Тема: Изготовление снежинки.
Возраст. Учащиеся 1-4 классы.
Оборудование: образцы изделия, иллюстрации из книги, книга «Снежная королева».
Для учащихся: заготовка « квадрат», клей, линейка, карандаш, песок, чистый лист бумаги.
Цель.
Изготовить аппликацию снежинки из песка.
Задачи.
- Развивать творческую активность, наблюдательность, фантазию и видеть необычное в окружающих предметах.
- Учить строить круговой узор из центра, симметрично располагая элементы на лучевых осях.
- Использовать в узоре разнообразные прямые, округлые формы, растительные элементы. - Вызвать у детей желание создавать коллективную композицию из сделанных ими работ.
- Воспитывать у обучающихся аккуратность, эстетический вкус.
1.Организационная часть.
- Здравствуйте ребята, здравствуйте дорогие гости!
Я вам загадаю загадку, а вы попробуйте угадать, что мы на сегодняшнем занятии будем изготавливать.
С неба падают зимою
И кружатся над землею
Легкие пушинки,
Белые…(снежинки).
Правильно снежинки. Тема сегодняшнего занятия «Изготовление снежинки». Сегодня мы немножко пофантазируем и создадим свои необычные снежинки. Много снежинок опускается на землю, одна красивее другой.
Один американский натуралист (ученый, естествоиспытатель, исследователь природы)много лет фотографировал снежинки через микроскоп, а потом издал альбом, содержащий четыре тысячи портретов этих хрупких созданий. Что же такое снежинки? Это кристаллы льда, точнее сростки простейших кристалликов льда – иголочек и пластинок. Они растут и превращаются в снежинки. Снежинки - очень нежное и капризное существо. Вспомните сказку «Снежная королева». Кай говорил: «Гляди в стекло, Герда, видишь, как искусно сделано! Это куда интереснее цветов! И какая точность! Ни единой неправильной линии!»
- Рассмотрите внимательно снежинки.
- Какую форму имеют снежинки?
(ответы детей).(плоскую, многоугольную)
- Что вы еще заметили? (У снежинок есть прорези)
- С чем можно сравнить снежинку? (звездочкой, цветком, пушинкой.)
-Послушайте стихотворение, оно называется «Снежинка» (А.Пришелец).
Робкой, потревоженной пушинкой
Падает над городом снежинка.
Ниже, ниже – кругом, прямо, криво,
Ах, и до чего ж она красива!
Я любуюсь, и пройти не смею-
Я не знаю, что мне сделать с нею:
Вот она сейчас, сию минуту,
Упадет на сапоги кому-то.
Я тянусь к ней доброю ладонью:
- У меня тебя никто не тронет!
На ладони - долго ль до беды!-
Крошечная капелька воды.
Я хотел спасти тебя, снежинка,
А несу в руке твою слезинку.
- С чем автор сравнивает снежинку?
-Правильно он сначала описал ее робкой, потревоженной пушинкой, она падала над городом. Снежинка была красива, любуясь ее танцем, автор не смел отойти от нее. И вдруг он захотел ее спасти.
«я тянусь к ней доброю ладонью
- У меня никто тебя не тронет»
Но когда снежинка оказалась на ладони, то от нее осталась крошечная капелька воды, которую автор сравнил со слезинкой.
- «Я хотел спасти тебя, снежинка,
А несу в руке твою слезинку».
- А вы когда-нибудь ловили снежинку ладонью.
-Посмотрите, какие бывают снежинки. Их можно вырезать из различной бумаги.
Можно оформить различным нитками. Оно напоминает кружево.
А мы с вами будем делать аппликацию снежинки из песка.
2. Практическая работа.
Невидимкой, осторожно,
Он является ко мне,
И рисует, как художник,
Он узоры на окне.
Это клен, а это ива,
Вот и пальма предо мной.
Как рисует он красиво
Белой краскою одной!
Я гляжу – не оторваться:
Веток линии нежны!
А художник – рад стараться,
Даже кисти не нужны.
- Как вы думаете, кто может нарисовать такие узоры?
- Правильно Дед Мороз.
И мы с вами сейчас будем рисовать снежинки. На нарисованные контуры снежинки будем наносить клей и сверху посыпать песком. Готовые работы будем наклеивать на общую композицию, подбирая основы по цвету.
У каждого из вас есть бумажный квадрат, имеющий разный цвет. Наша задача нарисовать снежинку.
Все снежинки разные, но в основе имеют общую форму – шесть лучей, расходящихся из одной точки. Посмотрите, я беру темный квадрат, посередине ставлю точку и провожу в стороны шесть лучей: один луч вверх, другой вниз, а потом два влево и два вправо, проверим – всего шесть лучей. Теперь соединяю лучи: рисую круги – один вокруг точки, второй дальше…и последний круг провожу по кончикам лучиков. А теперь эту снежинку нужно превратить в волшебное кружево. Придумайте свой сказочный узор. Это могут быть цветы, листья, завитки веточки и все, что захотите. Или просто узоры из точек и пятнышек. Но все узоры которые вы будете рисовать на лучах должны быть симметричные.
Симметрия – закономерное расположение форм и красок, при котором одна половина изображаемого предмета является зеркальным отражением другой половины.
Физминутка.
Я знаю, что вы очень любите играть в снежки. Поиграем на выразительность жеста.
Нужно нагнуться, схватить двумя руками снег, распрямиться и бросить воображаемый снежок резким коротким движением.
Продолжаем работу, у нас получилась красивая снежинка. Сейчас мы ее будем украшать.
А украшать мы будем песком.
К каким материалам относится песок? (к природным)
Какой вспомогательный материал нам нужен для работы? (клей)
На линии, которые мы нарисовали, наносим толстым слом клей. На этот клей насыпаем песок. Таким способом украшаем всю снежинку. Готовую снежинку оставляем до полной сушки. Готовые работы будем оформлять в композицию.
3.Итоговая часть.
- Какое изделие вы сегодня делали? (снежинку.)
- Какие новые слова вы сегодня узнали?(натуралист, симметрия.)
- Что вы сделали в первую очередь, чтобы нарисовать снежинку? (поставили точку, провели лучи, начертили круги.)
- Как вы оформляли снежинку? ( на линии наносили клей, на клей сыпали песок.)
- Что вам показалось наиболее сложным в этой работе?
|