Цель урока:формирование творческой любознательности, фантазии, воображения школьников средствами народного искусства папье-маше, её видах, традициях формы и росписи.
Задачи:
Воспитывать любовь и интерес к традициям русской культуры, своей Родине и её истории.
Формировать навыки работы в художественной росписи.
Развивать творческую и познавательную активность, художественную фантазию и вкус.
Методы, приёмы и средства:
Организационная часть - приветствие
Основная часть - рассказ
мультимедийный показ презентация
-самостоятельная работа
представление и анализ работ
-подведение итогов заключительная часть - прощание
Раздаточный материал:заготовки для маски (на каждом столе), бумага, клей.
Уровень образования школьников: 5-7 классы.
Структура
урока
Методы
приемы и средства
Деятельность учителя
Деятельность
учащихся
время
Орг. часть
Приветствие
-Здравствуйте!
-Сегодня у нас урок на тему «изготовление маски из папье-маше»
Слушают
1 м.
Основная часть
Мультимедиа показ
Практическая работа
Выставка
работ
Оценка,
прощание
Задание на дом.
вступление
Папье-маше по-французски – жеваная бумага. Оно делается из старых газет и клея. Есть два основных способа: наклеивание бумаги слоями (маширование) или лепка из бумажной массы. Мы будем использовать первый способ.
Чрезвычайно интересный вид работы, развивающий творческую фантазию и воображение детей,—изготовление масок.
Маски культовые, обрядовые, карнавальные... Они пришли к нам из глубины веков как выражение наивного представления о природе и человеке. К ним прибегал он, когда хотел защитить себя от «злых духов», когда хотел удачной охоты. Разнообразны форма, размеры, материал, из которых они сделаны. Часто это элементы окружающей природы: листья, береста, кожа зверей и рыб, мех, перья, раковины и многое другое. Делаются маски также из металла и из дерева. Последние отличаются особой обобщенностью и пластичностью формы. Особенно хороши маски народов Африки, выполненные из разных пород дерева. Отшлифованные и пропитанные маслами, они имеют приятную глянцевую поверхность. Маски изображают зверей и птиц, персонажей мистерий и просто людей, веселых, грустных, страшных.
Характерная черта масок— необычайная эмоциональность. Они передают самые разнообразные чувства: гнев, ярость, смех, созерцательное спокойствие. Раскрашивались маски минеральными и растительными красителями в красные, черные, белые цвета. Со времен Древней Греции маски — участники всевозможных мистерий — высмеивали пороки человека.
В основном маски делятся на три группы: маски — головные уборы, маски-личины и маскоиды. Последние не предназначены для ношения на голове. Большей частью они бывают маленькими и прикрепляются к одежде или головному убору.
Разве можно пройти мимо этого интереснейшего вида конструирования? Конечно, мы будем делать маски, и прежде всего — из бумаги.
Ни хорошая фотография, ни даже слайды не дадут такого яркого всплеска эмоций, как настоящие маски, увиденные воочию.
Личины, предназначенные для карнавала, и декоративные, служащие украшением стен во время праздника. Последние лучше делать большими, раза в два больше натуральной величины головы человека — они ведь будут смотреться на расстоянии.
Как всегда, прежде всего замысел. Что хочет сделать автор: символическое изображение солнца, персонаж сказки или просто веселое или угрожающее изображение; какое настроение он хочет передать в своей работе?
Ребята должны понять, что маска всегда условна, это обобщенный, ярко выраженный образ. Отсюда и принцип, техника работы. Маска а также внутреннюю сторону обклеиваем гладкой, тонкой бумагой, а еще лучше марлей. Оставшуюся форму, особенно глиняную, можно использовать повторно, применив иного вида оформление, иные цвета.
И вот наступает самый интересный для детей этап работы: окончательное оформление маски. Прежде всего ее нужно хорошо покрыть плотной, укрывистой краской — гуашью или масляной — и дать просохнуть. Большое значение имеют глаза, они должны быть очень выразительными (можно их сделать из половинки пластмассового мячика для игры в пинг-понг).
Окончательное оформление целиком зависит от изобретательности автора. Все может пойти в ход: пенька, мех, нитки и многое другое. Но должно быть чувство меры и вкус, не следует применять в одной работе разнообразный материал — может получиться грубо.
Презентация «маски».
Используемые ресурсы:
1.moikompas.ru/
2.uneshniioblik.ru/raznoe/teatr…maski.html/
3.www.kruqosuet.ru/
4.ru.wikipedia.orq/wiki/
Технологическая карта изготовления маски из папье-маше.
Учитель предлагает учащимся стать мастерами – сделать своими руками маску. В процессе самостоятельной работы учитель оказывает индивидуальную помощь, контролирует организацию рабочего места, правильность выполнения приемов работы, ее объем и качество.
Предлагает каждому ученику представить свою работу.
Сегодня на уроке вы узнали и научились делать своими руками маску
Выставление оценок за урок на основе самооценки.
после просушки изделия распишите ее красками.
Слушают
Рассматри-
вают презентацию
изучают последовательность работы
работают
высказывают своё мнение по представленным работам
оценивают работы
Технологическая карта изготовления
карнавальной маски из папье-маше
Папье-маше делается из старых газет и клея. Данный способ наклеивание бумаги слоями (маширование).
1.Взять достаточное количество пластилина или глины 500-600 гр.
2.Слепите форму маски.
3.Нарвите бумагу кусочками. Смажьте маску вазелином или растительным маслом.
4.Первый слой накладываем без клея.
5.Последующие три – четыре слоя бумаги смазываем клеем
6.Последний слой накладываем из плотной бумаги гладко прижимая по форме маски.
7.После высыхания маску снимите с формы, подравняйте края, прорежьте ноздри, глаза и рот. Загрунтуйте белилами.