец, разной религиозной ориентации объединяются в желании творить, вместе написать какой-то рассказ, повесть, сценарий видеофильма, статью в газету, альманах, стихи, пр.,пр. Иногда, как это было в одном из проектов, координатором которого выступал профессор Кембриджского университета Б.Робинсон, скрытую сокоординацию осуществляет профессиональный детский писатель, задача которого, в ходе разыгрываемого сюжета научить ребят грамотно ,логично и творчески излагать свои мысли;
естественно-научные проекты чаще всего бывают исследовательскими, имеющими четко обозначенную исследовательскую задачу ( например, состояние лесов в данной местности и мероприятия по их охране; самый лучший стиральный порошок; дороги зимой , пр., пр.);
экологические проекты также, как правило, требуют привлечения исследовательских, научных методов, интегрированного знания из разных областей. Чаще они бывают практико-ориентированными одновременно (кислотные дожди; флора и фауна наших лесов; памятники истории и архитектуры в промышленных городах; беспризорные домашние животные в городе , пр.,пр.);
языковые ( лингвистические) чрезвычайно популярны, поскольку они касаются проблемы изучения иностранных языков, что особенно актуально в международных проектах и потому вызывает живейший интерес участников проектов. Подробнее об этих проектах будет рассказано ниже;
культурологические проекты связаны с историей и традициями разных стран . Без культурологических знаний очень трудно бывает работать в совместных международных проектах, так как необходимо хорошо разбираться в особенностях национальных и культурных традиций партнеров, их фольклоре;
ролево-игровые также весьма популярны и часто сочетаются с каким-то иным направлением проекта, например, приключенческим или литературно-творческим или культурологическим. Об этих проектах несколько подробнее будет рассказано ниже;
спортивные проекты объединяют ребят, увлекающихся каким-либо видом спорта. Часто они в ходе таких проектов обсуждают предстоящие соревнования любимых команд ( или своих собственных); методики тренировок; делятся впечатлениями от каких-то новых спортивных игр; обсуждают итоги крупных международных соревнований, пр., пр.);
географические проекты могут быть исследовательскими, приключенческими, пр. Примеры таких проектов будут приведены в этом разделе;
исторические проекты позволяют их участникам исследовать самые разнообразные исторические проблемы; прогнозировать развитие событий политических, социальных, анализировать какие-то исторические события, факты;
музыкальные проекты объединяют партнеров, интересующихся музыкой. Это могут быть аналитические проекты, творческие, когда ребята могут даже совместно сочинять какое-то музыкальное произведение, пр.
По третьему признаку - характеру координации телекоммуникационные проекты могут быть :
с открытой, явной координацией. В таких проектах координатор проекта участвует в проекте в собственной своей функции, ненавязчиво направляя работу его участников, организуя, в случае необходимости , отдельные этапы проекта, деятельность отдельных его участников ( например, если нужно договориться о встрече в каком-то официальном учреждении, провести анкетирование, интервью специалистов, собрать репрезентативные данные, пр.);
со скрытой координацией. В таких проектах координатор не обнаруживает себя ни в сетях, ни в деятельности групп участников в своей функции. Он выступает как полноправный участник проекта (один из...). Примером таких проектов могут служить известные проекты, организованные и проведенные в Великобритании (Кембридж, Б.Робинсон), в которых в одном случае профессиональный детский писатель выступал как участник проекта, стараясь "научить" своих "коллег" грамотно и литературно излагать свои мысли по различным поводам. В конце этого проекта был издан интереснейший сборник детских рассказов по типу арабских сказок. В другом случае в качестве такого скрытого координатора экономического проекта для учащихся старших классов выступал британский бизнесмен, который также под видом одного из деловых партнеров пытался подсказать наиболее эффективные решения конкретных финансовых , торговых, других сделок, в третьем случае для исследования некоторых исторических фактов в проект был введен профессиональный археолог, который , выступая в роли немощного специалиста, направлял "экспедиции".
|