Официальный сайт 70rus 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Выступление на конкурсе Учитель года 2013 методический семинар "Развивающее обучение на уроках истории и обществознания"

Слайд 1
Уважаемые коллеги.   хочу вас познакомить с обобщением опыта по теме  «Развивающее обучение на уроках истории и обществознания»
 Один искатель счастья увидел большой камень, на котором было написано
"Переверни и ты узнаешь что-то новое”
Он долго и с огромным трудом старался перевернуть камень. И когда он все же перевернул его, то увидел надпись на обратной стороне "Зачем ты ищешь новые знания, если ты не обращаешь внимания на то, что уже знаешь. И зачем тебе знать, если то, что ты знаешь, ты не обращаешь в действие".
Так и наши ученики порой  не знают, как правильно получить  знания и как их применить.
Слайд 2
Считается, что в процессе обучения ребёнок развивается. Однако на  уроках часто приходится наблюдать, что дети от класса к классу становятся всё менее активными в учении, проявляют к знаниям всё меньший интерес, не могут использовать ранее изученный на уроках  материал, знания по другим предметам. Почему?
Слайд 3
Я сделала предположение, что  творческие, мыслительные  способности учащихся развиваются слабо и учебная активность падает потому, что в процессе обучения не используются методы и средства, которые могут способствовать творческому развитию учащихся.
Слайд 4
И поставила перед собой цель - создать на уроке условия для проявления познавательной активности учеников,  для общекультурного и  личностного развития учащихся.
 Слайд 5
В достижении этой цели я использую различные педагогические  технологии, и, прежде всего,  технологию развивающего обучения.
 В основе развивающего обучения  лежат активные  и интерактивные  методы обучения.  Они строятся на практической направленности, творческом характере обучения, игре, диалоге, групповой форме организации работы на уроке, рефлексии. Моя задача вызвать ученика на сотворчество, организовать его, создать условия для его развития.   
Слайд 6
В классификации активных методов обучения выделяют следующие:  
1)  Дискуссии
2)  Методы, использующие элементы игры
3)  Рейтинговые методы, способствующие активизации деятельности учащихся благодаря создаваемому эффекту соревнования и дополнительной мотивации потребности достижений.
4)   Тренинги, позволяющие оказывать на личность и ее поведение стимулирующее, развивающее и корректирующее воздействие.
Методику использования  некоторые из них я хочу представить вашему вниманию.
Слайд 7
Дискуссия как метод обучения строится на непосредственном и активном общении участников, для организации интенсивной мыслительной и ценностно-ориентирующей деятельности учащихся.
Я  каждый год в старших классах  организую  уроки – дискуссии в форме Гражданского Форума.  Например, «Патриотизм и лжепатриотизм», "Политический режим и проблема свободы личности" и другие. Эти уроки требуют серьёзной  подготовки. На слайде представлен Форум на тему «Молодёжная культура и СМИ».
За 2 недели началась подготовка к уроку, изучение темы, подбор материала из СМИ, Интернета. Учащиеся  нашли статистические данные, интересные факты, иллюстрации. Было проведено анкетирование на тему Форума среди старшеклассников.
 Во время  дискуссии моя задача как учителя  - организовать обсуждение подходов к проблеме, диалог между участниками, управлять выработкой и принятием группового решения.
 В результате обсуждения темы Форума я предложила свой подход  к обсуждаемой проблеме: « Согласны ли в вы, что  тенденция  снижения образовательного, культурного и морального уровней молодежи  связана с изменением приоритетов в деятельности СМИ и снижением стандартов массовой культуры?». Учащиеся высказали своё мнение «за» и «против».
Подведение итогов дискуссии, это не конец дискуссии, а логическое окончание того, что делалось на уроке.
Хочу предложить вашему вниманию итоги дискуссии, сформулированные самими учащимися.
1. Мы должны быть толерантны, уважать мнения и вкусы других людей.
    2. Надо говорить с учащимися  о смысле жизни и обо всем, что их волнует.
    3.  В СМИ должны шире использоваться возможности социальной рекламы для формирования патриотизма и общей культуры молодежи.
Такая  форма организации урока не только способствовала интеллектуальному развитию учащихся, но и имела большие возможности в нравственном воспитании молодежи.
Слайд 8
На протяжении многих лет в своей практике использую интегрированный урок.  Бинарный урок основывается на межпредметных связях, знаниях и умениях, предполагает использование сплава из различных педагогических технологий, что является актуальным в связи с переходом на новые образовательные стандарты.
      На интегрированных уроках дети работают легко и с интересом усваивают обширный по объему материал,  создаются условия для проявления интеллектуальных способностей.
Слайд 9
Урок  Обществознание – английский язык по теме «Правонарушения и
 юридическая ответственность» в 1о классе был показан на районном семинаре учителей истории и обществознания и получил высокую оценку. На этом уроке учащиеся не только узнали новые понятия по предметам, но и смогли применить полученные знания при решении учебных ситуационных задач.  Проблемный вопрос: «Можно ли искоренить правонарушения?» заставил учащихся задуматься  и искать пути решения проблемы через организацию  профилактики преступлений среди несовершеннолетних.
Слайд 10
Знакомясь с новыми технологиями, я заинтересовалась методом архивных дел. Этот метод позволяет в интересной форме организовать и провести самостоятельную работу по темам с большим количеством фактического материала, который учащиеся усваивают с трудом. В рамках «архивных дел», можно провести исследовательскую работу, использовать метод проектов.
Так в 6 классе с помощью этого метода я организую групповую работу учащихся по теме раздела « Народы Азии, Америки и  Африки в Средние века». Архивное дело состоит из 2 частей, кроме теоретических вопросов, оно предусматривает творческие задания. Всего 5 групп, у каждой своё задание. Предлагаю вашему вниманию задание одной из групп.  В задании две части, к выполнению второй части ученики приступают только после нахождения ответа на первую часть. На уроке учащиеся работают в группе, выполняют творческое задание. Они готовят книжки-раскладки, заочные  экскурсии, странички из дневника путешественника и т.п. Представление работ по второму архивному делу происходит на следующем уроке.

Слайд 11
Нет такого учителя, который не использовал бы на уроке и внеурочной деятельности по предмету игровые технологии.
Игра «Город мастеров» помогла обобщить и конкретизировать знания  учащихся о  средневековом европейском городе. Знания, полученные самостоятельно с помощью учебника и дополнительной литературы, были применены на практике в решении  проблемных задач.
На уроке развивалось умение учащихся  проводить частично-поисковую познавательную деятельность.  С  позиции средневекового мастера-ремесленника  нужно было при обсуждении «цеховых правил»  объяснить, какие пункты цехового устава он  принимает, какие нет, почему;  заключить выгодный договор о найме ученика в мастерскую.
В ходе игры  решались важнейшие воспитательные цели  - формировалось уважение к труду.
"Обучение через действие" - один из самых эффективных способов обучения и приобретения опыта. Собственные эмоциональные переживания, связанные с содержанием и качеством выполнения ролей, запоминаются надолго.
Слайд 12
Дидактические игры позволяют проводить многократное повторение учебного материала. Помогают ребенку ощутить собственный интеллектуальный успех, поддержать интерес учащихся к предмету.
Особенно нравится моим ученикам  игра «Верите ли вы? ». Один из вариантов этой игры я провожу на  уроке «Древняя Спарта» в 5 классе. Учащиеся должны в рабочих листах, выданных каждому ученику, поставить «+» или  «-» рядом с утверждениями.  С соседом по парте  обмениваются результатами своих предположений.
Предлагаю такие утверждения, ответы на которые учащиеся смогут найти в течение занятия, читая текст параграфа или слушая учителя.
В конце урока я возвращаюсь к данным утверждениям и прошу учащихся оценить их достоверность, используя полученную на уроке информацию, т.е. происходит её осмысление.

Слайд 13
Одна из современных технологий, которую я использую для развивающего обучения. Модерация-  это технология организации интерактивного общения, группового взаимодействия

Результатом такого общения является   создание условий для переживания учащимися ситуации успеха в процессе учебной деятельности.
Техники модерации  решают  задачи на разных этапах урока.
 -  Например, приём «Поздоровайся локтями» поможет динамично начать  урок, задать нужный ритм, обеспечить рабочий настрой и хорошую атмосферу в классе  
 - На слайде представлен приём «Отсроченная отгадка», который  помогает эффективно «войти в урок», вместо скучного: «Сегодня на уроке мы будем изучать…»
Слайд 14
Несколько лет назад я попробовала применить  игровую технологию «Пишем историю сами» на уроках краеведения для написания истории родного края, т.к. учебник «История и культура Ленинградской  земли» оказался переполнен датами и фактическим материалом и труден для работы.  Предлагаю вашему вниманию одну из таких страниц.  
 
Слайд 15
Подготовка к этой проектной работе начинается на практических занятиях с документами, с  организации учебно-поисковой деятельности, посильных научных исследований.
 Сегодня эта деятельность вышла за рамки урока и  стала направлением работы школьного музея, руководителем которого я являюсь. Учащиеся успешно выступают со своими темами на школьных и районных конференциях,  приобретают коммуникативные умения. Не на словах, а на практике идёт воспитание чувства патриотизма и гражданственности у учащихся.
Я предполагаю, что с появлением единого учебника истории, эта технология будет особенно актуальна.

 Слайд 16
Результат развивающего обучения  - это всесторонне развитая личность, которая
-   умеет  самостоятельно приобретать знания;
-   применять их на практике;
-  работать с различной информацией,
-   самостоятельно критически мыслить,
 -  умеет  быть коммуникабельной в меняющихся жизненных ситуациях.

Слайд 17
Свидетельством эффективности использования технологии развивающего обучения являются результаты сдачи ЕГЭ  11-классниками.

Слайд 18
 и призовые  места на районных и областных олимпиадах.

Слайд 19
Спасибо за внимание.








 

Прикрепленный файл Size
презентация к Методическому семинару "Развивающее обучение на уроках истории и обществознания" 63 KB

»  Tags for document:

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн