Официальный сайт avto4avto 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



соединения серы

Данные об авторе
Регион: 
Город Москва
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Класс(ы): 
9 класс
Предмет(ы): 
Химия
Цель урока: 

Задачи урока:

1.     Охарактеризовать физические свойства соединений серы (VI). Изучить правила безопасной работы с концентрированной серной кислотой.

2.     Совершенствовать умения классифицировать вещества, составлять уравнения реакций, характеризующих их свойства, на примере свойств SO3иH2SO4.

3.     Рассмотреть качественную реакцию на SO42-. Развивать навыки качественного анализа неорганических веществ, умение мысленно проводить эксперимент, прогнозировать результаты эксперимента.

4.     Рассмотреть окислительные свойства концентрированной серной кислоты. Совершенствовать умение составлять ОВР, расставлять коэффициенты в них методом электронного баланса.

5.     Рассмотреть области применения серной кислоты.

Используемое оборудование: 

Оборудование и реактивы:

1.     Мультимедийный проектор, слайд - фильм «Соединения серы (VI)»

2.     Карточки с заданиями

3.     Демонстрации:

·        Обугливание сахара концентрированной серной кислотой:сахарная пудра, концентрированная H2SO4, стакан, стеклянная палочка;

·        Экспериментальная задача:под № растворы Na2SO4, H2SO4, NaCl, NaI; BaCl2, AgNO3,штатив с пробирками.

4.     Лабораторная работа: пластина для капельных реакций, Al2(SO4)3, K2SO4, H2SO4, BaCl2.

Краткое описание: 
<p> примерный план конспекта к уроку соединения серы со степенью окисления +6</p>

Задачи урока:

1.     Охарактеризовать физические свойства соединений серы (VI). Изучить правила безопасной работы с концентрированной серной кислотой.

2.     Совершенствовать умения классифицировать вещества, составлять уравнения реакций, характеризующих их свойства, на примере свойств SO3иH2SO4.

3.     Рассмотреть качественную реакцию на SO42-. Развивать навыки качественного анализа неорганических веществ, умение мысленно проводить эксперимент, прогнозировать результаты эксперимента.

4.     Рассмотреть окислительные свойства концентрированной серной кислоты. Совершенствовать умение составлять ОВР, расставлять коэффициенты в них методом электронного баланса.

5.     Рассмотреть области применения серной кислоты.

Оборудование и реактивы:

1.     Мультимедийный проектор, слайд - фильм «Соединения серы (VI)»

2.     Карточки с заданиями

3.     Демонстрации:

·        Обугливание сахара концентрированной серной кислотой:сахарная пудра, концентрированная H2SO4, стакан, стеклянная палочка;

·        Экспериментальная задача:под № растворы Na2SO4, H2SO4, NaCl, NaI; BaCl2, AgNO3,штатив с пробирками.

4.     Лабораторная работа: пластина для капельных реакций, Al2(SO4)3, K2SO4, H2SO4, BaCl2.

Ход урока

Материально-техническое

оснащение

I.Проверка Д/з:схема превращений упр.3 к §9,10(учебник Химия -9, Г..Рудзитис,-М: «Просвещение», 2008)

·        В каких соединениях схемы сера проявляет максимальную степень окисления? Объясните, почему высшая степень окисления серы равна +6.

·        Назовите вещества. К каким классам соединений они относятся?

 

II.Изучение нового материала.

 И так, тема урока: «Соединения серы (VI)».

Оксид серы (VI) SO3-бесцветная, сильно дымящаяся жидкость.Растворяется в воде с выделением большого количества тепла. При этом образуется серная кислота.

SO3- типичный кислотный оксид.

·        Какие свойства характерны для кислотных оксидов?

·        Составьте уравнения реакций, характеризующие кислотные свойства SO3.

SO32О = Н2SO4            (самостоятельная работа учащихся, взаимопроверка)

SO3 +Na2O = Na2SO4

SO3+ 2NaOH = Na2SO42О

SO3+ 2OH- = SO42-2О       

 

Слайд 2 «Физические свойства SO3»

 

 

Опорная схема для повторения:

 

                 +Н2О       

                                  кислота

неМеО     +МеО    

                                  соль

                 +Ме(ОН)n

                   щелочь       соль+Н2О

Серная кислота H2SO4

Физические свойства:

Безводная серная кислота H2SO4-это бесцветная маслянистая жидкость без запаха, смешивается с водой в любых отношениях, tпл. =10,30 С, tкип = 2960С,  почти в два раза тяжелее воды =1,84  г/см3.

Обладает сильным водоотнимающим действием.

Серная кислота очень едкое вещество:

-легко обугливает органически вещества;

 

 

-при попадании на кожу вызывает сильнейшие ожоги.

При смешивании серной кислоты с водой выделяется большое количество теплоты.

При растворении серной кислоты нужно влить её тонкой струёй в воду и перемешать. Если воду влить в серную кислоту, то вода, не успев смешаться с серной кислотой, может закипеть и выбросить брызги на лицо и руки.

 

 

 

Слайд 3 «Физические свойства серной килоты»

 

 

 

Демонстрация: «Обугливание сахарной пудры концентрированной серной кислотой»

Слайд 4 «ТБ при работе с серной кислотой»

Химические свойства:

Химические свойства серной кислоты в значительной степени зависят от её концентрации.

Для разбавленной кислоты характерны все общие для кислот свойства.H2SO4– сильный электролит.

·        Какие свойства характерны для кислот?

·        Выберите, с какими из перечисленных веществ реагирует  разбавленная серная кислота:серебро, алюминий, оксид марганца (II), оксид марганца (VII), гидроксид калия, сульфид железа(II), нитрат магния, нитрат бария, карбонат калия.Составьте уравнения возможных реакций в молекулярном и ионном виде.

      (самостоятельная работа учащихся, проверка на слайдах)

Опорная схема для повторения:

 

                 +Ме (до Н2)       

                                  соль + Н2

                 +МеО    

кислота                    соль+Н2О

                 +Ме(ОН)n

                                  соль+Н2О

                  + соль

                                       соль/ + кислота/

                                           если образуется газ или осадок

Слайд 5 «Задание»

Слайды 6-9 «Проверка»

Серная кислота двухосновная.Образует два ряда солей: сульфаты (Na2SO4) и гидросульфаты (NaHSO4).

·        Используя таблицу растворимости, определите какие ионы связываясь с сульфат-ионами, образуют осадок (Ba2+, Sr2+, Ca2+, Ag+, Pb2+)

Качественная реакция.Для качественного обнаружения сульфатов используют растворимые соли бария. Образуется белый мелкокристаллический осадок сульфата бария, не растворимый в кислотах и щелочах.

·        Лабораторная работа. Даны растворыAl2(SO4)3, K2SO4, H2SO4. Докажите наличие ионов SO42-в данных растворах. Составьте уравнения реакций в молекулярной и ионной формах.

Al2(SO4)3+ 3BaCl2=3BaSO4 + 2AlCl3

K2SO4 + BaCl2 = BaSO4  + 2КCl

Н2SO4 + BaCl2 = BaSO + 2НCl

       SO42- + Ba2+= BaSO

 

 

 

 

 

 

 

Оборудование и реактивы для лабораторного опыта.

 

·        Экспериментальная задача.Под № даны растворы хлорида натрия, йодида натрия, серной кислоты, сульфата натрия. Спланируйте ход распознавания веществ под номерами и распознайте их.

Вещества

Ход распознавания

пробирки

 

 

 

NaCl

 

 

 

 

Na2SO4

 

 

 

 

NaI

 

 

 

 

Н2SO4

 

 

 

 

(фронтальная работа – мысленный эксперимент, прогнозирование результата реакций)

Слайды 10-11. «Теоретическое планирование качественного анализа предложенных веществ»

 

Реактивы и оборудование для демонстрации химического анализа предложенных веществ.

 

 

Концентрированная серная кислота – сильный окислитель.Она взаимодействует даже с малоактивными металлами и некоторыми неметаллами (углем, серой, фосфором)

Взаимодействие с металлами

Li  … Mn

Zn Pb H

Cu Ag

активные

средней активности

малоактивные

 Ме + H2SO4конц МеSO4+ Н2О +

H2S-2

активные Me

+

S0

средней активности Ме

+

SO2

малоактивные Me

Концентрированная серная кислота не реагирует с благородными металлами и пассивирует Fe, Cr, Ni, Al!

·        Составить реакцию взаимодействия магния с концентрированной серной кислотой:

4Мg+ 5H2SO4конц.   = 4MgSO4+ H2S+ 4H2O

Mg0-2e=Mg2+   4 окисление, восстановитель

S+6 +8e= S-2        1 восстановление, окислитель

·        Составить реакцию взаимодействия меди с концентрированной серной кислотой:

Cu+ 2H2SO4конц.   = CuSO4+ SO2+ 2H2O

Cu0-2e=Cu2+      1 окисление, восстановитель

S+6 +2e= S+4       1 восстановление, окислитель

(самостоятельная работа учащихся, взаимопроверка)

Слайд 12. «Взаимодействие концентрированной серной кислоты с металлами»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 13. «Расстановка коэффициентов в ОВР»

 

 

 

Слайд 14. Видеоролик опыта «Взаимодействие меди с концентрированной серной кислотой»

ПрименениеH2SO4.

Производство H2SO4 в мире неуклонно растет. Так, в период с 2000 по 2005 год оно возросло со 160 до 189 млн тонн. Серная кислота - важнейший продукт химической промышленности.                                                                                

·        Серная кислота используется для получения фосфорных и азотных удобрений: простого суперфосфата, двойного суперфосфата, преципитата и сернокислого аммония. Достаточно указать, что при производстве 1 т суперфосфата из фторапатита, не содержащего гигроскопической воды, расходуется 600 кг. 65-процентной серной кислоты. Суперфосфат представляет собой одно из наиболее распространенных удобрений, и он производится в количестве нескольких миллионов тонн.

·        В металлургии при прокате стали, на металле иногда образуются трещины, которые пронизывают толщу металла и появляются на поверхности металла в виде так называемых "волосовин" - тончайших трещин. Механические свойства металла вследствие этого резко снижаются. Для обнаружения трещин применяют 25 - 30-процентную серную кислоту. Образцы проката помещают в свинцовую ванну и травят, т.е. подвергают воздействию серной кислоты. При этом происходит растворение окалины и тонкого поверхностного слоя металла. Затем образцы промывают в воде и внимательно рассматривают - трещины, выходящие на поверхность, видны глазом.

·        На металлообрабатывающих заводах серную кислоту используют в цехах гальванопокрытий. Как известно, перед нанесением на металлические изделия электрическим методом никеля, хрома, меди их нужно тщательно очистить, протереть, обезжирить и, наконец, выдержать непродолжительное время в ванне с раствором серной кислоты. При этом она растворяет тончайший слой металла и с ним удаляются следы загрязнений. В то же время поверхность металла становится более шершаво: на ней появляются микроскопические углубления и выступы. Электролитические покрытия к такой поверхности лучше пристают и более прочно сцеплены с металлом.

·        Серная кислота используется в качестве электролита в аккумуляторах.

·        Широкое применение серная кислота находит в органическом синтезе. Сульфирование широко используется в промышленном синтезе органических красителей, поверхностно-активных веществ (производство синтетических моющих средств), различных медицинских препаратов, например, стрептоцида; в производстве пластмасс, взрывчатых веществ.

·        Значительные количества серной кислоты потребляет нефтеперерабатывающая промышленность.

Нахождение в природе.Серная кислота найдена в некоторых водах вулканического происхождения. Так, например, вода реки Рио-Винагре, или Пазамбио, берущей начало у вулкана Пураче в Кордильерах (Южная Америка), содержит до 0,1 % серной кислоты. Река ежедневно выносит в море около 20 т серной кислоты.  Необычайной красоты кислотное озеро спрятано на 170 метровой глубине в одном из трех кратеров 3-х километрового хребта вулкана Малый Семячик. Озеро шириной 500 м. и глубиной 140 м. состоит из прогретого до 40 градусов раствора серной и соляной кислоты средней концентрации.На острове Кунашир (Курильские острова) есть молочно-белое озеро ещё более интенсивной окраски. Озеро это кипящее. Установлено, что оно заполнено концентрированным раствором серной и соляной кислот, а со дна его всё время поднимаются горячие вулканические газы, которые подогревают воду до кипения.
 

Слайд 15- 19 «Применение серной кислоты»

Слайд 15.

 

 

 

Слайд 16.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 17.

 

 

 

Слайд 18.

Слайд 19.

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 20.

Домашнее задание.§11

 Задача. Какой объем 98%-ной серной кислоты с плотностью 1,84 г/мл необходимо взять для полного растворения меди массой 8 г и какой объем газа (н.у.) выделится при этом?

 

 


»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading

Оценка материала

...
Глобальная школьная лаборатория

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн